|
Архив
Персоналии
Кинематограф
Награды
Фестивали
Сборники
Серии
Периодика
Издательства
Сайты
Произведения
Термины
Дополнения
Календарь
Хроноскоп
Энциклопедии
Рекорды
|
|
|
|
Американский режиссер, продюсер, сценарист. Родился в г. Циннцинати (штат Огайо), в семье электрика и
профессиональной пианистки. Но матери пришлось расстаться с мыслью о карьере ради воспитания четверых детей –
Стивена, Энн, Сью и Нэнси. Вскоре семья переезжает в Феникс (штат Аризона) – глухой провинциальный городок,
где Стивен пошел в школу. Он был единственным евреем в классе, что сделало мальчика довольно замкнутым
ребенком, неуверенным в себе, физически слабым, сторонящимся более сильных и уверенных в себе, сверстников.
Он часто сидел дома и смотрел телевизор, что, видимо, отразилось на мировоззрениях ребенка. А когда от отца он
получил в подарок портативную 8-миллиметровую кинокамеру, она оказалась настолько удачным подарком, что через
некоторое время у Стивена появилось прозвище "человек-кинокамера". Он снимал всё и вся. Спустя несколько
месяцев новоявленный режиссер уже пробует снимать короткометражные фильмы с актерами. Даже пытается делать
фильмы ужасов, в которых вместо крови использует вишневый сок. В 12 лет он – учащийся Колледжа штата
Калифорния (California State College) – впервые принял участие в юношеском конкурсе любительских фильмов. В
первом в его жизни конкурсе мальчишка побеждает, представив на суд жюри свою 40-минутную картину о войне
"Побег в никуда" (1960), в котором снимались его родители и сестры.
24 марта 1963 года в местном кинотеатре состоялась необычная премьера – двухчасовый фильм "Небесные огни",
снятый местными школьниками во главе со Стивеном Спилбергом, рассказывающий историю похищения людей
инопланетянами для использования их в космическом зоопарке. Профинансировали картину родители Стивена: в
проект было вложено около 600 долларов + бесплатная кормежка съемочной группы от матери + помощь в
строительстве макетов от отца.
В Калифорнии, куда переехали Спилберги, Стивен дважды пытался поступить в киношколу при Университете Южной
Калифорнии. Дважды его отвергли с резюме – "слишком бездарен". Тогда он поступает в технический колледж, а на
каникулах снимает 20-минутный фильм "Эмблин", который стал его трамплином в большое кино. В 1969 году компания
"Universal" после просмотра "Эмблин" заключает с молодым режиссером контракт на первый эпизод нового сериала
"Ночная галерея" (1969). А через два года он снимает свой первый полнометражный фильм "Дуэль" (1971). Картина
созданная для телевидения, завоевавшая Гран-при на только что созданном фестивале фантастических фильмов
"Авориаз", после своего успеха было перенесена на большой экран. Основой
для "Дуэли" послужил рассказ Ричарда Мэтисона (Richard Matheson), который в свою очередь был написан, опираясь
на реальный случай. В картине в качестве главных действующих лиц снялись два автомобиля: миниатюрная
легковушка и большой бензовоз, который все время преследует малышку, стремясь ее уничтожить.
В 1975 году Спилберг "выдает на-гора" очередную сенсацию – фильм-катастрофу "Челюсти", принесшую ее
создателям огромную прибыль. Лента стала третьей в прокате по итогам 70-х годов, собрав 260 млн. долларов, а если
пересчитывать с учетом инфляции, картина находится сейчас на шестом месте за всю историю американского кино,
являясь самой кассовой среди кинематографических работ, внушающих страх. История небольшого американского
городка, который терроризирует огромная белая акула-людоед, нашла свое продолжение еще в трех фильмах:
"Челюсти-2" (1978, реж. Джэннот Шварц), "Челюсти-3" (1983, реж. Джо Элвис) и "Челюсти: Месть" (1987, реж.
Джозеф Сарджент).
