|
|
|
|
Официальный сайт фильма
- Производство: США – Великобритания, комп. «Twentieth Century Fox», «Dune Entertainment», «Giant Studios», «Ingenious Film Partners», «Lightstorm Entertainment»
- Год выхода на экраны: 2009
- Продолжительность: 162 мин.
- Цветной
- Бюджет фильма: $237 000 000, кассовые сборы в США $749 603 864, во всем мире $2 039 472 387 и €1 131 752 464
- Режиссер: Джеймс Кэмерон (James Cameron)
- Автор сценария: Джеймс Кэмерон (James Cameron)
- Продюсеры: Джеймс Кэмерон (James Cameron), Джон Ландау (Jon Landau)
- В ролях: Сэм Уортингтон (Sam Worthington), Зоя Салдана (Zoe Saldana), Сигурни Уивер (Sigourney Weaver), Стивен Ланг (Stephen Lang), Джоэл Мур (Joel Moore), Джованни Рибиси (Giovanni Ribisi), Мишель Родригес (Michelle Rodriguez), Лаз Алонсо (Laz Alonso), Вэс Стади (Wes Studi), К. К. Паунде (CCH Pounder), Дайлип Рао (Dileep Rao), Мэтт Джеральд (Matt Gerald), Шон Энтони Моран (Sean Anthony Moran), Джейсон Уайт (Jason Whyte), Скотт Лоуренс (Scott Lawrence)
Уверен, этот фильм знаменует собой новый поворот кинофантастики не только в Голливуде, но и в мире. Я теперь могу понять тот восторг и культурный
шок, который произвел на зрителей во всем мире в 1977 году шедевр Джорджа Лукаса «Звездные войны».
Тогда это было необычно, ново и неожиданно. А затем «Звездный войны» породили не только целую индустрию выкачивания денег из потребителя,
но и движение в космической фантастике в сторону техногенного воззрения на мир далекого будущего. «Аватар» же, своим появлением на свет,
развернул голливудский конвейер в другую сторону, показав мастерам фантастического жанра большой-пребольшой средний палец....
Джеймс Кэмерон в очередной раз удивил мир. Его мир планеты Пандора мне напомнил не столько
первобытную Землю, когда на ней еще и в помине не было человека, сколько земной подводный мир. Такое разнообразие инопланетной фауны и
флоры, изобилующей чудесами, неожиданными свойствами и возможностями американский режиссер, видимо, собрал после своей десятилетней
работы над документальными фильмами о морских глубинах. Видеть удивительным мир океанских глубин, который так мало изучен человеком,
может не каждый. А тот, кто не только видел этот сказочный мир, но и проникся его величием и гармонией, наверное, гораздо глубже понимает
трагедию коренных жителей планеты Пандора, показанную в кинофильме. Кэмерон перенес виденный им подводный мир в рамки новоявленной саги,
слегка преобразованным и приспособленным к наземным условиям.
Честно говоря, зрительный мир Пандоры, ее обитателей и входящая с ними в контраст техника землян, более напоминает ассорти из ярких обложек
американских журналов фантастики 1940-1950-х годов. Перед нами предстает завораживающий мир, который мог быть рожден только силами
писателей-фантастов «Золотого века» и американских художников-иллюстраторов, изображения которых и стали подсознательным фундаментом для
Джеймса Кэмерона, придумавшего свое творение.
Главный герой фильма – бывший морской пехотинец, а теперь никому не нужный калека, волей случая попавший на Пандору, приходит в
гармоничный мир аборигенов как завоеватель, но его внутренняя суть, заложенные в него во время службы инструкции и приказы, начинают давать
трещину, а затем восстают против тупого человеческого эгоизма. Концептуальный переворот в сознании главного героя в фантастике вещь далеко не
новая. В американской фантастике такой сюжет был известен уже более полувека, еще с романа Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной» (1941),
где летящие на огромном звездолете люди, спустя многие поколения забыли не только цель полета, но уже и не знавшие до конца окружающий мир,
в стенах которого жили. Не знавшие до тех пор, пока главный герой романа не открыл им глаза и не дал своим соплеменникам цель их жизни. И я
думаю, что каждый вспомнит какое-нибудь произведение классиков мировой фантастики с подобным сюжетом.
В фильме «Аватар» есть и другие штампы фантастического жанра, но это не отражает главной сути картины, которую режиссер продемонстрировал в
своем давнем кинофильме «Бездна» (1989). А именно – ответственность завоевателей перед будущим,
наказуемость слепой ярости тупоголовых военных, стремящихся любой ценой выполнить приказ, высшими силами добра, подчинить которые никто
не в силах, и уже том более человек. И если в «Бездне» в качестве вселенской силы выступает
огромный космический корабль и его обитатели, покоящиеся на дне океана, то в «Аватаре» – это вся планета, живой мир, приютивший не только
человекоподобных синекожих на'ви с кошачьими глазами и повадками, но и богатейшую экосистему.
