|
|
|
|
Официальный сайт фильма
- Производство: Россия, «Interfest», «VOX Film», «Реал-Дакота»
- Год выхода на экраны: 2008
- Продолжительность: 94 мин.
- Цветной
- Бюджет фильма: $2 500 000, кассовые сборы в России $4 579 600
- Режиссер: Роман Прыгунов
- Авторы сценария: Александр Тимм, Валентин Спиридонов
- Продюсеры: Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский, Михаил Микоц
- В ролях: Иван Янковский, Михаил Ефремов, Мария Шукшина, Артем Ткаченко, Елена Дробышева, Гоша Куценко, Анастасия Ричи, Роман Шмаков, Павел Слива, Мариус Штандель, Павел Ясенок, Петр Скворцов, Иван Мудров, Андрей Малахов, Лев Прыгунов, Никита Пресняков, Александр Кулиев, Николай Ефремов
«Дети индиго – термин, введённый экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго.
Широкую известность термин получил в конце 1990-х благодаря упоминанию в источниках, имеющих отношение к движению нью-эйдж. Детям индиго
приписывают множество различных свойств, начиная от высокого уровня интеллекта и заканчивая телепатическими способностями. Утверждается
также, что «дети индиго» представляют собой «новую расу людей». Явлению «детей индиго» были посвящены несколько фильмов и большое
количество книг...»
Они живут в разных районах Москвы. Тихон (Петр Скворцов) помнит все свои прошлые жизни и видит ауру каждого человека. Таня (Анастасия Ричи)
понимает язык животных. Жека (Роман Шмаков) взламывает любую компьютерную программу. Леха (Павел Слива) видит сквозь предметы. Андрей
Каляев (Иван Янковский) предчувствует опасность. Их объединяет непохожесть на других. Таких как они в последнее время начали называть
Индиго. Находясь вместе, ребята чувствуют себя свободными и неуязвимыми в мире не понимающих и не принимающих их взрослых. Индиго – не
инопланетяне, не хоббиты и не киборги. Они чувствуют, любят и ненавидят, как и все другие люди. Также как и другие подростки, они живут
надеждами, верят, что все впереди, выручают друзей, влюбляются и борются за свою первую любовь.
И вот Андрей первым начал чувствовать, что за ними кто-то ведет охоту. Кто-то методично выслеживает одаренных подростков по одному, после
чего в Москве на одно «самоубийцу» оказывается больше. Под метро попадет Вовчик (Иван Мудров), падает с крыши Тихон, погибает Леха и т.д.
Мир взрослых привычно отстраняется от странных подростковых проблем. Даже после пропажи одного за другим друзей главного героя Андрея, его
отец – участковый милиционер Петр Данилович Каляев (Михаил Ефремов), не верит в серьезность истории о маньяке, преследующем Индиго. А ведь
именно Андрей с друзьями смогли вычислить того, кто всё это делает – такой же гений (правда, в настоящий момент явно свихнувшийся) Павел
Максимович Сошин (Артем Ткаченко), которого еще в детстве исследовали ученые за его неординарные способности, среди которых были даже
телекинез. В настоящий момент он работал сотрудником у психолога, директора центра «Доверие» Вадима Борисовича Суханова (Гоша Куценко),
но в то же самое время работавший и на кого-то, с кем он держал связь только через компьютер. В его задачу входил поиск детей-индиго с тем,
чтобы сколотить их в группу. Но каждый раз, из-за его маниакальных пристрастий, его попытки увенчивались смертью такого подростка.
Не верит Петр Каляев в исключительные способности своего сына, о которых ему рассказала специалист по Индиго профессор Ирина Сергеевна
Ардашникова (Мария Шукшина), обследовавшая Андрея и предлагавшая ему место в своей гимназии для особо одаренных детей. Каляев мечтает,
чтобы у сына было «все, как у людей», и не может принять его избранности. Когда же Павел Максимович похищает Таню, Андрей начинает
действовать, привлекая к этому и своего отца. Они находят ее в подвале старого пивзавода, привязанной к креслу за минуту до гибели. Дело в том,
что Сошин, имея способности чувствовать детей-индиго, каждый раз похищая такого ребенка, спрашивает у них одно и тоже – назовите всех, кто есть
в вашей группе. Таня не говорила и тогда гений-психопат облил ее сахарным сиропом и натравил на нее рой ос, не ведая, что она умеет разговаривать
с животными. Так что, в этот раз он попался – осы вместо Тани напали на него самого.
Но самое главное – кто же всем этим заправлял. И оказалось, что эта была добрейшая Ирина Сергеевна Ардашникова, возомнившая собрать всех
Индиго под свое крыло, а самое главное – ей нужен был среди них кто-то с особенными способностями лидера. И таким человеком оказался Андрей,
за которым, собственно и велась охота. Но именно Андрей смог «переиграть» и уничтожить Ардашникову.