В 1977-м следующий сюрприз – серьезный, "интеллигентный" (по точному замечанию Леонарда Молтина)
научно-фантастический фильм «Близкие контакты третьей степени» о попытке установления непосредственных контактов
с внеземной цивилизацией. Перед созданием картины Спилберг тщательно изучил многие доклады, любые доступные
сведения о НЛО, лично встречался с людьми, которые, по их словам, сталкивались с пришельцами. В 1980 году
выходит "специальная редакция" этого фильма. Она на три минуты короче, но с изменениями в финале: земляне
все-таки входят в космический корабль пришельцев, где видят ниспадающий "божественный" свет и смутные
очертания инопланетного существа.
Четыре года спустя Спилберг картиной «Искатели потерянного ковчега» (1981) начинает свою знаменитую серию об
Индиане Джонсе – учителе археологии одного из американских колледжей 30-х годов, и его фантастических
путешествиях в отдаленные уголки нашей планеты. Эти три «комикса» еще более упрочили репутацию режиссера, как
создателя зрелищного, неизменно отличного и, главное, кассового кино. Остальные фильмы серии – «Индиана Джонс
и храм рока» (1984) и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). На съемках второй части серии об
«Инди» (так окрестили американцы Индиану Джонса) режиссер близко сходится со снимавшейся в фильме Кейт
Кейпшоу. Но лишь 12 октября 1991 года они поженились и молодая актриса ради мужа почти отказалась от своей
карьеры. Бывшая супруга Спилберга Эми Ирвинг (также актриса, на которой Спилберг женился в 1985 году) в
результате развода в 1989 году потеряла мужа, но приобрела 100 миллионов долларов «отходных». Интересно, что по
условиям брачного контракта, Кейт может получить 20 миллионов долларов, если пожелает развестись после пяти лет
совместной жизни.
В 1982 году на американских экранах начинает демонстрироваться лента «И. Т.: Инопланетянин»,
которой было суждено стать одной из лучших фантастических лент за всю историю мирового кинематографа.
Сценарий к картине С. Спилберг вместе с Мелиссой Мэтисон начал писать еще во время съемок первой части
трилогии об Индиане Джонсе. Фильм снимался в течение восьми месяцев, а в мае 1982 года состоялся первый
просмотр «И. Т.: Инопланетянина», ставший стартом победного шествия этого в
общем-то детского фильма по киноэкранам мира.
80-е года для Спилберга были своего рода площадкой для новых экспериментов и создания картин совсем другого
плана. Он также много продюсирует, являясь владельцем созданной им в 1984 году фирмы "Amblin Entertainment",
которая в свою очередь помогла выйти к широкому зрителю таких ныне известных режиссеров, как Джо Данте, Дж.
Лэндис, Тоб Хупер, Роберт Зэмекис, Дж. Миллер. Сам же Спилберг начинает снимать фильмы лишенные внешней
развлекательности, авантюрности, без использования современных компьютерных трюков. Это такие картины, как
"Цвет лиловый" (1985, по роману Алисы Уолкер), "Империя Солнца" (1987, по автобиографическому роману Джеймса
Балларда), "Всегда" (1989). Интересно, что фильм "Цвет лиловый" отмечен в "Книге рекордов Гиннеса" как картина,
имевшая наибольшее число номинаций и ни одной премии "Оскар" (вместе с картиной "Решающий момент",
США, 1977). Обе ленты выдвигались по 11 номинациям, но премии так и не получили. Помимо этого картина Спилберга
"Империя Солнца" чуть ли не впервые принесла убыток (лишь 10 млн. долларов в США при бюджете свыше трех
десятков миллионов).
Возврат к зрелищному кино произошел в римейке полнометражного диснеевского мультфильма "Питер Пэн" (1953) –
картине под названием "Крюк" (1991) о злобном одноруком пирате Крюке, для которого Питер Пэн как гвоздь в одном
месте. С этого фильма начался новый взлет популярности Стивена Спилберга, который был закреплен историей о
парке динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Вышедший летом 1993 года фильм
"Парк юрского периода" становится еще одной сенсацией. Одни лишь кассовые
сборы по всему миру принесли около миллиарда (!) долларов, а поступления от продажи видеокассет принесли еще
половину этой суммы.
