|
|
|
|
Официальный сайт фильма
- Производство: Великобритания – США – Люксембург, «BBC Films», «Delux Productions», «Long Shot Pictures», «Luxembourg Film Fund», «Metrodome Films», «Pilgrim Films Ltd.», «Saturn Films», «Shadow of the Vampire Ltd.»
- Год выхода на экраны: 2000
- Продолжительность: 92 мин.
- Цветной
- Бюджет фильма: $8 000 000, кассовые сборы в США $8 280 000
- Режиссер: Э. Элиас Меридж (E. Elias Merhige)
- Автор сценария: Стивен Кац (Steven Katz)
- Продюсеры: Николас Кейдж (Nicolas Cage), Кори Фокс (Corey Foxx), Джефф Ливайн (Jeff Levine)
- В ролях: Джон Малкович (John Malkovich), Уиллем Дефо (Willem Dafoe), Юдо Кьер (Udo Kier), Кэри Элвис (Cary Elwes), Кэтрин Маккормак (Catherine McCormack), Эдди Иззард (Eddie Izzard), Аден Джиллет (Aden Gillett), Николас Эллиот (Nicholas Elliott), Ронан Виберт (Ronan Vibert), София Лангевин (Sophie Langevin), Мириам Мюллер (Myriam Muller), Милос Хлавак (Milos Hlavac), Мария-Лина Юнкер (Marja-Leena Junker), Дерек Кетер (Derek Kueter), Норман Голитли (Norman Golightly)
Легендарный и эксцентричный режиссер немецкого кино Фридрих Вильгельм Мурнау (Джон Малкович), которому
производители берлинской киностудии «Jofa» в 1921 году запретили снимать экранизацию романа Брэма Стокера
«Дракула», решил пойти на хитрость. Он просто переименовал своего героя в замысловатое слово Носферату и
продолжил работу над проектом.
Сняв несколько эпизодов в Германии, съемочная группа, под руководством помощника Мурнау Альбина Грау
(Юдо Кьер), отправляется в Чехословакию для работы на натуре. Туда же едет и исполнитель первой главной роли в
фильме – молодого адвоката – Густав фон Вангенхейм (Эдди Иззард). Сам же режиссер отправился туда немного
ранее, чтобы, по его словам, найти достойное место для съемок фильма. Съемочная группа также узнала, что,
наконец, найден актер на вторую главную роль – Носферату. Никому ранее неизвестный актер по имени Макс Шрек
(Уиллем Дефо), который вроде бы прошел русскую школу Станиславского, решил полностью вжиться в образ в том
самом месте, где будет сниматься фильм. К тому же Мурнау заявил, что Шрек будет работать только ночью и только
в гриме, дабы не выходить из роли. В Чехословакии, в процессе производства картины вместе с сюжетной линией,
где нагнетается страх и ужас, началось чувствоваться напряжение и среди самих киношников. Первым это в полной
мере ощутил на себе оператор фильма Вольфганг Мюллер (Ронан Виберт), который с каждым днем все больше и
больше превращался в боязливого неврастеника, боящемся лишь одного вида Макса Шрека. В итоге оператора
срочно переправляют в Берлин на лечение. А вид Шрека действительно был восхитительно страшен. Лысый бледный
череп с горящими черными глазами, сгорбленная фигура, невероятно длинные пальцы с еще более длинными
ногтями, хриплый говор и неожиданные телодвижения – все это внушало уважение киногруппы к артисту и его образу.
Уважение и страх одновременно.
Но через некоторое время, выясняется поразительная вещь. Оказывается, Макс Шрек на самом деле не кто иной, как
граф Орлак и… настоящий вампир! Фридрих Мурнау обнаружил его в этих местах и решил сделать поразительную
вещь – увековечить на экране это легендарное существо, никогда не видевшее солнца, а взамен, после окончания
съемок, он должен был отдать в распоряжение Орлака соблазнительную исполнительницу одной из ролей,
экзальтированную стерву Грету Шрёдер (Кэтрин Маккормак). Кровопийца уже много столетий не пробовал
человеческой крови, питаясь мелкими грызунами и прочей гадостью, а тут он мог получить не только бессмертие на
экране, но еще и Грету. Развязка этой необычной истории наступила на острове Хелиголланд, где прибывшим сюда
еще одним оператором Фрицом Арно Вагнером (Кэри Элвис) снимались последние эпизоды картины. Во время
съемок эпизода, где Грета в своей спальне должна была пронзить вампира осиновым колом, граф Орлак подстроил
так, что все двери ставни на окнах оказались плотно закрытыми. А затем здесь началась кровавая вакханалия.
Впавший в ступор и словно сумасшедший Мурнау, все крутил и крутил ручку кинокамеры, снимая то, как ужасный
граф Орлак выпил кровь сначала у черноволосой Греты, а затем убил Альбина и Фрица Вагнера. Он все продолжал и
продолжал снимать даже после того, как в комнату ворвалась группа киношников и солнце убило таки ужасного
Орлака.
И только фраза слабым голосом: «Кажется, снято», – возвестила о том, что все кончено, кошмару пришел конец, а
режиссер-чудовище, продавший душу дьяволу по имени Искусство, дал миру шедевр.
