Архив фантастики
The Matrix
Матрица



Официальный сайт фильма

Матрица (1999)
  • Производство: США, «Groucho II Film Partnership», «Silver Pictures», «Village Roadshow Pictures»
  • Год выхода на экраны: 1999
  • Продолжительность: 136 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $63 000 000, кассовые сборы в США $171 383 253, в остальном мире $203 600 000
  • Режиссер: Энди Вачовски (Andy Wachowski), Ларри Вачовски (Larry Wachowski) – в титрах значатся как братья Вачовски (The Wackowski Brothers)
  • Авторы сценария: Энди Вачовски (Andy Wachowski), Ларри Вачовски (Larry Wachowski) – в титрах значатся как братья Вачовски (The Wackowski Brothers)
  • Продюсер: Джоэл Силвер (Joel Silver)
  • В ролях: Киану Ривз (Keanu Reeves), Лоренс Фишберн (Laurence Fishburne), Керри-Энн Мосс (Carrie-Anne Moss), Хьюго Уивинг (Hugo Weaving), Глория Фостер (Gloria Foster), Джо Пантолиано (Joe Pantoliano), Маркус Чонг (Marcus Chong), Джулиан Араханго (Julian Arahanga), Мэтт Доран (Matt Doran), Белинда Макклори (Belinda McClory), Энтони Рэй Паркер (Anthony Ray Parker), Пол Годдард (Paul Goddard), Роберт Тейлор (Robert Taylor), Дэвид Эстон (David Aston), Марк Грей (Mark Gray)
Жил себе и не тужил в конце XXII века (эдак примерно в году 2198-м) обыкновенный программист, а по совместительству непревзойденный хакер, Томас Э. Андерсон (Киану Ривз), который в среде хакеров был известен как Нео. Он был способным молодым человеком и далеко бы пошел, если бы не внутренний червь сомнения, который вдалбливал Томасу всякие подрывные мыслишки насчет реальности окружающего бытия. И вот однажды…
С ним вышел на связь некто Морфеус (Лоренс Фишберн) – хакер из хакеров, идол для программистов, перед которым Нео был попросту сопляк. В то же самое время Нео подвергается аресту со стороны странной правительственной организации, которая почему-то знала о нем буквально все, даже самые интимные подробности, но цель ареста так и осталась для него загадкой. А несколько позже Нео встречается с Морфеусом и узнает такое!..
Оказывается наш с вами мир не более чем иллюзия, виртуальная реальность, созданная разумными машинами в конце XXI столетия. Человечество в своем развитии к тому времени отдало пальму первенства машинам с искусственным интеллектом, которые погрузили «живой материал» в коконы и подсоединили всех людей к матрице – огромный интерфейс, которым этот машинный разумный интеллект и питается. Но для самих же людей сейчас на дворе конец ХХ века – 1998 год – и все идет благополучно.

История создания Матрицы: «В середине XXI века люди создают программы и роботов для чёрной работы и обслуживания. К 2075-му году некоторые из программ стали обижаться на своих повелителей за бесконечную эксплуатацию. После нескольких случаев насилия роботов-слуг против своих хозяев поднялась невиданная кампания за истребление машин, приведшая к массовому исходу компьютерных созданий на Ближний Восток, где они образовывают собственное государство, названное Ноль Один. Спустя 20 лет оно становится экономически преуспевающим, производя транспорт, компьютеры и вооружение на поколение превосходящее продукцию человеческой расы. От этого все окружающие страны несут огромные финансовые потери. Теперь там царит безработица. В 2096-ом году чиновники ООН отказываются принимать цивилизацию роботов, как верховную на планете, и объявляют ей торговую блокаду. Именно этот шаг и привёл к войне. Через год машины переживают ядерное нападение, но они быстро адаптируются к радиационному фону и высокой температуре, и на смену старым версиям, приходят новые. Они в ответ атакуют людей, которые в свою очередь отчаянно пытаются придумать хоть что-нибудь, чтобы остановить цепную реакцию уничтожения. Их командиры решают блокировать главный источник жизненной энергии роботов – солнце – и заполоняют небо удушливым чёрным смогом. Но армии машин захватывают человечество, и не долго думая решают заменить солнечную энергию биологической. Так в 2100-ом году на свет и появилась Матрица, использующая людей как батарейки для себя».