Сиквел "Парк юрского периода 2: Затерянный мир" (1997) продолжающий
историю парка динозавров собрал "лишь" 230 миллионов долларов. В третей части –
"Парк юрского периода 3" (2001, реж. Джо Джонстон) – Стивен Спилберг выступает
лишь как продюсер.
Но уже следующий фильм «Список Шиндлера», снятый по книге Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», становится
обладателем 7 премий «Оскар». Наконец-то Спилберг получает заветную статуэтку и притом две сразу – за фильм и
режиссуру. К этой картине режиссер шел с 1983 года, все никак не решаясь приступить к съемкам. Он был снят в том
же 1993 в черно-белой палитре и рассказывал о горькой судьбе евреев в годы второй мировой войны.
К началу 1998 года Спилберг стал самим богатым деятелем индустрии развлечений (313 миллионов долларов, а к
2001 году – уже около 2 миллиардов). Его совместная с двумя другими магнатами – бывшим продюсером студии
"Walt Disney" Джефри Катценбергом (Jeffrey Katzenberg) и музыкальным продюсером Дейвидом Геффеном (David
Geffen) – киностудия "Dreamworks SKG" постепенно набрала обороты, выпуская прекрансые полнометражные
мультфильмы ("Принц Египта") и "оскароносные" картины ("Красота по-американски", "Ганнибал"). В 1999 году
режиссера нарекают лучшим режиссером ХХ века, а в 2001-м королева Елизавета производит Спилберга в рыцари
"за неоценимый вклад в развитие британской кинопромышленности".
В 2000 году С. Спилберг начал работу над фантастическим фильмом по рассказу Филипа Дика «Minority Report»
(Особое мнение) с Томом Крузом в главной роли, но после смерти Стэнли Кубрика он отложил работу над этим
фильмом. Спилберг, друг и ученик знаменитого режиссера, начал съемки задуманного Кубриком перед смертью
фантастической ленты «Искусственный разум». Ради этого фильма Спилберг также отказался и от выгодного во всех
отношениях «Гарри Поттера». Картина «Искусственный разум», вышедшая на экраны 29 июня 2001 года, получилась
довольно неплохой, но в американском прокате провалилась, но за счет мировых премьер удалось собрать более
150 миллионов лишку. Интересно, что только в Японии фильм собрал 78 млн. долларов. История пятилетнего
мальчика-андроида, который больше всего на свет хочет стать человеком и заиметь настоящую семью,
перекликается с сюжетами таких фантастических лент, как «И. Т. Инопланетянина»
того же Спилберга и «Двухсотлетний человек» Криса Коламбуса. Вышедший через год фильм
«Особое мнение», не вызвавший в мировом прокате бурю восторга, наоборот,
в национальном прокате превысил бюджет картины на три десятка миллионов. Но, глядя назад, понимаешь, что эти
две картины при всех своих великолепных спецэффектах и прибыли, не являются программными в карьере Спилберга
и уж никак не шедеврами с точки зрения мирового кино.
Может отчасти из-за этого Спилберг делает резкий поворот и снимает фильм, сюжет к которому по некоторым
сведениям ему предложил Леонардо ди Каприо. 25 декабря 2002 года состоялась премьера нового фильма
Спилберга «Поймай меня, если сможешь», с Леонардо ди Каприо и Томом Хэнксом в главных ролях. В картине,
основанной на реальных событиях начала 60-х годов ХХ века, рассказывается о молодом блестящем аферисте,
мошеннике высшей пробы Фрэнке Эбэгнейле, который благодаря своему уму и везению никогда не сидел в тюрьме.
И если бы ему на хвост, подобно «рыбе-прилипале», ни сел агент ФБР Джо Шайе, этот зарвавшийся юнец стал бы
преступником высшей пробы. Интересно, что прототип героя, настоящий Фрэнк Эбэгнейл, написавший когда-то книгу
о своей бурной молодости, работал у Спилберга в этой картине консультантом.
