|
Asimov, Isaac Этапы большого пути Главная страница |
Персоналии Кинематограф Награды Фестивали Сборники Серии Периодика Издательства Сайты Произведения Термины Календарь Хроноскоп Рекорды старт биография книги библиография прочее |
![]()
«Любой миф можно превратить в фантастический рассказ,
.
заменив вмешательство богов вмешательством науки»
Начало большого путиНе прошло еще и двух лет с тех пор, как власти ввели новый календарь. Конечно, новое исчисление теперь приравнялось к европейскому, календарь стал называться григорианским, но люди то по своей сущности консервативны и им трудно сразу привыкнуть к тринадцати потерянным дням. Да и вообще в России наставали очень тяжелые времена. Начали сказываться последствия революции, которая поначалу казалась лишь небольшим волнением в столице. Гражданская война, общая неразбериха, национальная нелюбовь к евреям – все это отнюдь не вселяло в сердце счетовода-бухгалтера Иуды Озимова уверенность на будущее. Тем более что его жена, двадцатичетырехлетняя Анна, ждала ребенка. Первенец родился 2 января по новому стилю в деревне Петровичи (Шумячский р-н, Могилевской губернии), стоящей недалеко от Смоленска, в четырехстах километрах от Москвы. Нарекли ребенка библейским именем Исаак, и всю оставшуюся жизнь родители именно так его и называли. В деревне были еще Озимовы. Особых знаменитостей в их роду не имелось: семья Иуды также ничем от них особенно не отличалась. Прошло три года, в течение которых у Исаака появилась сестричка Марсия. Семья, гонимая сильнейшим неурожаем, отправляется за океан – в Америку. Отправиться за границу им не раз советовали родственники, которые уже давно обосновались в штатах и были весьма зажиточны. Сняться с оседлого места, имея жену и двоих малышей, для Иуды Озимова было совсем нелегким делом. Требовался очень весомый довод, чтобы семья покинула дом и родину. На этот шаг семья решилась лишь, когда стала уже чувствоваться угроза голода. При оформлении въездных документов, американский чиновник в бумагах написал американизированный вариант инициалов каждого члена семьи. Для маленького Исаака это все не имело ровно никакого значения, когда чиновник написал Isaac Asimov. Обычно при изменении славянских имен с «ов» на конце в англо-американском варианте получается «офф». Но тут была изменена лишь одна первая буква фамилии, тем не менее, теперь мальчик стал зваться Айзеком Азимовым. Хотя в будущем американцы все равно звали его Исааком, имя «Айзек» появилось у нас в стране «благодаря» переводчикам, несмотря на то, что Исаака Ньютона у нас в стране никто не называет Айзеком! Вот так и оказался небогатый мельник с семьей на корабле, плывущем через океан к Соединенным штатам Америки. Азимовы обосновались в Бруклине, тогда еще пригороде Нью-Йорка, самого любимого города будущего писателя. Жизнь надо было начинать сначала. Правда, помогали родственники, но маленького мальчика все окружающее лишь восхищало. Новые места, новые впечатления. Да к тому же он оказался очень смышленым мальчуганом, усидчивым и серьезным; читать юный Айзек научился в четыре года. Здесь, в Бруклине, в 1926 году его отец покупает по дешевке небольшую лавку, торговавшую бакалеей и кондитерскими изделиями, на доходы от которой и жила семья. Богачом он в Америке так и не стал из-за плохого знания английского языка, но мечтал видеть своего сына умным, образованным и богатым, пророча для сына медицинскую карьеру. И, надо сказать, не жалел на это денег. Айзек же в свою очередь оправдывал надежды отца. В начальной школе он учился с немалым удовольствием, словно играючи, и был лучшим учеником. В семь лет стал посещать местную библиотеку, читая книги залпом. В 1928 году Иуда добивается для своего сына натурализации и теперь Айзек становится полноправным гражданином США. Вскоре – в 1929 году – в семье появляется еще один ребенок – мальчик, которого назвали американским именем Стэнли. Жена Иуды уже не могла работать в лавке, потому юному Айзеку теперь приходилось во всем помогать отцу. Он вставал в шесть утра и перед школой занимался тем, что разносил газеты. После школы бежал домой и до самого закрытия магазина торчал за прилавком. Отец очень сурово относился к работе и если мальчишка, допустим, опаздывал из школы, он обвинял его в лени и непослушании. Видимо именно отец и приучил на всю жизнь Азимова к постоянному труду. В своей автобиографии он писал: «Я работал по десять часов семь дней в неделю, все это время я проводил в лавке. Даже когда обстоятельства вынуждали меня отлучиться на пару минут, меня начинал мучить вопрос: господи, а как там в лавке?». Религиозному воспитанию в семье уделяли довольно мало