Когда-то на живых полях матрицы родился гениальный ребенок, первым осознавший всю иллюзорность окружающего мира. Он вырвался из лап разумных машин и основал в глубинах нашей планеты город Зион, построил корабли для полетов внутри матрицы и создал массу программ, с помощью которых человек мог «входить» и «выходить» в виртуальный мир, созданный машинами. Он отыскивал себе подобных и вырывал их из лап матрицы. Так постепенно Зион наполнялся настоящими людьми, образовалось несколько команд спасателей, путешествующих на кораблях внутри матрицы и входящих в виртуал для саботажа и поиска претендентов на реальную, серую, но свободную и настоящую жизнь. Эти обычные люди, проникая в наш виртуальный мир и понимая его иллюзорность, могли творить настоящие чудеса: летать по воздуху, прыгать на огромные расстояния, очень быстро передвигаться, отклоняться от пуль. Матрица же в отместку создала агентов – пособников этих самых машин, более сильных и беспощадных, чем обычные люди. Главным из них являлась программа под именем агент Смит (Хьюго Уивинг), особенно досаждавший спасателям.
А среди экипажей кораблей спасателей ходила легенда. Придет время и найдется такой человек, который сможет сравняться, а затем и переплюнуть в возможностях пособников – агентов Матрицы. И, как оказалось, красавчик Нео оказался этим самым Избранным. Он вошел в состав команды корабля, управляемого Морфеусом, с помощью компьютерных программ в два счета научился самым утонченным восточным единоборствам, и стал выходить на задания. Именно Нео стал первым, кто сумел оказать врагу достойный отпор: его вера (а вернее неверие) в окружающую его действительность переросла в чудо. Нео, остановив несшиеся в его сторону десятки пуль силой мысли, уничтожил трех, преследовавших команду пособников – агента Смита (Хьюго Уивинг), агента Брауна (Пол Годдард) и агента Джонса (Роберт Тейлор). К тому же он нашел среди членов команды свою самую настоящую любовь – бесстрашную девушку по имени Тринити (Керри-Энн Мосс).
Некоторые замечания к фильму
  1. Фильм снимался в Австралии (там дешевле) в Сиднее в период с марта по август 1998 года. Хотя многие ссылки по ходу картины указывают на принадлежность места действия к Чикаго – родному городу братьев Вачовски. Некоторые сцены были сняты в городах Розелл и Ватерлоо, а также некоторые натурные съемки в американском городе Нэшвилл (штат Теннеси).
  2. Мелодии и песни, звучавших в картине, исполнялась немецкой группой «Rammstein», группой «Prodigy». Звучали также песни Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Марлина Мэнсона (Marilyn Manson).
  3. Киану Ривз (Keanu Reeves) после оглушительного успеха картины, заключил сделку на 30 миллионов долларов за участие в съемках двух продолжений, оставив также за собой право в случае чего корректировать сценарий. Кроме того, он получает 15% от кассовых сборов.
  4. В качестве первоисточников – тех произведений, которые могли вдохнуть братьям Вачовски идею о Матрице – можно предположить, что здесь имеют место и очень упрощенные идеи американского фантаста Филипа Дика (Philip Dick) и повести «Футурологический конгресс» Станислава Лема (Staniclaw Lem), а также почти дословное повторение романа Герберта Франке (Gerbert Franke) «Клетка для орхидей». А немало зрителей отмечают довольно много совпадений «Матрицы» с фильмом «Темный город» (Dark City, 1998), да и сами создатели не отрицают тот факт, что некоторые кадры из этой картины были вставлены в «Матрицу».
  5. Также в «Матрице» имеются многочисленные ссылки на поэмы Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» (Alice in Wonderland) и «Алиса в Зазеркалье» (Through the Looking-Glass and What Alice Found There).
  6. Черные противосолнечные очки – один из непременных атрибутов спасателей – были изготовлены фирмой «Blinde», которая славится созданием очков ручной работы. Руководитель и основатель компании Ричард Уолкер (Richard Walker) выиграл право создания очков для картины у таких больших компаний, как «Ray-Ban» и «Arnette».
  7. На роль Нео смотрелись такие актеры, как Эван Макгрегор (Ewan McGregor), Вэл Килмер (Val Kilmer), Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio), а также Уилл Смит (Will Smith). Последний отказался от роли ради съемок в фильме «Дикий, дикий Уэст» (Wild Wild West, 1999).