Фильмография
Фантастические фильмы
- 1963 – Небесные огни (Firelight) – режиссер
- 1969 – Ночная галерея (Night Gallery) – режиссер
- 1971 – Дуэль (Duel) – режиссер
- 1972 – Кое-какое Зло (Something Evil) – режиссер (телефильм)
- 1977 – Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind) – режиссер, автор сценария
- 1979 – 1941 (1941) – режиссер
- 1980 – Близкие контакты третьей степени: специальная редакция (Close Encounters of the Third Kind: Special Edition) – режиссер, спецэффекты
- 1981 – Искатели потерянного ковчега (Raiders of the Lost Ark) – режиссер
- 1982 – И. Т.: Инопланетянин (E. T.: The Extra-Terrestrial) – режиссер, продюсер
- 1982 – Полтергейст (Poltergeist) – один из авторов сценария
- 1983 – Сумеречная зона – Кинофильм (Twilight Zone – The Movie) – режиссер, продюсер одного из четырех эпизодов – «Дать пинок» (Kick The Can)
- 1984 – Гремлины (Gremlins) – продюсер
- 1984 – Индиана Джонс и храм рока (Indiana Jones and the Temple of Doom) – режиссер
- 1985 – Назад в будущее (Back to the Future) – исполнительный продюсер
- 1985 – Балбесы (The Goonies) – исполнительный продюсер, автор сценария
- 1985 – Изумительные истории (Amazing Stories) – режиссер одного из эпизодов
- 1985 – Изумительные истории: книга 1 (Amazing Stories, Book 1) – продюсер, режиссер одного из двух эпизодов – «Миссия» (The Mission):
- 1986 – Изумительные истории: книга 2 (Amazing Stories, Book 2) – продюсер
- 1986 – Изумительные истории: книга 3 (Amazing Stories, Book 3) – продюсер
- 1986 – Изумительные истории: книга 4 (Amazing Stories, Book 4) – продюсер
- 1986 – Изумительные истории: книга 5 (Amazing Stories, Book 5) – продюсер
- 1987 – * батарейки в комплект не входят (* batteries not included) – исполнительный продюсер, автор сценария
- 1987 – Гарри и Хендерсоны (Harry and the Hendersons) – продюсер
- 1987 – Внутренний космос (Innerspace) – исполнительный продюсер
- 1988 – Земля до начала времен (The Land Before Time) – исполнительный продюсер (мультфильм)
- 1988 – Кто подставил кролика Роджера? (Who Framed Roger Rabbit) – исполнительный продюсер
- 1989 – Назад в будущее, часть 2 (Back to the Future, Part II) – исполнительный продюсер
- 1989 – Дорогая, я уменьшил наших детей (Honey, I Shrunk the Kids) – продюсер
- 1989 – Всегда (Always) – режиссер, продюсер
- 1989 – Индиана Джонс и последний крестовый поход (Indiana Jones and the Last Crusade) – режиссер
- 1989 – Изумительные истории: Кинофильм (Amazing Stories: The Movie) – режиссер одного из двух эпизодов – «Миссия» (The Mission)
- 1989 – Изумительные истории: Второй кинофильм (Amazing Stories: The Movie 2) – режиссер одного из четырех эпизодов из телесериала:
- 1990 – Арахнофобия (Arachnophobia) – исполнительный продюсер
- 1990 – Назад в будущее, часть 3 (Back to the Future, Part III) – исполнительный продюсер
- 1990 – Гремлины 2: новый выводок (Gremlins 2: The New Batch) – исполнительный продюсер
- 1991 – Крюк (Hook) – режиссер
- 1993 – Парк юрского периода (Jurassic Park) – режиссер
- 1993 – Мы вернулись: история динозавра (We’re Back: A Dinosaur’s Story) – исполнительный продюсер (мультфильм)
- 1994 – Флинтстоуны (The Flintstones) – исполнительный продюсер
- 1995 – Каспер (Casper) – исполнительный продюсер