времени, и Айзек рано стал атеистом – чего он никогда не скрывал, но вместе с тем и никому не навязывал. В девять лет Азимов впервые взял в руки первый в США журнал НФ «Удивительные истории» (Amazing Stories), который уже три года выходил под редакцией Х. Гернсбека. Журнал печатался на не очень качественной бумаге, но с большим количеством иллюстраций. Это издание появилось в лавке у его отца в августе 1929 года. «Я начал читать НФ в возрасте девяти лет. Мой отец просто не предполагал мне ничего другого: он думал, что научная фантастика имеет дело с одной лишь наукой. Это было его ошибкой. Позднее я, конечно, прочел и другие книги, но ни одна из них уже не произвела на меня такого впечатления. Фантастика словно раздвинула рамки моего сознания: то ли по контрасту с окружающей меня действительностью – а жил я хотя и не в трущобах, но куда хуже среднего, – то ли потому, что она описывала события как бы не от мира сего…». Позднее он также стал читать и другой НФ журнал «Научные чудесные истории» (Science Wonder Stories). Так как в начальной школе он был самым способным из учеников и даже перескакивал через классы, то закончил ее в возрасте одиннадцати лет с лучшими результатами, но с одним замечанием – постоянная болтовня на уроках. Кстати, надо сказать, что Айзек по характеру был очень скромным и несколько закомплексованным мальчиком. В то время, когда его сверстники играли после школы, дружили, и даже влюблялись в девочек, он работал в магазинчике у отца. Так что довольно долго он оставался неискушенным в общении с людьми. Друзей ему заменяли книги и первые литературные попытки: в одиннадцать лет он впервые взялся за перо. А еще он должен был сам себе добывать деньги на свои мелкие приобретения: он, помимо работы в лавке, подрабатывал разносчиком газет, а однажды (уже будучи студентом) за пятнадцать долларов в месяц помогал некоему социологу печать рукопись. В 15 лет с различными отличиями он заканчивает основной школьный курс и перед ним становится вопрос выбора профессии. Следуя желаниям родителей, Айзек пытается стать врачом, но проваливается на вступительных экзаменах – при виде крови ему становится плохо. Позднее он писал: «Я принадлежу к той субкультуре, в которой престиж врача находится на недосягаемой высоте. Когда я учился в школе, мои родители надеялись, что и я когда-нибудь тоже буду причислен к лику этих небожителей. Я и сам так думал, поскольку был уверен, что моим родителям виднее. Однако с возрастом мне все меньше и меньше нравилась столь блестящая перспектива. Одна только мысль о лужах крови и полчищах болезнетворных бактерий вызывала у меня приступ морской болезни». Затем была еще одна попытка – поступить в самый престижный колледж Колумбийского университета (Colambia Colledge) в Нью-Йорке, но не прошел там дальше собеседования. Он честно, смело и наивно написал в автобиографии, что болтлив, неуравновешен и не умеет производить на людей хорошее впечатление. В итоге он был принят в юношеский колледж Сент Лоу в Бруклине, который через год закрылся и Айзек оказался-таки в Колумбийском университете на факультете химии – правда, как простой слушатель, а не студент элитного колледжа. Учеба в этом заведении не только снабдила юношу необходимыми знаниями, но и, фактически, определила его жизненное кредо – наука и фантастика. Впоследствии он сочинял только научную фантастику, у него очень мало произведений фэнтези, мистики и других пограничных НФ жанров, где наряду с вымыслом нет места науке. В годы учебы он знакомится с другими будущими писателями-фантастами Фредериком Полом (его другом на всю жизнь), Сирилом Корнблатом, Деймоном Найтом. Первые литературные опыты Азимов начал еще в двенадцать лет: он написал первый свой рассказ под названием «Космическая спираль» (Cosmic Corkscrew), который никогда не был опубликован. К концу тридцатых годов в его багаже было несколько написанных рассказов, некоторые из которых были позже опубликованы. Этот рассказ он в конце года самолично отнес в редакцию, но редактор Дж. Кэмпбелл его отверг, хотя и уделил юноше целый час своего времени. 1938 год стал как бы трамплином для начала его литературного старта. В этом году он начал вести дневник, Куда методично записывал события своей жизни, новости, делая особый упор на результаты бейсбольных игр (он фанатически болел за нью-йоркских «Гигантов»). Вел он дневники почти всю свою жизнь, что впоследствии помогло ему при написании автобиографий и различных предисловий. Тогда же начинает довольно часто писать письма в журнал «Поразительная научная фантастика» (Astounding Science Fiction). Молодой Азимов вместе с Фредериком Полом, Сирилом Корнблатом, Деймоном Найтом и другими, образовали общество «Футурианцев» (Futurians). 