|
Архив
Персоналии
Кинематограф
Награды
Фестивали
Сборники
Серии
Периодика
Издательства
Сайты
Произведения
Термины
Дополнения
Календарь
Хроноскоп
Энциклопедии
Рекорды
|
|
|
|
- Производство: США, «20th Century Fox», «Lightstorm Entertainment», «Pacific Western»
- Год выхода на экраны: 1989
- Продолжительность: 146 мин. / 164 мин. (специальная редакция) / 171 мин. (полная версия)
- Цветной
- Бюджет фильма: $69 500 000, кассовые сборы в США $54 222 000
- Режиссер: Джеймс Кэмерон (James Cameron)
- Автор сценария: Джеймс Кэмерон (James Cameron)
- Продюсеры: Гэйл Энн Хард (Gale Anne Hurd), Ван Линг (Van Ling, специальная редакция)
- В ролях: Эд Харрис (Ed Harris), Мэри Элизабет Мастрантонио (Mary Elizabeth Mastrantonio), Майкл Бин (Michael Biehn), Лео Бурместер (Leo Burmester), Тодд Графф (Todd Graff), Джон Бедфорд Ллойд (John Bedford Lloyd), Дж. Ч. Куинн (J.C. Quinn), Кимберли Скотт (Kimberly Scott), Капитан Кидд Брю-мл. (Captain Kidd Brewer Jr.), Джордж Роберт Клик (George Robert Klek), Кристофер Мерфи (Christopher Murphy), Адам Нельсон (Adam Nelson), Дик Уорлок (Dick Warlock), Джимми Рэй Уикс (Jimmie Ray Weeks), Дж. Кеннет Кэмпбелл (J. Kenneth Campbell), Кен Дженкинс (Ken Jenkins), Крис Эллиотт (Chris Elliott), Питер Ретрэй (Peter Ratray), Майкл Бич (Michael Beach)
«…когда ты долго смотришь в бездну,
бездна также смотрит на тебя»
(Ф. Ницше)
Мексиканский залив. Самый пик «холодной войны» между двумя супердержавами – США и СССР. В Каймановой
впадине глубиной 8 000 метров затонула американская ядерная подводная лодка «Монтана» с 24 ракетами
«Трайдент» на борту. В каждой из них имелось по 8 боеголовок – совсем не шуточное дело. Эта катастрофа
произошла по вине своеобразного НПО (неопознанного подводного объекта), невесть откуда взявшегося в океанских
глубинах.
Для поисков «Монтаны» ВМФ США просит помощи у специалистов подводной исследовательской станции «Benthic
Petroleum», работающей неподалеку от места аварии субмарины. Организовывается крупная экспедиция из двух
надводных кораблей и глубоководного комплекса, возглавляемого Вирджиом «Бадом» Бригменом (Эд Харрис). В его
исследовательскую группу вошли также четыре представителя морской разведки США, инженера Линдси (Мэри
Элизабет Мастрантонио), жены Бригмена, с которой он уже намерен разводиться, а также бригады профессиональных
спасателей-глубинников. Довольно быстро группа обнаружила подводную лодку, лейтенант Хайрам Коффи (Майкл Бин)
переправил на глубоководную станцию одну и боеголовок для исследования, но тут наверху начался мощный шторм.
Буря порвала тросы, соединявшие станцию и надводную платформу, уничтожила удерживающий ее кран с лебедкой,
и эта большущая конструкция рухнула вниз, чуть не уничтожив глубоководную станцию. К тому же кран с лебедкой
потащил за собой во впадину станцию, в результате чего погибло несколько человек, а запас воздуха для оставшихся
ограничен 12 часами. Тепла и того меньше.
А тут еще лейтенант Коффи, видевший во всем руку Москвы, одержим идеей мести неизвестным силам, приведшим
экипаж «Монтаны» к гибели. Тем более, что таинственные обитатели бездны не заставили себя долго ждать. Эти
светящиеся и очень красивые медузообразные существа предстали сначала перед батискафом Линдси, когда она
обследовала подлодку. Во второй раз существа появились уже после аварии крана с лебедкой. Их уже видели
Линдси и Бад Бригмен. Когда же из бездны поднялось что-то огромное, похожее на морского ската или летающий
диск, у Коффи, похоже окончательно «съехала крыша» и он на маленьком батискафе с ядерной боеголовкой
устремился в черноту бездну. Безумный лейтенант погиб, а Баду в тяжелом специальном скафандре, заполненном
особой жидкостью, в которой можно было дышать (подобно тому, как ребенок дышит в чреве матери), пришлось
спускаться на восьмитысячное дно впадины, чтобы там разрядить боеголовку.