Но какая же бочка без ложки дегтя. В «Аватаре» такой ложкой можно назвать социальную структуру цивилизации на'ви. Ведь если вдуматься
(и всмотреться), то их быт и общественный строй точно такой же как и у людей, а их общение с деревьями, приручение летающих ящеров,
воссоединение с живыми организмами при помощи пряди волос – лишь инопланетный антураж. Структура власти у на'ви – пирамидальная, есть
свой верховный правитель (царь, президент и т.д.), есть главный воин (главнокомандующий), есть верховная жрица (настоящая власть) и есть все
остальные (общественность). Уклад жизни не удивляет – добывание пищи с помощью холодного оружия, по вечерам общие развлечения, отдых в
отдельных для каждого индивидуума ложах (огромных листьях). Далеко на мирные отношения с другими племенами, оседлый образ жизни,
привязанность к одному месту, а то, что у них не развито сельское хозяйство – вина Пандоры. Она дает на'ви еды в полном достатке, стоит им лишь
протянуть руку до ближайшего сладкого плода, или натянуть лук и выстрелить, а затем поверженной умирающей жертве пропеть песню единения с
природой. В общем, этот мир не такой уж и мирный, он очень напоминает общество инков (каким мы его знаем из учебников истории), правда, без
жертвоприношений. На'ви в принципе такие же существа, как и мы с вами, с теми же основными внешними и внутренними особенностями. Их
физиология похожа с человеческой, их общественный строй также похож, их цели для нас ясны. Никакой загадки. Отчего же тогда, создатели фильма
пытаются внушить зрителям, что человеку понять жителей Пандоры практически невозможно?
И еще одно.
Ну да, я понимаю, что американцы, словно дети: в каждом своем «киношедевре», где имеется противостоянии, обязательно устроят взрыв, и чем
больше противостояние, тем больше буйство огня и поверженных тел. Но зачем же было взрывать и рушить священное дерево на'ви? Ведь
аборигенов практически выкурили газом с места их обитания. Так нет, давай еще сделаем «Ба-бах!», и побольше. Ну что тут сказать о создателях:
большие неразумные дети...
Свою острую шпильку в «Аватар» я воткнул и могу успокоиться. И все же эта фантастическая лента прекрасна. Прежде всего, теми предполагаемыми
яркими красками, которые нас должны ждать на иных планетах. Мир Пандоры привлекателен, он завораживающе красивый. Его летающие горы
(вспомним свифтовскую Лапуту), величественные леса и нежнейшие цветы окунают нас в настоящую сказку. Эдемский сад после пейзажей Пандоры
скучен и безлик. И я не удивлюсь, если многие последующие фильмы американских кинематографистов, начнут повторять и пытаться переплюнуть
красоту природы Пандоры. Я бы хотел, чтобы пришел конец воззрениям кинорежиссеров о будущих планетах, как пыльных безграничных пустынях
(«Звездный войны», «Звездные врата», «Безумный Макс»,
«Кин-Дза-Дза»), умирающей или уничтоженной цивилизации («Терминатор», «Я – легенда»,
«Через тернии – к звездам», «Водный мир») или какого-нибудь другого пессимистического антуража.
«Аватар» же дает зрителям возможность увидеть другой дивный мир, приобщится к красоте и гармонии иной планеты, которая может не оттолкнуть,
а заворожить, возбудить в нас трепет прекрасного, дать нам то доброе и вечное, что уже на протяжении многих веков безуспешно пытается сделать
мировая культура.
Сюжет фильма «Аватар»
Время действия фильма – 2154 год. Главный герой Джейк Салли (Сэм Уортингтон) – бывший морской пехотинец, воевавший в Венесуэле, получивший
ранение и отныне прикованный к инвалидному креслу. Его брат-близнец Томми, будучи учёным, доктором наук, 3 года готовился для поездки на
планету Пандора (спутнике газового гиганта Полифем в системе Альфа Центавра), находящуюся на расстоянии 4,3 световых года от Земли. Там
была расположена земная база, на которой всем заправляла корпорация «Управление по развитию месторождений» (RDA, Resources Development
Administration). Ее привлекала здесь богатейшее месторождение минерала анобтаниум (шуточный термин англоязычной фантастики, обозначающий
нужное, но труднодоступное вещество, буквально «недоступный», что наиболее корректно можно перевести на русский язык как «недостаниум»),
цена которого на мировом рынке равнялась 20 миллионам за килограмм.
Но здесь была одна-единственная закавыка – это местное население, или на'ви. Эти жители Пандоры развивались не по технологическому пути,
а на принципах экологического равновесия. Их общение с природой и с самой планетой было неподвластно разумению землян, особенно тем
военным остолопам, которые составляли большую часть населения базы. Синекожие 3-метровые аборигены оказались довольно разумными,
а их знание местности и окружающего животного и растительного мира, оказало довольно серьезную помеху милитаристским планам RDA.
И тогда оказались необходимыми ученые, задачей которых было налаживание отношений с на'ви. Для этого им было необходимо внедриться в
местную среду, узнать жителей Пандоры изнутри их сообщества, для чего и были придуманы аватары.
Аватары – созданные при помощи генной инженерии гибриды, полученные комбинированием ДНК человека и коренных жителей планеты Пандоры.
Аватар может дистанционно мысленно управляться, причём только таким оператором, под которого он был создан. Их нервные окончания были
полностью идентичны. Потому, когда за два дня до отлета стало известно, что Томми Салли был убит каким-то воришкой за пару баксов, корпорация
нашла выход в привлечении его брата Джейке, который был его генетическим двойником. На создание аватара и подготовку Томми были затрачены
немалые средства, так что его брат оказался ценной находкой для корпорации, даже несмотря на отсутствие у него должного учёного опыта.