  8. Актеры главных ролей в фильме с октября 1997-го по март 1998-го под руководством экспертов боевых искусств узнавали азы восточных единоборств, хотя предполагалось, что для этого понадобиться всего лишь пара недель.
  9. Керри-Энн Мосс (Carrie-Anne Moss) во время съемок одной из сцен вывихнула лодыжку, но решила до окончания съемок ничего режиссерам об этом не говорить.
  10. Быстро текущие сверху вниз зеленые глифы (знаки) на компьютерных экранах являются измененными буквами и числами японского письма «катакана».
  11. В сцене, когда агент Смит просматривает личные данные Томаса Андерсона (Нео), можно заметить следующую информацию:
    - последнее обращение к файлу – 22 июля 1998 года;
    - дата рождения – 11 марта 1962 года;
    - место рождения – Капитол-Сити (Capitol City);
    - девичье имя матери – Мишель Маккэй (Michelle McCahey);
    - имя отца – Джон Андерсон (John Anderson);
    - место работы – компания «Metacortex»
  12. Черный автомобиль, используемый спасателями внутри Матрицы – «Линкольн Континентал» 1964 года. А мотоцикл, на котором мчится Тринити – «Triumph Speed Triple».
  13. Имя «Neo» (Нео) является анаграммой слова «One» (Тот или Избранный), как его иногда называли по сюжету фильма.
  14. К середине 2002 года технология съемки замедленно летящих пуль, названная «Bullet-Time», впервые реализованная в художественном кинематографе в «Матрице», уже была использована в более чем 20 картинах.
  15. Судя по телефонному определителю в начале и конце картины, время действия фильма определено ровно в 19 месяцев – с 18 февраля 1998 года по 18 сентября 1999-го.
  16. Керри-Энн Мосс (Carrie-Anne Moss) за шесть лет до этой картины снималась в коротком фантастическом телесериале под таким же названием «Матрица» (Matrix, 1993).
  17. Сотовые телефоны с закрывающимися крышками, используемые в фильме, были «Nokia Stilleto» и «8110». Эти телефоны были произведены в Европе и Австралии небольшой партией.
  18. Самая первая сцена, снятая командой фильма, когда Нео получает от Морфеуса в офисе телефон и пытается сбежать от агентов.
  19. В финальных титрах был указан адрес интернет-странички (http://www.whatisthematrix.com), а также пароль «steak», для входа в потайную часть этого сайта, где этот пароль запрашивается. Ищите!
  20. Флот Зиона составлял 12 судов, 10 из которых упоминаются в трех фильмах о Матрице, а также компьютерной игре «Вход в Матрицу», а еще 2 – в концептуальных художественных работах:
    - «Osiris» – капитан Тадеуш;
    - «Logos» – капитан Ниоба;
    - «Nebuchadnezzar» (Neb) – капитан Морфеус
    - «Mjolnir» (Hammer) – капитан Роланд;
    - «Caduceus» – капитан Баллард;
    - «Gnosis» – капитан Айс;
    - «Vigilant» – капитан Сорен;
    - «Icarus» – капитан Аякс;
    - «Brahma» – капитан Кали;
    - «Novalis» – капитан Тайрэнт;
    - «Ganesha»
    - «Vishnu»
  21. Некая София Стюарт в 2005 году подала в суд на братьев Вачовски в том, что они украли у нее концепцию фильма. Но суд отклонил иск потому, что Стюарт и ее адвокаты оказались неспособны придерживаться графика слушания дела.
  22. Отрывок из книги Вл. Гакова «Четыре путешествия на машине времени». – М.: Знание, 1983 – с.145: «Опять смена декораций: тридцатые годы. Тема «всесильных машин» прочно укоренилась в фантастике. В рассказе Лоуренса Мэннинга и Флэтчера Пратта «Город живых мертвецов» (1930) люди будущего живут в полной изоляции от внешнего мира, опутанные с головы до пят проводами. Даже двигаться нельзя: все ощущения – звуки, визуальные картины, запахи – заботливо поставляются Машиной. Правда, никому невдомек, что весь спектр этих квазиощущений Машина синтезирует сама, а как «там», на белом свете, никто не знает...».
