|
|
|
|
Официальный сайт фильма
- Производство: США – Германия, комп. «Constantin Film Produktion», «Impact Pictures»
- Год выхода на экраны: 2009
- Продолжительность: 108 мин.
- Цветной
- Бюджет фильма: $33 000 000, кассовые сборы в США $10 330 853, в остальных странах $8 758 857
- Режиссер: Кристиан Элварт (Christian Alvart)
- Автор сценария: Трэвис Миллой (Travis Milloy)
- Продюсеры: Пол Андерсон (Paul W. S. Anderson), Джереми Болт (Jeremy Bolt), Роберт Калзер (Robert Kulzer), Мартин Московиц (Martin Moszkowicz)
- В ролях: Деннис Куэйд (Dennis Quaid), Бен Фостер (Ben Foster), Кэм Жиганде (Cam Gigandet), Антье Трое (Antje Traue), Кунг Ле (Cung Le), Эдди Роуз (Eddie Rouse), Норман Ридус (Norman Reedus), Андрэ Хеннике (André Hennicke), Фредерик Кемптер (Friederike Kempter), Нилс-Бруно Шмидт (Niels-Bruno Schmidt), Азия Луна Моманд (Asia Luna Mohmand), Делфи Чайлот (Delphine Chuillot), Вотан Уилки Мёринг (Wotan Wilke Möhring), Джулиан Рапп (Julian Rappe), Доменико дАмбросио (Domenico D'Ambrosio)
Два астронавта, Бауэр (Бен Фостер) и Пейтон (Деннис Куэйд), выходят из анабиоза, не помня о том, кто они, что должны делать и что случилось
с 60 000 пассажирами их корабля «Элизиум». Они не имеют доступа к капитанскому мостику, не могут связаться с другими членами экипажа, в том
числе с командой управления полётом, которую они должны сменить на посту. Изучая под руководством Пейтона корабль, Бауэр узнает от Пейтона
о Пандоруме – психическом расстройстве, вызванном длительным пребыванием в состоянии гиперсна (анабиоза), его симптомах и последствиях, в
числе которых паранойя, яркие галлюцинации и склонность к убийству.
Исследуя корабль, Бауэр обнаруживает мёртвые тела и быстро движущиеся человекоподобные создания. Сбегая от одного из таких кровожадных
существ, Бауэр встречается с другими выжившими людьми – Мэном (Кунг Ле) и Надией (Антйе Трю), и они вместе пытаются добраться до ядерного
реактора дабы оживить «Элизиум». Ведь реактор выйдет из строя, если Бауэр не успеет его перезапустить. В поисках реактора группа встречается с
ещё одним выжившим, который рассказывает им историю о том, что произошло до их пробуждения. Оказывается, их миссия – отчаянная попытка
спасти угасающее человечество. С Земли, страдающей от перенаселенности, в 123-летнее путешествие к похожей на Землю планете Тонис для
создания человеческой колонии был направлен космический корабль с пребывающими в анабиозе поселенцами и командой. Когда корабль
принимает последнее сообщение с Земли, сообщающее экипажу, что Земли больше нет и что они последние выжившие, один из трёх
бодрствующих членов экипажа сходит с ума, убивает двух других членов экипажа, а затем, изображая из себя Бога, выводит из анабиоза большую
часть пассажиров, ничего им не рассказывая о произошедшем. Когда ему наскучивает подобное времяпрепровождение, он погружается обратно в
анабиоз, оставив команду в безвестии. Генетические модификаторы, полученные каждым членом экипажа перед началом миссии (для быстрой
адаптации к условиям планеты), в итоге адаптируют их к кораблю, превращая в монстров-каннибалов, с которыми и столкнулись Бауэр и другие
выжившие. Рассказав об этом, этот выживший отравляет их газом. После пробуждения они закованы в цепи, а выживший собирается употребить
их в пищу.
Тем временем, Пейтон обнаруживает ещё одного члена команды – Галлоу (Кэм Жиганде), который открывает ему, что входил в экипаж, получивший
сообщение о гибели Земли. О том, что произошло после, Галлоу даёт противоречивые сведения, из которых мы узнаём, что у двух других членов
экипажа Галлоу начался Пандорум, и ему пришлось убить их, чтобы выжить. В настоящий момент большая часть населения судна либо мертвы,
либо мутировали.
Бауэру удаётся убедить выжившего в необходимости перезагрузки реактора судна. Группа добирается до реактора и успешно его перезапускает.