Желая таким образом хорошо подзаработать и сделать себе дорогостоящую операцию, для того, чтобы вновь начать ходить, Джейк соглашается на
эту миссию, целью которой было вхождение в доверие одному из племён на’ви, чьи поселения находятся на самом богатом месторождении ценной
руды. Как бы там ни было, но спустя 5 лет, 9 месяцев и 22 дня Джейк Салли просыпается от анабиоза и попадает в мир Пандоры, о которой слышал
еще в детстве, но никогда не думал, что сможет сюда попасть. На базе он попадает под двойное «опекунство». Формальным его начальником была
доктор Грейс Огастин (Сигурни Уивер), самый крупный знаток на'ви, а реальным командиром был полковник Куоритч (Стивен Ланг) – начальник службы
безопасности базы, выступающий за уничтожение на’ви, бравый вояка, ставящий цели корпорации превыше здравого смысла и общечеловеческих
ценностей.
Вскоре Джейк был присоединен к своему аватару, а через день, во время первой вылазки в джунгли Пандоры, он попадает в опасную передрягу –
спасаясь от бросившегося за ним хищника, похожего на огромную пантеру, ему пришлось броситься со скалы в озеро и в итоге он остается один
ночью в незнакомом лесу. А спустя еще некоторое время прекрасная аборигенка Нейтири (Зоя Салдана), дочь вождя клана спасает аватару Джейка
жизнь. Вернее, сначала она хотела его убить, но семена священного дерева, которые являются самыми чистыми душами на планете, отвели стрелу
Нейтири от цели. С этого начинается контакт Джейка с племенем Оматикайя. Аватара принимают в её клан, и он учится быть одним из на’ви, что
включает в себя выполнение множества задач и прохождение многочисленных испытаний. Эйтукан (Вэс Стади) – вождь племени и Цахик (К. К. Паунде)
– его жена и одновременно религиозный лидер, повелели Нейтири обучить избранного священным деревом Джейка всему, что знает народ на'ви,
а уж только затем они решат, можно ли будет вылечить его безумие – именно таким они считают сознание человека. В противовес им главный воин
племени Цу'тэй (Лаз Алонсо) выразил недвусмысленное желание убить чужака.
Но Джейк под руководством Нейтири довольно быстро осваивал принципы обитания на Пандоре, его навыки морского пехотинца пригодились ему для
приемов охотника, а природная смекалка и выдержка пригодились для прохождения одного из главных испытаний – приручение четырехкрылого
дракона Икрана. Это животное было самым опасным на Пандоре, кроме воистину гигантского дракона – Турука, подчинение которого давало такую
фантастическую славу, о которой могли мечтать только самые выдающие жители Пандоры. А таких за всю ее историю было только пятеро – тех, кто
смог приручить гигантского дракона.
Естественно, что по мере того, как отношения Джейка с Нейтири становятся более близкими, это не может не волновать не только ее отца и мать, но
и главного претендента на ее руку и сердце Эйтукана. И чем бы всё закончилось еще не известно, если бы в это время руководство земной колонии
не приняло решение изгнать аборигенов силой. Джейк понимает, что это станет катастрофой для гармоничного мира на'ви, и после неудачной попытки
убедить руководство отказаться от силового решения вместе с несколькими единомышленниками поднимает бунт, попадает на гауптвахту, но вместе
с доктором Грейс, ученым Норманом Спеллманом (Джоэл Мур) и пилотом вертолета, симпатичной метиски Труди Ченсон (Мишель Родригес), они
совершают побег. Похищают оборудование для управления аватарами и прячутся в глубине лесов Пандоры.
Племя Оматикайя, состоящее из нескольких сотен на'ви обитало в корнях гигантского (высотой с километр) священного дерева, стоящего на земле,
под которой находилось самое крупное месторождение анобтаниума. Сюда и был направлен главный удар полковника Куоритча. Эскадрилья летающих
машин атаковало дерево и нанеся ему множество ракетных ударов в основание, уничтожило привычный мир на'ви. Дерево упало, погибло немало
аборигенов, погиб и вождь племени Эйтукан. Джейк уже открыто переходит на сторону на’ви. Для того, чтобы объединить множество племён Пандоры,
он совершает невозможное – подчиняет и приручает Турука, став тем самым новой легендой этого мира. Бывший земной морской пехотинец поднимает
массовое восстание против землян и после ожесточенного сражения, когда летающие драконы, ведомые на'ви, грозные хищники, ведомые душой
планетой, и Джейк, ведомый чувством гуманизма и справедливости, атаковали летающие крепости полковника Куортича. Ценой многих жизней
(Цу'тэй, Грейс, Труди и другие) им удалось на земле и в воздухе одержать победу, разбить землян и уничтожить самого полковника Куоритча.
Оставшимся в живых было разрешено вернуться на загрязнённую, лишённую природной среды Землю с условием, что хищническая разработка
анобтаниума на Пандоре будет полностью прекращена. И только некоторым их них разрешили остаться, и Джейку в первую очередь. В итоге он
окончательно разрывает связь с человеческим телом, и Эйва – священная душа планеты Пандоры – с помощью неведомой биологической энергии
перенесла его душу в аватар навсегда.