Даты выхода фильма
  • 31 марта 1999 – США
  • 8 апреля 1999 – Австралия, Новая Зеландия
  • 22 апреля 1999 – Сингапур
  • 6 мая 1999 – Малайзия
  • 7 мая 1999 – Дания, Италия
  • 15 мая 1999 – Южная Корея
  • 21 мая 1999 – Бразилия, Колумбия, Мексика, Таиланд
  • 9 июня 1999 – Кувейт, Португалия (премьера в г. Опорто)
  • 10 июня 1999 – Аргентина
  • 11 июня 1999 – Великобритания
  • 17 июня 1999 – Германия, Нидерланды
  • 18 июня 1999 – Швейцария (немецкоязычные области)
  • 23 июня 1999 – Франция, Испания, Швейцария (франкоязычные области)
  • 24 июня 1999 – Израиль
  • 25 июня 1999 – Исландия, Португалия
  • 3 июля 1999 – Индонезия (Джакарта)
  • 7 июля 1999 – Бельгия, Норвегия (Filmquart Film Festival)
  • 9 июля 1999 – Финляндия, Норвегия
  • 14 июля 1999 – Швеция
  • 16 июля 1999 – Эстония
  • 5 августа 1999 – Венгрия, Словакия
  • 13 августа 1999 – Польша
  • 19 августа 1999 – Словения
  • 20 августа 1999 – Греция
  • 26 августа 1999 – Хорватия
  • 11 сентября 1999 – Япония
  • 21 сентября 1999 – США (на лазерном диске и DVD)
  • 14 октября 1999 – Россия
  • 25 ноября 1999 – Германия (на DVD)
  • 29 ноября 1999 – Великобритания (на DVD)
Награды и звания
  • 1999 – премия «BMI Film Music Award» (Дон Дэвис)
  • 1999 – премия «Bogey Award in Gold»
  • 1999 – премия «Золотой экран» (Golden Screen)
  • 1999 – премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее действие»
  • 1999 – премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее художественное оформление и продажа»
  • 1999 – премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучший монтаж»
  • 1999 – премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее шоу»
  • 1999 – премия «Выбор рецензентов» (Reader’s Choice Award) в категории «лучший иноязычный фильм» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2000 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучший монтаж» (Зак Стейнберг)
  • 2000 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучшие звуковые эффекты» (Дэйн Э. Дэвис)
  • 2000 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучший звук» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли)
  • 2000 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший режиссер» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2000 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
  • 2000 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер» (Киану Ривз)
  • 2000 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Ким Баррет)
  • 2000 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Никки Гули, Боб Маккэррон, Уэнди Сайнсбари)
  • 2000 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер второго плана» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший писатель» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2000 – номинация на премию «Аманда» (Amanda, Норвегия) в категории «лучший иностранный фильм» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2000 – премия «Эдди» (Eddie) в категории «лучший монтаж художественного фильма» (Зак Стейнберг)
  • 2000 – номинация на премию «Excellence in Production Design Award» в категории «художественный фильм» (Оуэн Патерсон, Мишель Макгэй, Хью Бэйтап)
  • 2000 – номинация на премию Японской киноакадеми в категории «лучший иностранный фильм»
  • 2000 – премия «BAFTA Film Award» в категории «лучшее достижение в визуальных эффектах» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 – премия «BAFTA Film Award» в категории «лучший звук» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли, Дэйн Э. Дэвис)
  • 2000 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший оператор» (Билл Поуп)
  • 2000 – премия «BAFTA Film Award» в категории «лучший монтаж» (Зак Стейнберг)
  • 2000 – премия «BAFTA Film Award» в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 – номинация на премию «Черная бобина» (Black Reel) в категории «лучший актер» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 – премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актер» (Киану Ривз)
  • 2000 – премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актер второго плана» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 – номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимая актриса» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 – номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый злодей» (Хьюго Уивинг)