Если одни видели в НПО врагов, в то же самое время другие жители подводной лаборатории – дружественную
цивилизацию. Люди, даже на краю собственной гибели, пытались спасти неведомых разумных существ, и те оценили
по достоинству их миролюбие. Когда у Бада уже заканчивался кислородный ресурс, подводная цивилизация
переправила человека в свой «город» – безумно красивое сооружение, переливающееся розово-голубыми цветами.
Там для человека были созданы условия для дыхания, а затем и вся эта неземная подводная конструкция (никак не
меньше пары квадратных километров), когда утих шторм, поднялась на поверхность. Дискообразное сооружение с
восемью башнями по периметру, захватившее по пути вверх и глубоководную станцию, и платформу и кран с лебедкой,
предстало перед изумленными экипажами двух кораблей, также невольно оказавшихся в этом своеобразном сухом
доке.
Контакт с новым разумом, к которому герои фильма шли так долго и целенаправленно, состоялся, хотя по собственным
словам режиссера картины Джемса Кэмерона, он снял простую «любовную историю на фоне подводных
драматических перипетий».
Некоторые замечания к фильму
- Съемки картины начались 18 августа 1988 года и продолжались по январь следующего года.
- Для большинства подводных эпизодов использовался недостроенный резервуар комплекса ядерного реактора в Гэффни (Южная Каролина) емкостью в две тысячи тонн. Остальные сцены фильма были сняты в Лос-Анджелесе.
- Еще перед созданием фильма Джеймс Кэмерон уже договорился о создании его новеллизации и сам написал первые три главы.
- Во время подводных съемок в море на глубине 40 футов, солнечный свет достигал дна. Для устранения этого эффекта использовался огромный лоскут брезент, который после одного из штормов был уничтожен, после чего съемки проводились ночью.
- Американская Гуманная Ассоциация (American Humane Association) оценила этот фильм как «недопустимый» из-за крысы, которая была погружена в окисленную жидкость в одной из сцен. Но самое интересное, что показанная в картине технология дыхания в наполненном жидкостью скафандре, действительно существует. Правда, эксперименты пока что проводятся только на крысах. Один из этих опытов и был показан в фильме. Самое интересное, что крыса из этого эпизода умерла за несколько недель до премьеры.
- Во время съемок было задействовано относительно мало каскадеров (чуть более 20 человек), т.к. многие трюки делали сами актеры.
- Маленькая нестыковка у создателей фильма произошла в отношении времени года. В начале картины на поверхности океана была явная зима или поздняя осень, а в финале, после всплытия на поверхность сооружения подводных жителей, перед нами уже или лето или поздняя весна. Хотя прошла-то всего неделя-две.
Награды и звания
- 1990 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Хойт Йетмен, Деннис Мурен, Джон Бруно, Деннис Скотак)
- 1990 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучшие художественные декорации» (Лесли Дилли, Энн Кулиджан)
- 1990 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший оператор» (Микаэль Соломон)
- 1990 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший звук» (Дон Дж. Бассман, Кевин Ф. Клири, Ричард Овертон, Ли Орлофф)
- 1990 – номинация на премию «ASC Award» в категории лучшее достижение в работе оператора» (Микаэль Соломон)
- 1990 – номинация на премию «Хьюго» (Hugo) в категории «лучшая драматическая презентация»
- 1990 – премия «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звуковых эффектов» (Доди Дорн, Блейк Ли)
- 1990 – номинация на премию «Молодой артист» (Young Artist Award) в категории «лучший музыкальный или фантастический семейный фильм»
- 1991 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший режиссер» (Джеймс Кэмерон)
- 2001 – премия «Video Premiere Award» в категории «лучший дизайн меню DVD» (Ван Линг)
Даты выхода фильма
- 9 августа 1989 – США
- 27 сентября 1989 – Франция
- 28 сентября 1989 – ГДР
- 29 сентября 1989 – Финляндия, Швеция
- 13 октября 1989 – Великобритания
- 16 ноября 1989 – Аргентина
- 17 апреля 1993 – США (специальная редакция)
- 27 августа 1993 – Испания (специальная редакция)
- 6 ноября 1996 – США (полная версия)
- 21 марта 2000 – США (DVD, специальная редакция)
Все фильмы серии
- 1989 – Бездна (The Abyss)
- 1990 – Создание «Бездны» (Making of The Abyss) – 10-минутный документальный фильм
- 1992 – Бездна: специальная редакция (The Abyss: Special Edition)
- 1993 – Под давлением: Создание «Бездны» (Under pressure: Making of The Abyss) – документальный фильм
- 1996 – Бездна: полная версия (The Abyss: Extended Version)
Виталий Карацупа
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
© 2004.
Ссылка на источик желательна.
Vitaley Karatsupa
|
|