Некоторые замечания к фильму
- Рабочее название кинофильма – «Проект 880» (Project 880).
- Начало работы над фильмом приходится на март 2005 года, а сами съемки проходили с 16 апреля по 1 декабря 2007 года на Гавайях, в Новой Зеландии и в Лос-Анджелесе.
- Работать над фильмом «Аватар» Джеймс Кэмерон начал в 1994 году, когда написал 80-страничный набросок сценария. Съёмки намечались сразу после завершения работы над «Титаником», и фильм должен был выйти в 1999 году, но, по словам самого режиссера, технологии того времени не были готовы воплотить его видение фильма
- Работа над языком, которым пользуется инопланетная раса в фильме, началась летом 2005 года, а в начале 2006 года Джеймс Кэмерон всерьёз занялся сценарием и вымышленной вселенной «Аватара». Таким образом, работая с языковедом и директором Центра управления коммуникаций Южно-Калифорнийского университета Полом Фроммером, Кэмерон разработал целый язык и культуру для на’ви, коренной расы Пандоры.
- Продажа DVD и Blu-ray дисках с лицензионными копиями картины началась 22 апреля 2010 года, в международный День Земли. Студия 20th Century Fox не намерена в этом году выпускать фильм на дисках в формате 3D. Вместо этого, рассматривается возможность повторного выпуска «Аватар» в прокат, на этот раз в режиссерской версии. Представители студии FOX уточнили, что в 2010 году не планируется выпускать фильм на дисковых носителях в стереоскопическом формате, так как пока рынок 3D-проигрывателей и телевизоров недостаточно развит.
- Киностудия 20th Century Fox, продюсер Джон Ландау и режиссер Джеймс Кэмерон анонсировали международную программу, старт которой дан 22 апреля 2010 года в день выхода на дисках лицензионной версии фильма «Аватар». В рамках программы, также получившей название «Аватар», в разных странах мира до конца 2010 года будут высажены миллион деревьев. Владелец дискового издания сможет стать «хозяином» одного из деревьев и при помощи специальных кодов получит доступ к виртуальной карте на сайте «Аватара», где будут указаны точные координаты растения.
- Мировая премьера «Аватара» состоялась в Лондоне 10 декабря 2009 года, а в широкий прокат фильм вышел 17 декабря. 25 января 2010 года, собрав за шесть недель проката более 1,8 млрд долларов, «Аватар» стал самым кассовым фильмом всех времён, побив рекорд предыдущего фильма Джеймса Кэмерона – «Титаник». «Аватар» – первый и пока единственный фильм, собравший в прокате больше 2,7 млрд. долларов. В России «Аватар» тоже стал самым кассовым фильмом в истории.
- Режиссерская версия со множеством дополнительных материалов будет выпущена в ноябре 2010 года. «Таков наш план сейчас, но в него еще могут быть внесены изменения», – подчеркнул режиссер Джеймс Кэмерон.
- Принимая во внимание коммерческий успех ленты, Джеймс Кэмерон выразил готовность снять два сиквела. По словам режиссера сиквелы «Аватара» будут сняты гораздо быстрее, а их производство будет стоить существенно меньше оригинала. Большинство главных героев фильма появятся и в продолжении.
- Неожиданность явился тот факт, что этот фильм получил так мало премий Киноакадемии США «Оскар». По мнению экспертов газеты «Time», у провала «Аватара» есть четыре причины: возраст, масштаб, ретроградность критиков и личные счеты. «Time» считает, что одна из причин такого итога 82-й церемонии награждения «Оскара» – преклонный возраст многих киноакадемиков, которые предпочитают смотреть фильмы на дисках дома. Журналисты считают, что многие из критиков не смогли оценить визуальные преимущества 3D-фильма на широкоформатном экране в кинотеатре, как это сделали миллионы людей по всему миру. 2-я причина это то, что еще ни одна фантастическая картина в истории «Оскара» не побеждала в номинации «Лучший фильм». Кроме того, в последнее время киноакадемики предпочитают небольшие драмы с ясным социальным посылом. Хотя в «Аватаре» есть и тема экологии, и мощный пацифистский лозунг, критики оценили детище Джеймса Кэмерона лишь как обычное крупнобюджетное жанровое кино. Провал «Аватара» – это еще одно доказательство того, что многие члены Киноакадемии просто не способны оценить новаторство режиссеров, считает «Time». Например, в 1942 году они оставили без наград фильм «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, в котором использовались абсолютно необычные для своего времени флэшбэки и приемы использования камеры и освещения. Сегодня этот фильм входит почти в каждый список величайших лент в истории кинематографа. В 2010 году академики тоже не смогли оценить новые методы киносъемки и использование 3D, а также все то, что обеспечило «Аватару» рекордные кассовые сборы. 4-я причина – личные пристрастия киноакадемиков. В Голливуде просто недолюбливают самого успешного режиссера в мировом кинематографе. Некоторые киноакадемики считают, что человек, заработавший только на одном своем фильме $2,5 млрд. долларов может обойтись и без «Оскаров».