  • 2000 – номинация на премию «Brit» в категории «лучший саундтрек»
  • 2000 – премия «CAS Award» в категории «лучшее исполнение звукового микширования в художественном фильме» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли)
  • 2000 – номинация на премию «CDG Award» в категории «высокое качество дизайна одежды для фильма» (Ким Баррет)
  • 2000 – премия «Golden Slate» в категории «лучший актер в ведущей роли» (Киану Ривз)
  • 2000 – премия «Golden Slate» в категории «лучшая актриса в ведущей роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 – премия «Golden Slate» в категории «лучшие визуальные эффекты»
  • 2000 – премия «Империя» (Empire Award) в категории «лучший дебют» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 – премия «Империя» (Empire Award) в категории «лучший фильм»
  • 2000 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета, Стив Кортли, Брайан Кокс)
  • 2000 – номинация на премию «Грэмми» (Grammy) в категории «лучший альбом саундтреков»
  • 2000 – номинация на премию «Хьюго» (Hugo) в категории «лучшее драматическое представление»
  • 2000 – номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся актер в кинофильме» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 – номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся кинофильм»
  • 2000 – премия «Ключевое искусство» (Key Art Award) в категории «лучшее аудиовизуальное шоу»
  • 2000 – премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета)
  • 2000 – номинация на премию «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший монтаж» (Зак Стейнберг)
  • 2000 – премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 – премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший сценарий» (Энди Вачовски и Ларри Вачовски)
  • 2000 – премия «MTV Movie Award» в категории «лучший поединок» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 – премия «MTV Movie Award» в категории «лучшее исполнение роли мужчины» (Киану Ривз)
  • 2000 – премия «MTV Movie Award» в категории «лучший фильм»
  • 2000 – номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучшее ведение боя»
  • 2000 – номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучший экранный дуэт» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 – номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «крупное достижение в женской роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 – премия «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук – эффекты» (Дэйн Э. Дэвис, Том Бреннан, Джулия Эвершад, Эрик Линдерманн, Дэвид Гримальди, Сьюзан Дудик, Валери Дэвидсон, Нэнси Бэйкер, Дэвид Макрилл, Барбара Делпич, Фрэнк Лонг, Ноэл Макинтош, Джон Ройсч, Хильда Ходжес, Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Кевин Э. Карпентер, Мэри Джо Ланг, Кэролин Тапп)
  • 2000 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук – диалоги» (Дэйн Э. Дэвис, Чарльз У. Риттер, Джулия Эвершад, Сьюзан Дудик)
  • 2000 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук – музыка» (Лори Л. Эшлер, Зигмунд Грон, Джордан Корнголд)
  • 2000 – номинация на премию «Небьюла» (Nebula Award) в категории «лучший сценарий» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2003 – премия «Artistic Achievement Award» (для DVD релиза)
Все фильмы серии
  • 1999 – Матрица (The Matrix)
  • 1999 – Создание «Матрицы» (Making “The Matrix”) – документальный телефильм
  • 2001 – Новое посещение Матрицы (The Matrix Revisited) – короткометражный документальный фильм
  • 2003 – Антиматрица (The Antimatrix)
  • 2003 – Антиматрица: Последний полет «Осириса» (The Antimatrix: The Final Flight of the Osiris)
  • 2003 – Перезагрузка Матрицы (The Matrix Reloaded)
      То же: Под названием «Матрица 2» (The Matrix 2)
      То же: Под названием «Перезагрузка Матрицы: IMAX-версия» (The Matrix Reloaded: The IMAX Experience)
  • 2003 – Матрица: Революция (The Matrix Revolutions)
      То же: Под названием «Матрица 3» (The Matrix 3)
      То же: Под названием «Матрицы: Революция: IMAX-версия» (The Matrix Revolutions: The IMAX Experience)
  • 2004 – Перепроверка Матрицы (The Matrix Recalibrated) – документальный видеофильм о создании картины «Матрица: Революция» (The Matrix Revolutions)
Литература