Некоторые замечания к фильму
- Прежде всего, это фильм о том, как снимался в 1921 году «Носферату: Симфония ужаса» (Nosferatu-Eine Symphonie des Grauens, 1922, Германия), а потому зрителю просто необходимо знать первоисточник, помнить его образы, его черно-белый видеоряд. Без этого большую часть фильма Э. Элиаса Мериджа вы просто не поймете.
- Хотя по жанру это фильм ужасов, но сила картины не в само содержании, а в том, как она сделана. В том, что интересный голливудский режиссер Э. Элиас Меридж попытался по крупицам восстановить ту гнетуще-напряженную атмосферу, которая царила в 1921 году на съемочной площадке «Носферату». В том, что все реальные актеры того фильма восстановлены в современной версии.
- По ходу фильма видно, что локомотив, который везет съемочную группу Фридриха Мурнау в Чехословакию, назван «Харон». В греческой мифологии – божество, перевозящее души людей по реке Стикс в царство мертвых.
- В картине присутствуют две параллельные линии – процесс съемок фильма и настоящие кадры из «Носферату» 1922-го года, и они настолько переплетены и связаны, что порой невозможно определить, какие кадры сняты Ф. В. Мурнау в 1921 году, а какие в 2001-м – Э. Мериджем.
- Актер Уиллем Дефо (Willem Dafoe) был приглашен на роль главного злодея в картине «Человек-паук» (Spider-Man, 2002) именно благодаря его великолепной работе в «Тени вампира».
- В начале картины таинственного актера Макса Шрека называют учеником Сергея Эйнштейна. Дело происходит в 1921 году, но к этому времени русский режиссер еще не был никому известен, т.к. свой первый фильм он снял лишь в 1923 году.
- Интересная подробность: вампир граф Орлак не отражается в зеркале, тогда каким же образом он может быть снят кинокамерой?
- Съемки фильма проходили в Люксембурге. Начались 18 апреля 1999 года, а окончились в июне того же года.
Даты выхода фильма
- 15 мая 2000 – Франция (Каннский фестиваль)
- … июня 2000 – Франция (Авиньонский кинофестиваль)
- 30 августа 2000 – Бельгия
- 10 сентября 2000 – Канада (кинофестиваль в Торонто)
- … октября 2000 – Испания (кинофестиваль в Ситгесе)
- 12 октября 2000 – США (кинофестиваль в Остине)
- 12 ноября 2000 – США (кинофестиваль на Гавайях)
- 29 ноября 2000 – Франция
- 29 декабря 2000 – США (ограниченный показ)
- 25 января 2001 – Австралия
- 26 января 2001 – США
- 2 февраля 2001 – Великобритания, Италия
- 2 марта 2001 – Испания
- 9 марта 2001 – Южная Африка
- 10 марта 2001 – Аргентина (Mar del Plata Film Festival)
- 22 марта 2001 – Аргентина
- 6 апреля 2001 – Нидерланды (Амстердамский фестиваль фантастических фильмов)
- 12 апреля 2001 – Чешская республика
- 20 апреля 2001 – Греция, Португалия
- 29 мая 2001 – США (на DVD)
- 8 июня 2001 – Дания
- 14 июня 2001 – Перу
- 21 июня 2001 – Германия
- 22 июня 2001 – Колумбия
- 26 июля 2001 – Россия
- 2 августа 2001 – Гонконг
- 11 августа 2001 – Япония (Токио)
- 13 сентября 2001 – Швейцария (немецкоязычные области)
- 8 октября 2001 – Венгрия (Titanic International Filmpresence Festival)
- 8 ноября 2001 – Израиль
- 9 ноября 2001 – Исландия (кинофестиваль в Рейкьявике)
- 5 декабря 2001 – Польша (Camerimage Film Festival)
- 7 декабря 2001 – Польша
- 30 января 2002 – Нидерланды (Роттердамский международный кинофестиваль)
- 13 февраля 2002 – Филиппины (Pelikula at Lipunan Film Festival)
- 25 марта 2002 – Германия (на DVD)
- 21 мая 2003 – Филиппины (Давао)
Награды и звания
- 2000 – премия «Prix Tournage» Авиньонского кинофестиваля (Avignon Film Festival) американскому фильму (Э. Элиас Меридж)
- 2000 – премия «LAFCA Award» Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса (Los Angeles Film Critics Association) в категории «лучший актер второго плана» (Уиллем Дефо)
- 2000 – премия «Президент» (President Award) Международного кинофестиваля в Лодердэйле в категории «Ft. Lauderdale International Film Festival» в категории «выдающееся творческое исполнение» (Уиллем Дефо)
- 2000 – премия «Gran Angular Award» Каталонского международного кинофестиваля (Catalonian International Film Festival) (Э. Элиас Меридж)
- 2000 – номинация на премию «Gran Angular Award» Каталонского международного кинофестиваля (Catalonian International Film Festival) в категории «лучший фильм» (Э. Элиас Меридж)
- 2000 – премия «Special Mention» Каталонского международного кинофестиваля (Catalonian International Film Festival) в категории «лучший актер» (Уиллем Дефо)