- Фильм демонстрируется как в традиционном варианте, так и в форматах 3D: RealD 3D, Dolby 3D и IMAX 3D.
- Многие считают «Аватар» прорывом в области технологии производства фильмов благодаря стереоскопическим камерам, специально сконструированным для съёмок фильма.
- Джеймс Кэмерон сравнил мир Пандоры с биоинтернетом, куда можно загружать собственные воспоминания.
- Вид парящих в облаках гор отчасти навеян пейзажами живописной китайской горной гряды Хуаншань. Съёмочная группа «Аватара» выезжала в Китай для натурных съёмок материалов для производства фильма. А моделирование социально-культурного мира инопланетного племени потребовало от съёмочной группы обращения к традициям различных племён Южной и Северной Америки.
- Джеймс Кэмерон назвал источником вдохновения для сценария «книги научной фантастики, прочитанные им в детстве»: Эдгара Райса Берроуза («Джон Картер – марсианин») и рассказ Пола Андерсона «Зовите меня Джо», который он прямо не упомянул, что вызвало возмущение некоторых почитателей Андерсона.
- По мнению специализирующегося на научной фантастике американского критика Гери Вестфала (Gary Westfahl), наиболее похожим на «Аватар» научно-фантастическим литературным произведением является «Слово для леса и мира одно» Урсулы Ле Гуин.
- «Аватар» состоит на 40% из живой съёмки и на 60% из реалистичной компьютерной графики. Для создания мира Пандоры понадобилось более петабайта (1024 терабайта) цифрового дискового пространства для хранения всех компьютерно-графических активов фильма (растений и животных, насекомых, скал, гор и облаков и т. д.). Для сравнения, при работе над «Титаником» понадобилось всего 2 терабайта для создания (и затопления) корабля и тысяч пассажиров. Это меньше, чем 1/500 доля объёма, использованного для хранения материалов к картине «Аватар».
- На производстве компьютерной графики для работало около тысячи человек. Компьютерная графика в фильме реализована технологией «Reality Camera System». Собственная технология Джеймса Кэмерона «Reality Camera System» служит для создания фильма в стерео (3D) изображении. Для создания глубины восприятия, эта система использует две микрокамеры высокого разрешения, вставленные в шлемы актёров и позволяющие управлять не только мимикой, но и движениями зрачков и век. Фотореалистичные компьютерные персонажи моделировались с помощью анимационных технологий «Motion Capture».
- Актёров, исполняющих главные роли, Джеймс Кэмерон вывез на Гавайи, чтобы они лучше почувствовали, что такое тропические джунгли.
- Для создания трёхмерного леса была написана специальная программа, которая симулировала ярусность естественных джунглей. То есть, первоначально определялось расположение крупных деревьев, затем рассчитывались тени от них и на освещённых местах располагались более мелкие деревья.
- Дата-центр «Weta Digital» обрабатывал в среднем по 1,3 млн. задач рендеринга в сутки – по 7-8 Гб данных в секунду, 24 часа в сутки.
- В фильме был использован образ летательного аппарата Леонардо да Винчи.
- Прообразом «цветов», прячущихся в трубки, до которых дотрагивается Джейк, послужили морские кольчатые черви из семейства сабеллид.
- Так как по сюжету тело аватара было создано при сливании ДНК человека и представителя на'ви, то у них пять пальцев в отличие от коренного населения, у которого только четыре пальца.
- Джеймс Кэмерон отправил в 2007 году 26 дизайнеров за свой счет на месяц изучать каждый винтик буровых установок в Мексиканском заливе, чтобы затем тщательно воспроизвести колонию землян на Пандоре, добывающую редкие полезные ископаемые.
- Чтобы максимально использовать бюджет на создание 3D-эффектов Кэмерон сразу отказался от идеи привлекать в фильм первых звезд Голливуда, хотя на роль Джейка Салли претендовали многие известные актеры.
- Продвижение новой технологии трехмерного захвата изображения и переноса ее на экран стало главной технической задачей «Аватара», которой руководил обладатель трех Оскаров за создание CGI Джо Леттери и один из лучших операторов мира Мауро Фиоре. Скрепя сердце Кэмерон – владелец двух ведущих голливудских студий по созданию спецэффектов – «Lightstorm Entertainment» и «Digital Domain», был вынужден обратится к независимой новозеландской компании Питера Джексона «Weta Digital», создавшей миры «Властелина колец» и «Кинг-Конга», потому что именно эта студия на сегодня является ведущей в области анимации на основе «motion capture». И именно в «Аватаре», две трети которого снято с использованием технологии фотореалистичного захвата изображения, мы впервые увидели ее настоящие возможности.
- Первоначально выход фильма был запланирован на 22 мая 2009 года, но потом его перенесли на 17 декабря. Это было сделано для того, чтобы дать создателям фильма больше времени на пост-продакшн, а также чтобы большее количество кинотеатров по всему миру успело установить у себя трёхмерные проекторы
- Джеймс Кэмерон договорился с компанией «Ubisoft» о создании игры-боевика «James Cameron's Avatar: The Game», выход которой состоялся в декабре 2009 года.