- 1997 – Парк юрского периода 2: Затерянный мир (Jurassic Park 2: Lost World) – режиссер, продюсер
- 2001 – Искусственный интеллект (A. I.: Artificial Intelligence) – режиссер, автор сценария
- 2001 – Парк юрского периода 3 (Jurassic Park III) – продюсер
- 2002 – Особое мнение (Minority Report)
Нефантастические фильмы
- 1960 – Побег в никуда (Escape to Nowhere) – режиссер
- 1969 – Эмблин (Amblin) – режиссер
- 1971 – Коломбо: Убийство книгой (Columbo: Murder by the Book) – режиссер одного эпизода сериала «Коломбо» (Columbo)
- 1973 – Небесные асы Эли и Роуджер (Ace Eli and Rodger of the Skies) – автор сюжета
- 1973 – Дикарь (Savage) – режиссер
- 1974 – Шугарлэндский экспресс (The Sugarland Express) – режиссер, автор сюжета
- 1975 – Челюсти (Jaws) – режиссер
- 1978 – Я прошу вашей руки (I Wanna Hold Your Hand) – исполнительный продюсер
- 1980 – Братья Блюз (The Blues Brothers) – актер
- 1980 – Подержанные авто (Used Cars) – исполнительный продюсер
- 1981 – Расходящиеся материки (Continental Divide) – исполнительный продюсер
- 1982 – Палата 666 (Chambre 666) – актер
- 1985 – Лиловый цвет (The Color Purple) – режиссер, продюсер
- 1985 – Юный Шерлок Холмс (Young Sherlock Holmes) – продюсер
- 1986 – Американский хвост (An American Tail) – исполнительный продюсер (наполовину анимационный фильм)
- 1986 – Денежная яма (The Money Pit) – исполнительный продюсер
- 1987 – Империя Солнца (Empire of the Sun) – режиссер, продюсер
- 1989 – Папа (Dad) – исполнительный продюсер
- 1989 – Неприятности Тамми (Tummy Trouble) – исполнительный продюсер
- 1990 – Джо против вулкана (Joe Versus The Volcano) – исполнительный продюсер
- 1990 – Слушайте: жизнь Куинси Джонса (Listen Up: The Lives of Quincy Jones) – исполнитель
- 1990 – Прибрежный кроличий ролик (Rollercoaster Rabbit) – исполнительный продюсер
- 1990 – Трилогия об Индиане Джонсе (Indiana Jones Trilogy) – режиссер (документальный фильм)
- 1991 – Американский хвост: Файвел идет на Запад (An American Tail: Fievel Goes West) – исполнительный продюсер (наполовину анимационный фильм)
- 1991 – Приключения Тини Туна: как я провел свои каникулы (Tiny Toons Adventures: How I Spent My Vacation) – режиссер (мультфильм)
- 1992 – Волшебный мир Чака Джонса (The Magical World of Chuck Jones) – актер
- 1993 – Список Шиндлера (Schindler’s List) – режиссер, продюсер
- 1993 – Путая след (Trail Mix-Up) – исполнительный продюсер
- 1994 – Я – безумец (I’m Mad) – исполнительный продюсер
- 1995 – Болто (Balto) – исполнительный продюсер (мультфильм)
- 1996 – Режиссерское кресло Стивена Спилберга
- 1997 – Амистад (Amistad)
- 1996 – Смерч (Twister) – исполнительный продюсер
- 199.. – Мультиманьяки (Animaniaks) – режиссер (мультсериал)
- 1998 – Спасение рядового Райана (Saving Private Ryan) – режиссер
- 2002 – Поймай меня, если сможешь (Catch Me If You Can)
- 2004 – Терминал (Terminal)
Награды и звания
- 1973 – Гран-При на Фестивале фантастических фильмов в Авориазе за фильм «Дуэль»
- 1982 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучший режиссер» за фильм И. Т.: Инопланетянин
- 1982 – номинация на Премию кинокритиков Нью-Йорка в категории «лучший режиссер» за фильм И. Т.: Инопланетянин
- 1982 – номинация на Премию кинокритиков Нью-Йорка в категории «лучший фильм» за фильм И. Т.: Инопланетянин
