|
|
«Черная» новелла: Даль, Брэдбери и мистер Олдисс |
|
|
|
|
|
© В. Реликтов. «Черная» новелла: Даль, Брэдбери и мистер Олдисс
(из сб. «Смерть Вселенной». – СПб.: Васильевский остров, 1991 – с.7-8)
Три автора, представленные в данном разделе сборника, встретились под одной обложкой отнюдь не случайно. Причина этому – отчасти прихоть
составителя, отчасти – шокирующая обывателя эстетика, которую исповедовали они в своем творчестве. Внимательный читатель, знакомый с
переводами Брэдбери на русский, наверняка отметит близость (образов, сюжетов) «некоронованного короля научной фантастики»* и «записного,
прямо-таки стандартного сюрреалиста»**. А три рассказа Олдисса, явно выпадающие из контекста «новой волны» НФ, – только дань мастера
одному из модных в современной западной прозе жанров: жанру психологической «черной» новеллы.
Наиболее яркий представитель этого направления – Роальд Даль.
Даль, англичанин норвежского происхождения, родился в Южном Уэльсе в 1916 году. Во вторую мировую войну был военным летчиком и получил
тяжелое ранение. В 1945 году опубликовал первый сборник своих рассказов, сюжеты которых подсказала ему война и служба в ВВС. Но широкую
известность в США и международное признание принесли ему рассказы, впоследствии включенные в сборники «Тот, кто похож на тебя» (1953) и
«Поцелуй, поцелуй» (1959). Однако, несмотря на благожелательные отзывы критики и успех у читателей, Даль пишет не много, и, в основном,
рассказы.
Сейчас опубликовано немногим более десятка книг, часть из них – детские сказки, которые пользуются, судя по всему, большой популярностью***.
Мрачные, мастерски написанные его рассказы читаются с неослабевающим интересом и (да простят меня читатели за полемику с виднейшим
знатоком зарубежной прозы!) ничего не имеют общего с сюрреализмом, как бы не были широки рамки этого направления. Правда, иногда автор
(тут надо отдать Далю должное) вызывает дрожь и заставляет читателя балансировать на грани реального и сверхъестественного, а иногда не
может удержаться от искушения не объяснить, что же все-таки имеется в виду. Частенько он завернет сюжет так, что конец покажется фантастически
неправдоподобным, но, как ни странно, – совершенно логичным.
«Черная новелла» – это синтез двух популярных в американской литературе жанров: классического «крутого детектива» (Д.Хэммет, Р.Чандлер и др.)
и литературы ужасов Э.По, А.Бирс, А.Хичкок).
Думаю, нет нужды представлять читателю Рэя Брэдбери (род. в 1920 г.). Хочется только отметить: советская критика почему-то не любит вспоминать,
что многие из ранних (не опубликованных у нас) рассказов «некоронованного короля» (сборники «Карнавал Тьмы», «Октябрь на дворе»,
«Маленький убийца») – это ужасы, впрочем, как и роман «Чую, Зло грядет» (1962), тоже обойденный вниманием советских издательств. Не побоюсь
сказать, что некоторые из его рассказов начисто опровергают миф о «добреньком» и «человеколюбивом» Брэдбери, когда-то усиленно навязываемый
русскому читателю****. Надеюсь, что рассказы, публикуемые в настоящем сборнике, хоть в какой-то мере (пусть незначительной) исправят недочеты
предыдущих наших изданий.
Нельзя, конечно, забывать, что Брэдбери прежде всего фантаст, и поэтому его рассказы почти всегда основаны на фантастических допущениях,
Даль же – наоборот: создает полное подобие реальной жизни. Но тематика некоторых рассказов у обоих авторов позволяет говорить о своеобразном
взаимодополнении. Скажем, на примере этого сборника: «Маленький убийца» – «Генезис и катастрофа», «Озеро» – «Желание», «Свинья» –
«Попрыгунчик в шкатулке». Таких примеров можно привести немало.
Да, Рэй Брэдбери близок Роальду Далю: они современники, оба предпочитают «малые» формы и оба осмелились поднять руку на стереотипы морали,
эстетики и т.д. Основное их различие (об этом не упомянуть нельзя) – язык. Сухой, жесткий – у Даля (видимо, влияние «крутого» детектива здесь
сыграло основную роль), и образный, красочный – у Брэдбери (наследство Э.По и других романтиков).
Брайан Олдисс родился в Норфолке в 1925 году. Во время второй мировой войны служил в Британской армии на Дальнем Востоке. Потом работал
продавцом в книжном магазине, редактором газеты, писал статьи о кино и стихи. Свой первый роман «Беспосадочный полет» опубликовал в 1958
году. В 1968-ом он был признан Британской ассоциацией любителей фантастики самым популярным в Великобритании автором, а в 1970-ом – лучшим
в мире фантастом. На сегодняшний день он – автор свыше тридцати пяти книг художественной прозы, нескольких книг по истории фантастики и
составитель двух десятков антологий (половина из них – вместе с Гарри Гаррисоном, его близким другом). Кроме произведений в жанре научной и
сказочной фантастики написал несколько реалистических романов, имевших большой успех*****.
В жанр «черной» новеллы Олдисс принес мягкость классического английского языка, английский юмор и даже отчасти... поток сознания. Правда,
рассказы Олдисса назвать захватывающими можно лишь с большой натяжкой, но другие, их достоинства с избытком компенсируют этот «недостаток».
Например, в рассказе «Неразделенное хобби» внутренний мир героя (а вернее, антигероя) выписан настолько тщательно, что подобная «история
болезни» вызовет уважение у любого психоаналитика. Скрытую пародию на «черную» новеллу (хотя рассказ от этого не перестал быть «черной»
новеллой) и насмешку над расхожими штампами масс-культуры читатель без труда распознает в «Удовольствии для двоих». А «Наслаждаясь ролью»
– мастерски описанная история любовного треугольника, замаскированная под ту же «черную» новеллу. Так всего лишь тремя короткими рассказами
Олдисс с блеском продемонстрировал свое умение писать, умение пародировать (не греша при этом наивностью) и умение обмануть не в меру
доверчивого читателя. Остается только добавить, что все три новеллы взяты из сборника «Слюнное дерево», где, случайно или намеренно, они
напечатаны подряд – «одной обоймой».
|
|
|
|