Даты выхода фильма
- 10 декабря 2009 – Великобритания (Лондон)
- 15 декабря 2009 – Объединенные Арабские Эмираты (Дубайский международный кинофестиваль)
- 16 декабря 2009 – США (Голливуд), Бельгия, Египет, Франция, Южная Корея, Швейцария (франкоязычные области)
- 17 декабря 2009 – Австралия, Австрия, Босния и Герцоговина, Болгария, Колумбия, Хорватия, Чешская республика, Германия, Греция, Гонконг, Венгрия, Индонезия. Израиль, Кувейт, Ливан, Малайзия. Мексика, Нидерланды. Новая Зеландия, Перу, Филиппины, Португалия, Россия. Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария (немецкоязычные области), Сирия, Таиланд, Великобритания, Украина
- 18 декабря 2009 – Бразилия, Канада, Дания, Эстония, Финляндия. Исландия, Индия, Казахстан, Латвия, Литва, Норвегия, Панама, Румыния, Испания, Швеция, Тайвань, Турция, США, Уругвай, Венесуэла
- 22 декабря 2009 – Аргентина (Буэнос-Айрес)
- 23 декабря 2009 – Япония
- 25 декабря 2009 – Польша
- 31 декабря 2009 – Пакистан (Лахор)
- 1 января 2010 – Аргентина, Пакистан
- 2 января 2010 – Чили
- 15 января 2010 – Италия
- 21 января 2010 – Грузия
Награды и звания
- 2009 – номинация на премию «CFCA Award» от «Ассоциации кинокритиков Чикаго» (Chicago Film Critics Association) в категории «лучший оператор» (Мауро Фиоре)
- 2009 – номинация на премию «CFCA Award» от «Ассоциации кинокритиков Чикаго» (Chicago Film Critics Association) в категории «лучший оригинальная партитура» (Джеймс Хорнер)
- 2009 – премия «FFCC Award» от «Общества кинокритиков Флориды (Florida Film Critics Circle) в категории «лучший оператор» (Мауро Фиоре)
- 2009 – номинация на премию «Sierra Award» от Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший художник-постановщик»
- 2009 – премия «PFCS Award» от «Общества кинокритиков Феникса (Phoenix Film Critics Society) в категории «лучший оператор» (Мауро Фиоре)
- 2009 – премия «PFCS Award» от «Общества кинокритиков Феникса (Phoenix Film Critics Society) в категории «лучший монтаж фильма» (Джеймс Кэмерон, Джон Рефо, Стивен Ривкин)
- 2009 – премия «PFCS Award» от «Общества кинокритиков Феникса (Phoenix Film Critics Society) в категории «лучший воплощенный замысел» (Рик Картер, Роберт Стромберг)
- 2009 – премия «PFCS Award» от «Общества кинокритиков Феникса (Phoenix Film Critics Society) в категории «лучшие визуальные эффекты»
- 2010 – премия «Оскар» в категории «лучшее достижение художника-постановщика» (Рик, Картер, Роберт Стромберг, Ким Синклер)
- 2010 – премия «Оскар» в категории «лучшее достижение оператора» (Мауро Фиоре)
- 2010 – премия «Оскар» в категории «лучшее достижение в визуальных эффектах» (Джо Леттери, Стивен Розенбаум, Ричард Бейнхэм, Энди Джонс)
- 2010 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучшее достижение в режиссуре» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучшее достижение в монтаже» (Стивен Ривкин, Джон Рефо, Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучшее достижение в музыкальном письме для художественного фильма» (Джеймс Хорнер)
- 2010 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучшее достижение в звуке» (Кристофер Бойс, Гэри Саммер, Энди Нельсон, Тони Джонсон)
- 2010 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучшее достижение в звукорежиссуре» (Кристофер Бойс, Гвендолин Йетс Уайттл)
- 2010 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучший художественный фильм года» (Джеймс Кэмерон, Джон Ландау)
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер» (Сэм Уортингтон)
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса» (Зоя Салдана)
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший режиссер» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший фантастический фильм»
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая музыка» (Джеймс Хорнер)
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший воплощенный замысел» (Рик Картер, Роберт Стромберг)
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты» (Джо Леттери, Роберт Розенбаум, Ричард Бейнхэм, Энди Джонс)
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса второго плана» (Сигурни Уивер)
- 2010 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший сценарий» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «Эдди» (Eddie) от американских киноредакторов в категории «лучшая редакторская работа в художественном фильме» (Стивен Ривкин, Джон Рефо, Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «ASC Award» Общества американских операторов (American Society of Cinematographers) в категории «выдающееся достижение оператора» ()
- 2010 – номинация на премию «Премия за выдающийся воплощенный замысел» (Excellence in Production Design Award) в категории «фантастические фильмы» (53 человека)
- 2010 – премия «BAFTA Film Award» в категории «лучший воплощенный замысел» (Рик Картер, Роберт Стромберг, Ким Синклер)
- 2010 – премия «BAFTA Film Award» в категории «лучшие специальные и визуальные эффекты» (Джо Леттери, Стивен Розенбаум, Ричард Бейнхэм, Энди Джонс)
- 2010 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший оператор» (Мауро Фиоре)