- 2000 – номинация на премию «Бронзовый конь» (Bronze Horse) Стокгольмского кинофестиваля (Э. Элиас Меридж)
- 2001 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший актер второго плана» (Уиллем Дефо)
- 2001 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший грим» (Энн Бахман, Эмбер Сибли)
- 2001 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер второго плана» (Уиллем Дефо)
- 2001 – специальная премия «Сатурн» (Saturn Award) для «оставшемуся за декорациями режиссеру Ф. В. Мурнау, режиссеру классической картины «Носферату: Симфония ужаса» (1922)»
- 2001 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Каролина де Вивайз)
- 2001 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Энн Бахман, Эмбер Сибли)
- 2001 – премия Брэма Стокера (Bram Stoker Award) в категории «сценарий» (Стивен Кац)
- 2001 – номинация на премию «Золотая жаба» (Golden Frog) (Лу Боуг)
- 2001 – номинация на премию «CFCA Award» Ассоциации кинокритиков Чикаго (Chicago Film Critics Association Awards) в категории «лучший актер второго плана» (Уиллем Дефо)
- 2001 – премия Международного фестиваля фантастических фильмов «Fantasporto» в категории «лучший актер» (Уиллем Дефо)
- 2001 – номинация на премию Международного фестиваля фантастических фильмов «Fantasporto» в категории «лучший фильм» (Э. Элиас Меридж)
- 2001 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшее исполнение актером роли второго плана» (Уиллем Дефо)
- 2001 – премия «Свободный дух» (Independent Spirit Award) в категории «лучший актер второго плана» (Уиллем Дефо)
- 2001 – номинация на премию «Свободный дух» (Independent Spirit Award) в категории «лучший кинооператор» (Лу Боуг)
- 2001 – номинация на премию «IHG Award» Международной гильдии ужаса (International Horror Guild) в категории «лучшее кино»
- 2001 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel) в категории «лучший монтаж звука» (Найджел Хэз, Джулиан Слейтер, Артур Грейли, Джеймс Фелтам)
- 2001 – номинация на премию «OFCS Award» Общества сетевых кинокритиков (Online Film Critics Society) в категории «лучший актер второго плана» (Уиллем Дефо)
- 2001 – премия «Золотой спутник» (Golden Satellite) в категории «лучшее исполнение актером роли второго плана» (Уиллем Дефо)
- 2001 – номинация на премию «Актер» (Actor) Гильдии киноактеров (Screen Actors Guild) в категории «выдающееся исполнение актером-мужчиной роли второго плана» (Уиллем Дефо)
Библиография
- Валерий Кичин. Артист съел оператора и закусил героиней: «Тень вампира» – второе воплощение «Носферату» // Известия, 2000, 31 мая – с.10
- Роман Мамонтов. Классика: [О кинофильмах «Визит дьявола», «Свидание с Рамой», «Тень вампира», «Дело вкуса»] // Тюменский курьер, 2001, 20 января – с.
- Роман Волобуев. Прощай, порно!: [О кинофильме «Тень вампира»] // Известия, 2001, 25 января – с.8
- Сергей Кузнецов. Вампир в тени кинематографа: [О кинофильме «Тень вампира»] // Ведомости (Москва), 2001, 25 января – с.
- Тень вампира: [О кинофильме] // Ровесник, 2001, №1 – с.62
- Елена Николаева. На малом экране: [О кинофильмах «Тень вампира», «Книга теней: Блэрская ведьма 2»; «Красная планета»] // Мы, 2001, №2 – с.134-145
- Алексей Медведев. Чем сердце успокоится: [О кинофильме «Тень вампира»] // Время новостей (Москва), 2001, 25 января – с.7
- Видеосалон зазеркалья: [О кинофильмах «Отродье», «Тень вампира», «Робокоп», «Робокоп-2», «Робот-полицейский-3», «Нарушительница»] // Мир зазеркалья (Москва), 2001, №23 – с.15
- Андрей Плахов. Голливуд вызвал вампира: [О кинофильме «Тень вампира»] // Коммерсантъ (Москва), 2001, 24 июля – с.10
- Тень вампира накрыла Голливуд: [О кинофильме «Тень вампира» и других фильмах про вампиров] // Час (Рига), 2001, 28 июля – с.
- Дмитрий Кошевой. Тени исчезают в полночь: [О кинофильме «Тень вампира»] // Тихоокеанская звезда (Хабаровск), 2001, 2 августа – с.
- Андрей Иовик. Вампиры навсегда: [О кинофильме «Тень вампира»] // Новое время (Москва), 2001, 5 августа – с.42
- Дарья Аптекарева. Тени оживают в полночь: [О кинофильме «Тень вампира»] // Молодой (Москва), 2001, №31-32 – с.9
- Русана Савинян. А Станиславский тут ни при чем...: [О кинофильме «Тень вампира»] // Экспресс-К (Алма-Ата), 2001, 5 сентября – с.
© Виталий Карацупа, 2006
|
|
|