* * *
Фильм, подобный «Индиго» Романа Прыгунова, не мог не появиться на российских экранах. Во-первых, в нашей стране полностью отсутствуют
аналоги безумно популярных в США комиксов о супергероях. Отечественные кинематографисты не могут не пытаться восполнить этот пробел,
поскольку в случае удачи оригинальные фильмы о российских супергероях принесут своим создателям огромную прибыль.
Во-вторых, в 70-80-ые годы прошлого века в СССР было невероятно модно все сверхъестественное и хотя бы слегка научное: парапсихология,
уфология, телепатия телекинез и т.д. В начале 90-ых эта мода сошла на нет: люди, занявшись зарабатыванием денег, перестали тратить время на
знакомство с псевдонаучными изысканиями. Сейчас, когда жизнь немного устроилась, возрождение интереса к подобным вещам может оказаться
очень прибыльным для парапсихологов, целителей, уфологов и тех, кто станет снимать о них кино.
В «Индиго» американская любовь к супергероям сочетается с советским стремлением исследовать научными методами все сверхъестественное.
Попытка российских кинематографистов, даже абсолютно провальная, была бы интересна, как интересно все новое и необычное, ведь даже неудача
первопроходцев способна помочь тем, кто решится рискнуть в следующий раз. Впрочем, хотя новая отечественная картина получилась спорной и не
лишенной недостатков, но и достоинства у нее тоже имеются.
Во-первых, научный (пусть даже псевдонаучный) подход к чудесам добавляет оригинальности привычным сюжетам комиксов. Ведь наивные
американцы за многие десятилетия так и не поняли, что Бэтмены, Супермены и прочие Человеки-Пауки вызвали бы пристальный интерес не только
журналистов и сплетников, но и спецслужб, а также связанных с ними ученых. А против армии и отлаженной государственной машины бессильны
любые суперспособности…
Во-вторых, очень хорошо, что сверхспособности положительных персонажей новой российской ленты проявляются только в какой-то одной сфере,
а во всех остальных отношениях эти ребята столь же беспомощны перед злом и грубой силой, как и прочие люди. Подобный подход, резко
отличающий персонажей фильма Прыгунова от почти всемогущих героев американских комиксов, идет «Индиго» на пользу: уязвимым людям,
которые сомневаются и ошибаются, сочувствуешь больше, чем пуленепробиваемым безупречным бодрячкам.
Сложный, неоднозначный сюжет новой российской картины можно было экранизировать по-разному. Конечно, из истории о подростках, наделенных
супеспособностями, получилась бы прекрасная зрелищная приключенческая лента а-ля «Люди Икс» и «Человек-паук» с погонями, драками и
спецэффектами. Но из этого сценария вполне можно было бы создать и сказку-притчу о том, что каждое новое поколение чувствует себя чужим в
неприветливом взрослом мире и верит, что отличается от своих родителей и сумеет жить иначе, чем они. Кроме того, «Индиго» неплохо смотрелось
бы и как притча о талантливых людях, почти всемогущих в сфере своей одаренности, но зачастую беспомощных в остальных областях жизни…
Однако режиссер пошел другим путем и снял свой новый фильм в жанре маньячного триллера. Хотя в картине почти нет кровавых сцен, она все
равно получилась невероятно мрачной и жестокой. Поэтому новую российскую ленту категорически не рекомендуется смотреть детям младше
тринадцати лет и впечатлительным подросткам.
А поклонникам маньячных триллеров фильм Прыгунова доставит немало удовольствия. Фантастический антураж добавляет мрачности: обычный
маньяк может быть очень опасен, но наделенный сверхъестественными способностями маньяк опасен гораздо больше. Действие развивается
медленно, и это самый подходящий темп для произведений данного жанра. Неспешность происходящего на экране дает зрителям возможность и
побояться, и поразмыслить о многочисленных тайнах сюжета.
Несомненное достоинство картины – сложная, запутанная интрига, завершающаяся непредсказуемым финалом. Как и полагается в хорошем
детективе, при просмотре отмечаешь кое-какие несообразности, но в непротиворечивую картину они складываются лишь в самом конце.
Хитросплетения сюжета предстают в особенно выигрышном свете благодаря замечательной игре актеров: исполнителя роли главного злодея
(не буду называть имени, дабы не ломать кайф любителям детективов) и Артема Ткаченко, сыгравшего маньяка.
Роль в «Индиго», пожалуй, стала лучшей на сегодняшний день работой Артема в кино. Сыгранный им маньяк получился настолько пугающим и
отвратительным, что, когда в очередной раз слышишь любимую фразу злодея: «Мы сумеем вам помочь», – хочется залезть на экран и немедленно
избавить человечество от этого нелюдя. В исполнении Ткаченко маньяк выглядит безусловным воплощением зла, но в то же время понятно, что он
не только убийца и палач, но и жертва тех, кто изуродовал его душу, подчинил испуганного собственными способностями мальчишку своей воле и
превратил в монстра. Персонаж Артема получился невероятно омерзительной, но в то же время по-настоящему трагической личностью.