- 2010 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший режиссер» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший монтаж» (Стивен Ривкин, Джн Рефо, Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший фильм» (Джеймс Кэмерон, Джон Ландау)
- 2010 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучшая музыка» (Джеймс Хорнер)
- 2010 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший звук» (Кристофер Бойс, Гэри Саммерс, Энди Нельсон, Тони Джонсон, Эддисон Тидже)
- 2010 – номинация на премию «Черная катушка» (Black Reel Awards) в категории «лучшая актриса второго плана» (Зоя Салдана)
- 2010 – премия «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучший художественный фильм»
- 2010 – премия «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучшая художественная постановка»
- 2010 – премия «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучший оператор» (Мауро Фиоре)
- 2010 – премия «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучший монтаж» (Джон Рифо, Стивен Ривкин)
- 2010 – премия «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучший звук»
- 2010 – премия «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучшие визуальные эффекты»
- 2010 – номинация на премию «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучший режиссер» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучший грим»
- 2010 – номинация на премию «Выбор критиков» (Critics Choice Award) от «Ассоциации кинокритиков» (Broadcast Film Critics Association Awards) в категории «лучшая картина»
- 2010 – номинация на премию «C.A.S. Award» в категории «выдающиеся достижения в микшировании звука для художественного фильма» (Кристофер Бойс, Гэри Саммерс, Энди Нельсон, Тони Джонсон)
- 2010 – номинация на премию «CDG Award» от «Гильдии костюмеров» (Costume Designers Guild) в категории «достижения в дизайне костюма для фантастического фильма» (Майс Рубео, Дебора Линн Скотт)
- 2010 – номинация на премию «César» (Франция) в категории «лучший иностранный фильм» (Джэеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «DGA Award» от «Гильдии режиссеров Америки» (Directors Guild of America) в категории «выдающиеся достижения режиссера в художественном фильме» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – премия «Empire Award» (Великобритания) в категории «лучшая актриса» (Зоя Салдана)
- 2010 – премия «Empire Award» (Великобритания) в категории «лучший режиссер» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – премия «Empire Award» (Великобритания) в категории «лучший фильм»
- 2010 – номинация на премию «Empire Award» (Великобритания) в категории «лучший актер» (Сэм Уортингтон)
- 2010 – номинация на премию «Empire Award» (Великобритания) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
- 2010 – премия «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший режиссер художественного фильма» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – премия «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший драматический художественный фильм»
- 2010 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшая оригинальная партитура» (Джеймс Хорнер)
- 2010 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший оригинальный звук» (Джеймс Хорнер, Саймон Франглен, Кук Харрелл)
- 2010 – номинация на премию «Image Award» в категории «лучшая актриса второго плана в художественном фильме» (Зоя Салдана)
- 2010 – номинация на премию «IFTA (Irish Film and Television) Awards» (Ирландия) в категории «лучший зарубежный фильм»
- 2010 – номинация на премию «ALFS Award» от Общества критиков Лондона (London Critics Circle Film) в категории «режиссер года» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «ALFS Award» от Общества критиков Лондона (London Critics Circle Film) в категории «фильм года»
- 2010 – премия «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звука – музыка для художественного фильма»
- 2010 – премия «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звука – звуковые эффекты для художественного фильма»
- 2010 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звука – диалоги для художественного фильма»
- 2010 – номинация на премию «OFCS Award» от «Общества сетевых кинокритиков (Online Film Critics Society) в категории «лучший оператор» (Мауро Фиоре)
- 2010 – номинация на премию «OFCS Award» от «Общества сетевых кинокритиков (Online Film Critics Society) в категории «лучший режиссер» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – номинация на премию «OFCS Award» от «Общества сетевых кинокритиков (Online Film Critics Society) в категории «лучший монтаж» (Джон Рефо, Стивен Ривкин)
- 2010 – номинация на премию «PGA Awards» в категории «лучший художественный фильм» (Джеймс Кэмерон, Джон Ландау)
- 2010 – премия «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшие визуальные эффекты года» (Джилл Брукс, Джон Кнолл, Фрэнк Петтерсон, Тори Меркер)
- 2010 – премия «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучший анимационные герои в художественном фильме» (Энди Джонс, Джо Леттери, Зоя Салдана, Джеф Юней)
- 2010 – премия «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшее создание окружающей среды в художественном фильме» (Шади Алмассизадех, Дон Кокс, Юла Рэдмейер, Эрик Сейндон)