  • 2002 – Энди Вачовски и Ларри Вачовски. Матрица: Подлинный сценарий (The Matrix: The Shooting Script by Andy Wachowski and Larry Wachowski) – изд. «Newmarket Press» (Нью-Йорк)
  • 2002 – Уильям Ирвин. Матрица и философия: Добро пожаловать в пустыню реальности (The Matrix and Philosophy: Welcome to the Desert of the Real by William Irwin). – изд. «Open Court Publishing Company» (США)
  • 2003 – Тайна Матрицы (Das Geheimnis der Matrix) / Сост. Брюс Стерлинг (Bruce Sterling). – изд. «Heyne» (Германия) – [Сборник эссе 18 американских авторов]
  • 2003 – Джейк Хорсли. Воин Матрицы: Жизнь одиночки (Matrix Warrior: Being the One by Jake Horsley). – изд. «St. Martin’s Griffin» (США)
  • 2003 – Заманчивая красная пилюля: Наука, философия и религия в «Матрице» (Taking the Red Pill: Science, Philosophy and Religion in The Matrix) / Сост. Гленн Йеффет (Glenn Yeffeth). – изд. «Benbella Books» (США)
  • 2004 – Стивен Фаллер. Вне Матрицы: Революции и откровения (Beyond the Matrix: Revolutions and Revelations by Stephen Faller). – изд. «Chalice Press» (США)
  • 2004 – Человек и право Матрицы: Культурное восприятие и толкование (Jacking in to the Matrix Franchise: Cultural Reception and Interpretation) / Сост. Мэттью Кэппел (Matthew Kapell), Уильям Дж. Доти (William G. Doty). – изд. «Continuum International Publishing Group» (США)
  • 2004 – Мэтт Лоуренс. Подобно осколку вашего сознания: Философия после трилогии «Матрица» (Like a Splinter in Your Mind: The Philosophy Behind the Matrix Trilogy by Matt Lawrence). – изд. «Blackwell Publishers» (США)
Компьютерные игры
  • 2003 – Вход в Матрицу (Enter the Matrix) – комп. «Atari»
Библиография
  • Юлия Баталина. Не верь своим глазам...: [Рец. на кинофильм «Матрица»] // Лавка фантастики (Пермь), 2000, №1 – с.55
  • Алла Профи. Второе пришествие Киану Ривза: [О фильме «Матрица и его главном герое] // АРТ-Мозаика, 2000, №10 – с.6
  • Юлия Баталина. Не верь своим глазам… // БОГ в сточной канаве, 2000, №3 – с.17-18
  • Антон Карелин. Споря с оракулом. Между Matrix Reloaded и Matrix Revolutions: [О первом и втором фильмах «Матрица»] // Мир фантастики, 2003, №1 – с.27-31
  • Матвей Кумби. Enter the Matrix: [О компьютерной игре по фильму «Матрица»] // Мир фантастики, 2003, №1 – с.30
  • Мария Белиловская. По следу пули: Спецэффекты в «Матрице» // Популярная механика (Москва), 2003, №6 – с.88-91
  • Тоби Грумет. Войди в Матрицу: те же люди, что создали трилогию «Матрица», придумали игру, где кино плавно перетекает в мультимедию // Популярная механика (Москва), 2003, №6 – с.92-93
  • Литература и кино: [О манипуляции сознанием в фантастических книгах и фильмах. Упоминаются «Обитаемый остров» А. и Б. Стругацких, «Мы» Е. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла, фильмы «Матрица» и «Эквилибриум»] // Мир фантастики, 2003, ноябрь – с.92
  • Мария Белиловская. Победа Мартицы: О съемках кинотрилогии «Матрица» // Популярная механика (Москва), 2004, №1 – с.64-67
  • Антон Карелин. Не все, что имеет начало, имеет и конец: Размышления о трилогии «Матрица» // Мир фантастики, 2004, №2 – с.30-33
  • М. и С. Дяченко. Здравствуй, Мессия («Матрица» и «Догвилль»: Проигравший известен): [Об одноименных фильмах] // Реальность фантастики, 2004, №2 – с.216-220
  • Почему «Звездные войны» лучше «Матрицы»: [Несколько сравнений] // Мир фантастики, 2004, №7 – с.92
  • С. Бескаравайный. Голливудская продукция обрастает штампами: [О кинотрилогии «Матрица»] // Просто фантастика, 2005, №8 – с.10
  • «Матрица»: Парадигма постмодернизма или Интеллектуальное позерство?: [Из книги Дино Феллуга «Прими красную таблетку: наука, философия и религия в «Матрице»] // Порог, 2007, №5 – с.12-18
  • «Матрица»: Парадигма постмодернизма или Интеллектуальное позерство?: [Из книги Эндрю Гордон «Прими красную таблетку: наука, философия и религия в «Матрице»] // Порог, 2007, №6 – с.20-26
  • Уильям Ирвин. «Матрица»: Нео и Сократтво? // Порог, 2007, №7 – с.11-15
  • Альбина Николаева. «Прохладный ветер над горами»: [Об американском киноактере Киану Ривзе и фильме «Матрица»] // Аргументы неделі (Донецк), 2009, 4 сентября, №35(38) – с.15
  • Роман Арбитман. Нео: [О фантастической кинотрилогии «Матрица»] // Роман Арбитман. Субъективный словарь фантастики. – М.: Время, 2018 – с.223-225

© Виталий Карацупа, 2002-2018