- 1985 – Награда Американской гильдии режиссеров за выдающуюся режиссуру фильма «Цвет пурпура»
- 1987 – Приз памяти Эрвинга Г. Талберга (Irving G. Thalberg Memorial Award)
- 1993 – Награда Американской гильдии режиссеров за выдающуюся режиссуру фильма «Список Шиндлера»
- 1993 – Премия «Оскар» в номинации «Фильм» за фильм «Список Шиндлера»
- 1993 – Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за фильм «Список Шиндлера»
- 1994 – Почетный приз «Сезар»
- 1998 – Награда Американской гильдии режиссеров за выдающуюся режиссуру фильма «Спасая рядового Райана»
- 2000 – Награда Американской гильдии режиссеров за прижизненный вклад в кинематограф
- 2001 – Посвящение в рыцари по приказу королевы Елизаветы «За неоценимый вклад в развитие британской кинопромышленности»
- 2005 – занесение в списки «Зала славы научной фантастики» (Science Fiction Hall of Fame) в категории «кино, телевидение, средства информации»
Об авторе
- Ю. Юрченко. Стивен Спилберг. – М.: Феникс, 2000. – 352 с. – (Мужчина – миф). 5 000 экз. (п) ISBN 5-222-00514-3
- Владимир В. Миняев, Франк Шнелле. Стивен Спилберг и его мастерская / Пер. с нем. Л. А. Азарх. – ???. – 352 с. – (Мир кино). (п) ISBN 5-85220-180-4
- Георгий Капралов. Сказочник ХХ века: [Об американском кинорежиссере Стивене Спилберге] // Фантакрим MEGA (Минск), 1991, №5 – с.68-70
- С. Ильченко. Спилберг, умеющий удивлять: [Об американском кинорежиссере Стивене Спилберге] // Костёр (Ленинград), 1991, №7 – с.34
- Ю. Чикомасова. Детская сказка для взрослых: О фильме "Крюк" // "Видео-Асс" экспресс, 1992, №5 (14) - с.16-17
- Игорь Смирнов. Трое в лодке, не считая Спилберга: Новости американской НФ // Фантакрим MEGA (Минск), 1995, №1 – с.81
- Дмитрий Караваев. …И Стивена Спилберга // Если, 1996, №8 – с.258-264
- Павел Зурзмансоров. Приключения Электроника по-американски: [Фильм С. Спилберга «A.I.»] // Книжное обозрение, 2001, 19 февраля – с.16
- Дмитрий Караваев. …И Стивена Спилберга // Если, 1996, №8 – с.258-264
- Стивен Спилберг (Род. 1948) // Александр Осипов. Фантастика от «А» до «Я». – М.: Дограф, 1999 – с.92-93
- Елена Говард. Стивен Спилберг – маг и чародей // АРТ-Мозаика (Киев), 2001, №39 - с.6-7
- Алан Смити. Спилберг экранизировал рассказ Дика: [О выходе на экраны картины «Особое мнение»] // Книжное обозрение, 2002, 1 июля – с.29
- Яна Дубинянская. Стивен Спилберг: Голливудский инопланетянин // Личности (Киев), 2015, №6(82) – с.6-25
- Елена Клещенко. Честь и бесчестье биологических имен: [Статья о некоторых аспектах биологической номенклатуры, в т.ч. о вымерших видах животных, названных в честь Арутра Конан Дойля, Дж. Р. Р. Толкина и актеров фильма С. Спилберга «Парк юрского периода»] // Химия и жизнь (Москва), 2020, №5-6 – с.56-61
- Публикации в периодике и сборниках на украинском языке
- Тимур Литовченко. «Українці» Голлівуду: фантастика!..: [Американські кінодіячі, у яких родове коріння походить з України: Стівен Спілберг, Дастін Хоффман, Міла Йовович, Наталі Вуд, Девід Духовний, Сильвестр Сталлоне, Джонні Депп, Вупі Голдберг, Харрісон Форд] // УФО, 2010, №3 – с.73-76
Виталий Карацупа
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
© 2003.
Ссылка на источик желательна.
Vitaley Karatsupa
|
|