- 2010 – премия «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшие матовые картины для художественного фильма» (Жан-Люк Азис, Питер Баустедтер, Брентон Коттман, Ивонна Мюнде)
- 2010 – премия «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшие модели и миниатюры для художественного фильма» (Саймон Чен, Пол Дженнес, Джон Стивенсон-Гэлвин, Райнер Зоттл)
- 2010 – премия «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшие визуальные эффекты управления в художественном фильме» (Ричард Бейнхэм, Джойс Кокс, Джо Леттери, Эйлин Моран)
- 2010 – номинация на премию «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшие визуальные эффекты года» (Телвин Кабезас, Джойс Кокс, Джо Леттери, Эйлин Моран)
- 2010 – номинация на премию «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшая компоновка в художественном фильме» (Джей Купер, Бет Д'Амато, Эдди Паскуарелло, Тодд Вазири)
- 2010 – номинация на премию «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшая компоновка в художественном фильме» (Эрих Эдер, Робин Холландер, Джузеппе Таглиавини, Эрик Уинкист)
- 2010 – номинация на премию «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшее создание окружающей среды в художественном фильме» (Телвин Кабезас, Миа Кан, Дэниел Макарин, Гай Уильямс)
- 2010 – номинация на премию «VES Award» от «Общества визуальных эффектов» (Visual Effects Society) в категории «лучшее создание окружающей среды в художественном фильме» (Джессика Коули, Дэн Леммон, Кейт Миллер, Кэмерон Смит)
- 2010 – номинация на премию «WGA Award» от Гильдии писателей Америки (Writers Guild of America) в категории «лучший оригинальный сценарий» (Джеймс Кэмерон)
- 2010 – Российская народная интернет-премия «Жорж» в категории «лучший зарубежный фильм»
- 2010 – Российская народная интернет-премия «Жорж» в категории «самый обсуждаемый фильм в рунете» (Специальный приз от организаторов премии)
Литература
- Николь Питеса. Аватар Джеймса Кэмерона. В поисках На'ви: [Новеллизация фильма Джеймса Кэмерона «Аватар»] / Пер. А. Русаковой. – М.: АСТ, М.: Астрель, 2012. – 64 с. 3 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-074673-6, ISBN 978-5-271-36387-0 – [Книга вышла в декабре 2011 года]
Библиография на русском языке
- Снова за дело: [О новом фильме Дж. Кэмерона «Аватар»] // FANтастика, 2007, №2 – с.46
- Юлия Малинина. Сэм Уортингтон: «Еда в России тяжёлая, а напитки крепкие. Но я справляюсь» // Московский комсомолец, 2009, 16 декабря – с.
- Cэм Уортингтон: «Язык на’ви дался мне легче американского акцента!» // Русский Newsweek, 2009, 17 декабря – с.
- Лидия Маслова. Вождь синекожих // Коммерсантъ, 2009, 18 декабря (№237) – с.
- Валерий Кичин. Ящик Пандоры: «Аватар» Джеймса Кэмерона восстаёт против министров-капиталистов // Российская газета, 2009, 21 декабря (№245) – с.
- «Аватар»: бремя синего человека: [О новом американском кинофильме] // Аргументы неделі (Донецк), 2009, 25 декабря, №51(54) – с.26
- Ксения Бойко. «Аватар» отправит «Титаник» на дно: [О глупых слухах насчет обвинения в плагиате, выдвинутые Борисом Стругацким Джеймсу Кэмерону] // Аргументы неделі (Донецк), 2010, 15 января, №3 – с.27
- Бестер Ллойд. Новая реальность стереокино: [О кинофильме «Аватар»] // Популярная механика (Москва), 2010, №1 – с.72-76
- Порнопародия на «Аватар»: [Планы Ларри Флинта снять порнографическую пародию на американский фильм] // Аргументы неделі (Донецк), 2010, 28 января, №5 – с.27
- Андрей Борцов. «Я ненавижу человечество…» // Спецназ России, 2010, №1 – с. ; №2 – с.
- «Аватар» стал самым кассовым в истории кино: [О рекордах нового американского кинофильма] // Аргументы неделі (Донецк), 2010, 4 февраля, №6 – с.27
- Максим Чайковский. О Сократе, байдарках и синей тоске // День (Киев), 2010, 12 февраля – с.
- Евгений Милявский. Третий взгляд на «Аватар»: Заговор против нави, или Чего не знал и Камерон // Фаndanго: Альманах 8. – Симферополь: ТО «КаФКа», 2010 – с.202-206
- У «Аватара» будет два продолжения // Аргументы неделі (Донецк), 2010, 4 ноября (№45) – с.26
- Константин Мильчин. Марсианская матрица: Откуда пошли голливудские представления о космосе: [На основе киноэпопеи «Звездные войны» (1977-2005), «Вспомнить все» (1990), «Звездные врата» (1994), «Телепорт» (2008), «Аватар» (2009)] // Аргументы неделi (Донецк), 2012, 22 марта (№12) – с.15
- Анастасия Хмельницкая. Девушка из «Аватара»: [Об американской актрисе Зои Салдана, сыгравшей роль принцессы Нави] // Аргументы неделi (Донецк), 2012, 14 июня (№24) – с.27
- Фильм «Аватар» назвали экранизацией якутского эпоса // Аргументы неделi (Донецк), 2012, 19 июля (№29) – с.26
- Лингвистический конструктор: [О новых языках в произведениях литературы и кино (клингонский язык из «Звездного пути», язык нави из фильма «Аватар», эльфийский язык квенья из произведений Дж. Р. Р. Толкина, жаргон надсат из «Заводного апельсина» Э. Берджесса, новояз из атиутопии «1984» Джорджа Оруэлла)] // ММ (Machines and Mechanisms), 2012, №9 – с.50-57
Библиография на украинском языке
- Борис Стругацький звинуватив Джемса Камерона у крадіжці ідеї для «Аватару» // Друг читача, 2010, №1 – с.2
- Олег Андрос. Стара казка у новому світі: [Про американський фантастичний фільм «Аватар»] // УФО, 2010, №3 – с.77-81
© Виталий Карацупа, 2010-2012
|
|
|