|
Архив
Персоналии
Кинематограф
Награды
Фестивали
Сборники
Серии
Периодика
Издательства
Сайты
Произведения
Термины
Дополнения
Календарь
Хроноскоп
Энциклопедии
Рекорды
|
|
|
|
«Фантастическому зданию – фантастические размеры!» – подходящий лозунг для авторов НФ, страдающих
гигантоманией. Как же иначе можно объяснить создание громадных «домов в 1000 этажей» километровой длины и
полуторакилометровой высоты (И. Стальнов. Последний госпитальер), внутри которых к тому же легко заблудиться и
уже никогда не выйти наружу? Строительство небоскребов вообще-то еще в 1802 году пророчески предвидел Э.
Дарвин в своем труде «Храм природы», но современные авторы идут еще дальше. Их уже не интересуют огромные
здания внутри города, на страницах их романов ужу появляются целые города из одного-единственного здания. Это
может быть город – башня многокилометровой высоты (Р. Сильверберг. Прыгуны во времени) или парящий в воздухе
город-пирамида (Ж. Клейн. Боги войны). При этом здание может простираться не только высоко вверх, но и уходить
на небывалые расстояния вглубь земли. Одно из них, огромное подземное сооружение, описано в романе Ф. Херберта
«Муравейник Хеллстрома». Его размеры поражают воображение, хотя та его часть, что находится на поверхности,
совсем небольшая и представляет собой обыкновенную ферму.
Дома способны удивлять не только своими размерами, но и новыми функциями, не свойственными им сегодня.
Обычно они вытекают из воображаемого объединения здания и какой-нибудь другой системы. Например, дом –
дерево. Это может быть здание, выращиваемое из семян на огороде до нужных размеров. С жителями внутри себя
такой дом будет состоять в своеобразном симбиозе, поглощать выделяемый ими углекислый газ и вырабатывать
кислород, а при необходимости и отращивать новые комнаты (К. Булычев. Многоуважаемый микроб). Нечто подобное,
наверное, имел в виду и С. Лукьяненко, когда описывал свои полурастительные экологические жилища в рассказе
«Дорога на Веллесберг».
Имеются в фантастике и здания – транспортные средства. В рассказе В. Бабенко «Стоп, машина!» изображено здание,
способное к ПВ. Но для того, чтобы переместиться во времени, оно должно пройти какой-то путь и в пространстве.
Таким образом, оно «путешествует» по планете, сметая все на своем пути. Похожий дом присутствует и у Б. Олдисса
(«Галактики как песчинки»), но здесь он исчезает в одном месте и тут же появляется в другом, не нанося никакого
ущерба ОС.
Наилучшие результаты идея «дом-транспорт» дает при использовании для передвижения сил антигравитации.
Во-первых, отдельные помещения тогда можно соединять между собой в самые причудливые конструкции, а
во-вторых, в этом случае очень привлекательно выглядит возможность путешествовать по всей планете не выходя из
собственного дома и, как следствие, выбора места жительства по своему вкусу (Л. Панасенко. Гнев Ненаглядной; Р.
Мандершайд. Рай земной). Для таких домов по всей планете будут сооружены специальные площадки. Перелетая с
места на место, дома приземляются на них и подключаются, как вилка в розетку, к доставке пищи, воды и другим
системам жизнеобеспечения. Необходимую жильцам энергию вырабатывает крыша, покрытая фотоэлементами
(В. Савченко. За перевалом).
Нельзя обойти вниманием и здания, полностью или частично находящиеся в других измерениях. Через них очень
просто путешествовать на большие расстояния (Р. Хайнлайн. Дом, который построил Тил). Кроме того, такое здание
может находиться вовсе и не на Земле, а где-то, непонятно где. Тогда все, что будет напоминать о его существовании
– это портал ТП – перехода из него на Землю и обратно (Н. Орехов, Г. Шишко. Герильеро).
Очень часть в фантастике изображаются отдельные элементы автоматизации жилища. По мнению авторов, с уборкой
помещений, приготовлением пищи или мытьем посуды вполне могут справиться различные устройства (Р. Хайнлайн.
Дверь в Лето). Но в основной своей массе фантасты, хоть и предвидят проникновение механизмов в повседневный
быт, все же выступают против этого. Иначе зачем им тогда всепроникающую автоматизацию доводить в своих
произведениях до абсурда и изображать в таком сатирическом ключе? (Т. Вулф. Автоматизированный отель). Или
показывать всю бессмысленность работы механизмов в отсутствие человека? (Г. Франке. Решение).
Предпринимались и попытки оживлять здания. Одно из самых запоминающихся изображено в рассказе Б. Штерна
«Дом», где живой разумный дом под старость лет решил поселиться в приморском городке. Все его переживания и
болезни аукаются жильцам коммунальными авариями, трещинами в стенах и плесенью в углах. У людей тоже
возникают психологические проблемы, связанные с жизнью внутри разумного существа.
Стоит упомянуть и об инопланетных зданиях. Конечно, жилища Ипов мало подходят людям. Вряд ли кому захочется
поселиться внутри кактуса (Х. Пирс, Д. Александер. За перевалом). И даже здания гуманоидных марсиан не способны
понравиться людям. Хоть эти дома и поворачиваются вслед за Солнцем, но внутри них идет дождь (Р.Брэдбери. Илла
– в кн. Марсианские хроники).
Здание в центре сюжета
- 19?? – Клиффорд Саймак. Дом обновленных (New Folk’s Home).
- 1980 – Борис Штерн. Дом
- 19?? – Роже Мандершайд. Рай земной
- 19?? – Роберт Хайнлайн. Дом, который построил Тил
- 19?? – Герберт Франке. Здание
- 19?? – Ян Вайсс. Дом в тысячу этажей
Данная статья написана специально для энциклопедии
«Кольца Дракона» и является ее неотъемлемой частью
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
© 2004.
Ссылка на источик желательна.
Vitaley Karatsupa
|
|