18 сентября Айзек принимает участие в первом собрании Футурианцев, которое состоялось в Бруклине. 13 ноября принял участие в обсуждении Футурианцами радиопостановки О. Уэллса «Война миров», на котором защищал сторону землян, выступая против Дональда Уоллхейма, отстаившего точку зрения марсиан. Чуть позже из-за нехватки времени он от этого общества отошел. Дружба же осталась. Фредерик Пол долгое время был его агентом для всех изданий, кроме «Поразительная научная фантастика» (Astounding Science Fiction). А когда он расстался с Полом, то больше никогда не связывался ни с агентами, ни с машинистками, ни с секретаршами. Он все делал сам. Первые публикации
В середине года Азимов оканчивает Колумбийский Университет и получает степень бакалавра естественных наук. Диплом химика открывает ему дорогу в аспирантуру и в большую жизнь. Наконец в июле в журнале «Поразительная научная фантастика» (Astounding Science Fiction) появляется третий опубликованный рассказ Азимова «Маятник» (Trends), который Азимов назвал «Ad Astra», и который Кэмпбелл, хоть и переименовал, но наконец-то, принял от напористого парня. Итак, Азимов становится самым молодым членом «стаи», которую к тому времени собрал вокруг себя редактор. «Хотя потом Джону Кэмпбеллу и случалось иметь дело с еще более молодыми авторами, не думаю, что за всю свою карьеру он встречал новичка столь не от мира сего и столь наивного, как я. Похоже, это его забавляло: приятно иметь такую прекрасную возможность придать форму сырому материалу. Как бы то ни было, я всегда считал себя его любимчиком – на меня он тратил больше времени и сил, чем на кого-нибудь еще». Рассказ, переносящий читателя в 1973 год, где науку в стране заменила религия, наложившая вето на космические исследования, стал первым в истории НФ произведением о запрете полетов в космос, о нежелании народа развивать космические программы. В этом же номере журнала впервые напечатался Ван Вогт: его рассказ «Черный разрушитель» (Black Destroyer) занял первое место в читательском голосовании на лучшее произведение номера. Второе место заняла повесть К. Л. Мур, а третье – Азимов. Он обошел даже такого общепризнанного мастера, как Нат Шахнер. Хочется еще отметить, что рассказы Ван Вогта и Азимова из этого номера журнала позднее вошли в первый сборник серии «Золотой Век». Вообще, 1939 год стал самым урожайным во всей истории американской фантастики на дебютные произведения авторов, ставших впоследствии признанными мастерами жанра. В этом году начали печатать свои первые произведения такие фантасты, составившие элиту Золотого века американской фантастики, как (кроме упоминавшихся выше Айзека Азимова и Альфреда Ван Вогта) Фриц Лейбер, Альфред Бестер, Теодор Старджон, Роберт Хайнлайн. В этом году было опубликовано 3 рассказа юного фантаста, но уже в следующем году число публикаций выросло более чем вдвое. В феврале 1940 года в первом номере журнала Фредерика Пола «Поразительные истории» (Astonishing Stories) публикуется рассказ Азимова «Полукровки» (Half-breed) о чудной расе полулюдей с белоснежным хохолком футовой высоты на голове. Этот рассказ также был отклонен Кэмпбеллом, т.к. в нем человек не побеждает пришельца. Другое название этого рассказа «Твини»: так назвал его в своей антологии «Аккерманология» Форест Аккерман в 1977 году. А несколько месяцев спустя Азимов, впервые в своей жизни по заказу издателя, написал продолжение этой истории – рассказ под названием «Полукровки на Венере» (Half-breeds on Venus), опубликованный в декабре того же года в том же журнале. В апреле публикуется рассказ «Угроза с Каллисто» (Callistan Menace) в журнале «Поразительные истории» (Astonishing Stories), тот самый, который год назад отверг Дж. Кэмпбелл. Следующий рассказ «Великолепная одержимость» (The magnificent posession), который в русском переводе называется « Открытие Уолтера Силса», в авторской редакции также назывался по иному. Итак, вместе с вышеупомянутыми рассказами, а также новеллами «Слишком страшное оружие», «Кольцо вокруг Солнца» и «Хомо Сол», за два года (1939-1940) Азимов опубликовал ровно десять рассказов. Довольно неплохой старт для молодого писателя. И это несмотря на то, что в 1938-1940 годах Азимов написал лишь семь рассказов, которые не удалось напечатать, и которые позже были уничтожены. А после 1940 года Азимов уже публикует практически каждую написанную им строчку. Виталий Карацупа
Designed by Vitaley Karatsupa,
Copyright © 2001-2003
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта допускается только с разрешения автора. Ссылка на источик обязательна. |