Однако у «Индиго» есть не только достоинства, но и недостатки, о которых тоже нужно упомянуть. Во-первых, если ленту, главные герои которой –
подростки, категорически не рекомендуется видеть детям, это не очень хорошо. Все-таки немало зрителей предпочитают смотреть фильмы о своих
сверстниках, а во многих кинотеатрах контролеры не очень внимательно следят за возрастом посетителей.
Во-вторых, хотя маньячный триллер – это не фантастический боевик, но от картины о наделенных сверхспособностями людях ждешь хоть каких-то
спецэффектов. Увы, продюсеры явно пожадничали: в «Индиго» практически нет драк и погонь, а также ничего впечатляюще-сверхъестественного.
Скучно, девушки! Частое мерцание кадров и затемнение поначалу нагнетают напряженность, но со временем начинают раздражать и в любом случае
не могут заменить полноценные спецэффекты.
В-третьих, хотя взрослые актеры играют замечательно, но работы юных исполнителей главных ролей оказались не столь впечатляющими.
Дети-индиго, которые по сюжету являются будущими спасителями мира, выглядят абсолютно заурядными, и дело здесь не в том, что они не
совершают ничего совсем уж сверхъестественного. Ведь, например, главный герой картины «Обыкновенное чудо» тоже не творил никаких чудес на
глазах у зрителей, однако все, кто видел эту замечательную ленту, не сомневаются, что он – могущественный и бессмертный волшебник. Впрочем,
такие актеры, как Олег Янковский, появляются нечасто, и наивно требовать от юных исполнителей играть хотя бы вполовину столь же замечательно.
Талант детей-индиго и их необычное восприятие мира в данном случае должен был кинематографическими средствами показать режиссер.
Увы, этого не произошло, и на фоне скрытого от зрителей душевного мира главных героев особенно страшным выглядит финал фильма. То есть
поначалу все было не так уж плохо: дети-индиго нашли общий язык с хорошими, но не наделенными сверхспособностями людьми и вместе
уничтожили маньяка. Это внушало надежду на то, что индиго и неиндиго сумеют понять друг друга. В дальнейшем я ожидала совместного чаепития
всех выживших участников битвы, воспоминаний о пережитом, взаимных шуток, подначек, предложений о работе и прочего. А оттенил бы картину
общей радости эпизод преследования бандой озверевших обывателей незнакомого с главными героями индиго...
Но финал оказался совершенно иным. Трое главных героев, демонстративно заперев дверь перед людьми, лишенными сверхспособностей,
со счастливо-решительными выражениями лиц идут к другим индиго, чтобы… научить их чему-то? Рассказать им что-то? Повести их куда-то?
Но таланты, даже сверхъестественные, вовсе не гарантируют своим обладателям мудрости и прозорливости в остальных сферах жизни. Куда
поведут детей-индиго их новоявленные вожаки – подростки, которые не слишком выделяются среди остальных и ничего не знают ни о политике,
ни об экономике, ни о нравственности?! Ответ на этот вопрос особенно тревожит, поскольку мы видели, как Главный Вождь Индиго без жалости и
колебаний убил Главного Злодея. Бесспорно, негодяй заслуживал смерти хотя бы за то, что сделал с персонажем Ткаченко, но настолько
могущественного человека все равно нужно не убивать, а допрашивать и выяснять у него имена сообщников, способных продолжить чудовищные
эксперименты над индиго и после смерти своего лидера! Однако главный герой, несмотря на свои сверхспособности, до этой простой мысли не
додумался. Или додумался и решил сам возглавить отлаженную систему? Так что меня финал новой российской картины по-настоящему напугал.
Если сверхчеловеки сознательно отгораживаются от людей обычных, ничем хорошим это не закончится.
В общем, «Индиго» получилось не столько рассказом о добрых, светлых и талантливых детях, сколько мрачной и пугающей историей о наделенном
сверхспособностями безжалостном маньяке. Как ни старались кинематографисты подарить зрителям надежду на лучшее будущее, после просмотра
фильма больше всего запоминается не кто-то из положительных детей-индиго, а жуткий маньяк, сыгранный Ткаченко. Так что, похоже, ждать
обещанного светлого будущего придется еще очень долго...
Автор: Светлана Степнова
Некоторые замечания к фильму
- Съемки фильма начались 6 мая 2007 года в Москве.
Даты выхода фильма
- 20 марта 2008 – Россия
- 27 марта 2008 – Украина
Библиография
- Андрей Надеждин. Будущее цвета индиго: [О российском кинофильме «Индиго»] // Если, 2008, №6 – с.78-79
- Лев Гурский. Синенькие люди: [Рец. на кинофильм «Индиго»] // Реальность фантастики, 2008, №6-7 – с.317-318
© Виталий Карацупа, 2009
|
|
|
|