Проходя через зону, где в состоянии гиперсна пребывают пассажиры судна, Бауэр видит камеру жены Пейтона, и его воспоминания теперь
позволяют понять, что Пейтон не тот, за кого себя выдаёт. Пейтон — это на самом деле Галлоу, «Галлоу», как видит зритель, – это просто часть
сознания Пейтона, а человек, называющий себя Пейтоном – на самом деле постаревший Галлоу, поддавшийся в своё время Пандоруму и убивший
двух других членов экипажа. Корабль же, на самом деле, уже давно достиг пункта назначения и сел на дно моря. (В бортжурнале есть запись о
923-м году миссии.) Затем Бауэр борется с Пейтоном-Галлоу и одновременно с симптомами Пандорума, вследствие чего случайно повреждает
корпус корабля. Вода начинает проникать внутрь судна, что приводит к смерти спятившего Пейтона. Бауэр с Надией успевают эвакуироваться с
корабля в камере для анабиоза. Вследствие повреждения корпуса корабля компьютер начинает экстренную эвакуацию, выбрасывая оставшиеся
1 211 пребывающих в анабиозе поселенцев. Эти выжившие могут начать строить свои поселения, выполнив тем самым свою миссию. Первый год
человека на Тонисе начался...
(Статья взята из «Википедии»)
* * *
Исполинский звездолет «Элизиум» несет сквозь космическую тьму шестьдесят тысяч человек с перенаселенной Земли к планете с подходящими
для жизни условиями. Два офицера пробуждаются после анабиоза и обнаруживают, что корабль странно опустел и с оборудованием что-то не в
порядке. Они начинают подозревать, что анабиоз длился дольше, чем планировалось, и за это время случилось Страшное. Космический кошмар
«Пандорум» вызывает клаустрафобию и паранойю с шизофренией – смотря фильм, держите руку на пульсе.
Режиссер «Пандорума» Кристиан Алверт только недавно представлял на киноэкранах другой свой ужас – «Дело № 39» про детскую дьяволиаду. Не
изменяя любимому жанру ни в одной из трех киноработ, Алверт лишь меняет антураж для жутковатых историй – от тюремных камер и огородов в
«Антителах» до коридоров звездолета, шлангов и кровожадных монстров в «Пандоруме».
Фирменным стилем немца, похоже, стали цитаты и заимствования: если «Антитела» сравнивали стилем с «Молчанием ягнят», а в «Деле № 39» целые
куски были взяты из «Звонка» и «Омена», то «Пандорум» стал большой мозаикой образцов классической фантастики и психологических хорроров.
Говорят, фильм уже окрестили «Спуском» в космосе», хотя правильней его было бы назвать помесью «Чужих» и «Помни» при участии «Блэйда 2».
При этом Алверт заимствует не вслепую, и его ленты нельзя винить в скучной похожести с классикой жанра ужасов – они лишь атмосферой и
элементами сюжета напоминают другие яркие киноработы. Тем паче, что главная мысль и «мифология» «Пандорума» достаточно уникальны и
создают свое собственное полотно – с фирменным авторским почерком и обязательной для Алверта метафоричностью.
«Пандорум» погружает нас в мир синеватой темноты и ужаса, используя нехитрые, но действенные приемы – давящую музыку и жуткие звуки,
рваный монтаж драк и беготни. Принцип «пугает непонятное» Алверт дополнил визуальным воплощением: психологию – физиологией. Пугает не
только неизвестность, но и то, чего не видно – и самые жуткие моменты в «Пандоруме» частично скрыты в темноте, а в драках с мутантами камера
мельтишит, словно и на оператора напали.
Решение о том, что картинка работает на атмосферу, определяет симптомы «Пандорума»: это ни разу не «фильм действия» – от нагнетается
постепенно, как паранойя, начинаясь с навязчивой фобии и срываясь к финалу в буйный приступ с истерическими визгами. Эффектных схваток
увидеть не удастся, как и взрывов с масштабными разрушениями – фильм изучает пределы страха, и он весь – сплошная нервическая игра, болезнь
Пандорум, поражающая космических странников. Подход Алверта сильно повредил зрелищности «Пандорума»: на 40 миллионов бюджета и так
непросто развернуться, а чтобы сделать картинку психоделиком, на массовую популярность нужно вообще махнуть рукой. Но для режиссера-немца
кино – не развлекательный жанр и не повод похрустеть попкорном: у него все во имя чего-то, все не просто так. И если Алверт и дальше будет
хранить верность жанру, он может стать главным киноисследователем страха наших дней.
В «Пандоруме» тонко зарифмованы ощущения психологического распада и физического страха перед плотоядными тварями. Оба главных героя
фильма сходят с ума от ужаса – каждый по-своему. Сержант Боуэр (Бен Фостер) пробирается по темным коридорам к центральному процессору и
борется с дрожью в коленках и кровожадными мутантами. Лейтенант Пэйтон (Деннис Куэйд), сидя за панелью управления, пытается вспомнить, что
произошло перед анабиозом и борется с накатывающей дурнотой кошмара и приступами паники.
Какой страх страшнее – ужас плоти перед готовыми ее растерзать челюстями или кошмар в голове, от которого не убежать и не скрыться? Кто
первым сломается, Пэйтон или Боуэр? «Пандорум» показывает, что ящик Пандоры для человечества не вне, а внутри нас, и причиной всеобщего
конца станет не бунт природы или наших собственных творений против нас, а сложная организация нервной деятельности. Страшное – не в мутациях
плоти и иных формах жизни, не в сбоях оборудования и космических авариях: ужас приходит изнутри симптомами Пандорума. Знания – сила, уверяет
Фрэнсис Бекон, но он недоговаривает. В чем сила – в том, собственно, и слабость, и чем больше ты знаешь, тем скорее это тебя добьет.
© Дмитрий Жигалов
Некоторые замечания к фильму
- Съемки фильма начались 11 августа 2008 года и проходили в Берлине на знаменитой киностудии «Babelsberg Studios», где ещё Фриц Ланг создавал свой «Метрополис» (Metropolis).
- На Западе фильм показывали в кинотеатрах с поддержкой технологии D-Box. Это система вибраций и движений, которая монтируется в кресло и позволяет глубже погрузится в действие.
- 28 февраля 2009 года фильм был представлен на фестивале «WonderCon» – ежегодном конвенте, посвященном комиксам и их экранизациям, который проходит в Сан-Франциско, там же впервые был показан и трейлер фильма.
- Слоган фильма: «Не бойся конца света. Бойся того, что будет потом» (Don't fear the end of the world. Fear what happens next).
- Изначально этот фильм планировалось выпустить на видео с низким бюджетом в 200 000 долларов, в котором будут сниматься начинающие актеры, но когда представители кинокомпании «Impact Pictures» прочитали сценарий, был проявлен большой интерес к работе Трэвиса Миллоя (Travis Milloy).
- Маленького каннибала, убившего Мэна, играет Азия Луна Моманд (Asia Luna Mohmand) – дочь режиссера картины Кристиана Элварта (Christian Alvart).
- Для съемки сцены, где Бен Фостер (Ben Foster) съедает заживо противного жука, актер настаивал на настоящем живом насекомом вместо использования компьютерной графики или искусственного муляжа.
- Кинокартина «Пандорум» должна была стать первой в трилогии, но из-за низких кассовых сборов эта идея сейчас вызывает большие сомнения.
Даты выхода фильма
- 25 сентября 2009 – США, Канада, Болгария
- 30 сентября 2009 – Франция, Филиппины, Швейцария (франкоязычные области)
- 1 октября 2009 – Германия, Швейцария (немецкоязычные области)
- 2 октября 2009 – Австрия, Эстония, Латвия, Тайвань, Великобритания
- 9 октября 2009 – Швеция
- 10 октября 2009 – Португалия
- 15 октября 2009 – Гонконг, Казахстан, Малайзия, Россия, Сингапур
- 22 октября 2009 – Южная Корея
- 30 октября 2009 – Польша, Южная Африка, Турция
- 5 ноября 2009 – Ливан
- 6 ноября 2009 – Испания
- 2 декабря 2009 – Бельгия
- 3 декабря 2009 – Греция
- 4 декабря 2009 – Норвегия
- 15 января 2010 – Мексика
- 4 февраля 2010 – Австралия, Кувейт
- 26 февраля 2010 – Бразилия
- 11 марта 2010 – Венгрия
- 6 мая 2010 – Новая Зеландия
Библиография
- Тимофей Озеров. Рецензия на фильм «Пандорум» // Если, 2009, №12 – с.120
© Виталий Карацупа, 2010
|
|
|
|