|
|
|
|
- Производство: США, «Mystery Clock Cinema», «New Line Cinema»
- Год выхода на экраны: 1998
- Продолжительность: 100 мин.
- Цветной
- Бюджет фильма: $27 000 000, кассовые сборы в США $14 330 000
- Режиссер: Алекс Пройяс (Alex Proyas)
- Авторы сценария: Алекс Пройяс (Alex Proyas), Лем Доббс (Lem Dobbs), Дэвид С. Гойер (David S. Goyer)
- Продюсеры: Алекс Пройяс (Alex Proyas), Эндрю Мейсон (Andrew Mason)
- В ролях: Руфус Сьюэлл (Rufus Sewell), Уильям Харт (William Hurt), Кифер Сазерленд (Kiefer Sutherland), Дженнифер Коннелли (Jennifer Connelly), Ричард О'Брайен (Richard O'Brien), Йен Ричардсон (Ian Richardson), Брюс Спенс (Bruce Spence), Колин Фрайлс (Colin Friels), Джон Блутал (John Bluthal), Митчелл Бутил (Mitchell Butel), Мелисса Джордж (Melissa George), Фрэнк Галлахер (Frank Gallacher), Ритчи Сингер (Ritchie Singer), Джастин Монджо (Justin Monjo), Николас Белл (Nicholas Bell)
Джон Мердок (Руфус Сьюэлл) очнулся в номере гостиницы в ванне с водой. Время остановилось, его память ничего
ему не говорила, она была как чистый лист бумаги. Но это еще не самое страшное. В номере на кровати лежало тело
убитой женщины. Джон, пребывая в полной растерянности и понимая, что его будет искать полиция, пытается хоть
что-то понять в сложившейся ситуации. А тут еще какие-то странные лысые и синюшные субъекты (Ричард О'Брайен,
Йен Ричардсон, Брюс Спенс) пытаются почему-то убить Джона. Нереальность происходящего более всего давит на
психику несчастного человека, который к тому же узнает и еще один небезынтересный факт – он обладает
недюжинными экстрасенсорными способностями. Он встречается со своей красавицей женой Эммой (Дженнифер
Коннелли), которую совершенно не помнит. Он узнает также, что его ищут за ряд жестоких и кровавых убийств.
Спустя некоторое время Джон находит бывшего детектива Эдди Валенски (Колин Фрайлс), у которого, как считают,
«съехала крыша». Эдди пытается доказать Джону, что весь окружающий мир – химера, сон. От него и по ходу
последующих событий постепенно исподволь наконец-то выстраивается картина происходящего, начинает брезжить
смысл в хаосе необъяснимых фактов и событий.
Они – это древняя, но вымирающая, раса существ, рожденная вместе со временем, овладевшая искусством менять
реальность силой мысли. К тому же их существование зиждется на основе коллективного разума. В поисках
бессмертия, эти ракообразные существа (мы их видим в телах тех самых лысых и синюшных субъектов) бродили по
всей Вселенной и, наконец, попали на Землю. Здесь они смогли приблизиться к своей цели, т.к., оказалось, что
именно воспоминания людей могут дать им долгожданное бессмертие. Создав мощную телепатическую машину, они
выкрали часть людей, из их воспоминаний сотворили этот город, и теперь исследуют природу человеческой памяти,
внедряя некоторым жителям другие воспоминания. Этот жестокий эксперимент имеет своей целью также попытку
понять, из чего состоит человеческая душа, делающая людей уникальной расой. Пришельцы каждые сутки, ровно в
12 часов ночи останавливают время и начинают Настройку – перестраивают и усовершенствуют город на новый лад:
изменяются магистрали, вырастают новые дома, полностью меняется планировка. А спустя несколько минут город
вновь оживает, но у некоторых его обитателей уже были совершенно новые воспоминания. Никто из людей никогда не
вспоминает свое прошлое, никто не пытается выехать за его пределы города, в котором стоит вечная ночь. Таким вот
образом деградирующие пришельцы погрузили в виртуальную беспросветность жителей Земли.
Но самое интересное происходило именно в эти несколько минут. Среди миллионов жителей города существовал
один-единственный человек – психиатр, доктор Дэниел Шрибер (Кифер Сазерленд) – который не только всё знал, но
еще и помогал пришельцам в их экспериментах над людьми. Во время Настройки Шрибер с помощью особого
устройства «ворует» у некоторых людей воспоминания и передает их своим хозяевам. В свое время он под страхом
смерти стал предателем своего вида, теперь же тайно пытается избавиться от своего тяжелого бремени и избавить
планету от вымирающих пришельцев. Как любая другая сложная система, в этой также иногда очень редко случаются
сбои. Некоторые люди во время Настройки по непонятной причине просыпаются, как, например, Эдди Валенски или
Джон Мердок, которого пришельцы при последнем изменении города решили «сделать» кровавым маньяком. Хотя
только Шрибер знает, что случаи «просыпания» – это дело его рук. И если в случае с Валенски его попытка не совсем
удалась, то с Джоном все оказалось намного удачнее. У того хватило энергии и силы воли не только добиться
понимания происходящего, но и попытаться хоть что-то предпринять.
Джон Мердок, инспектор Фрэнк Бамстед (Уильям Харт), который расследует дело об убийстве женщины в номере
гостиницы, а также Дэниел Шрибер попытались достичь границ города, но везде упирались лишь в толстую стену, а
когда в одном месте им удалось ее прорубить, с ужасом обнаружили за ней… космическое пространство! Вот так-то.
Оказывается, их город существовал не на Земле, а где-то далеко в космосе. Фрэнк Бамстед погибает, а Дэниел
Шрибер вводит Джону свои собственные воспоминания, которые являлись как бы многолетним дневником очевидца
всех гнусных поступков пришельцев. После этого, владея недюжинной ментальной силой, Мердок во время
очередной Настройки сумел вобрать в себя всю силу пришельцев, уничтожить их и… стать Богом для города! Ему
начали повелеваться машины бессмертных пришельцев, и с их помощью Джон сделал самую последнюю и самую
важную Настройку. Он сделал мир таким, каким хотел видеть его всегда. Он расположил город на берегу безбрежного
океана, а также дал Эмме, городу и всем его жителям постоянные неменяющиеся каждую ночь воспоминания, и
сияющее солнце в небе.
Некоторые замечания к фильму
- Рабочие название картины – «Темная империя» (Dark Empire) и «Темный мир» (Dark World).
- Начало съемок – 12 августа 1996 года.
- Фильм снимался в Лос-Анджелесе (США, штат Калифорния) и Сиднее (Австралия, штат Новый Южный Уэльс).
- Многие декорации этой картины, включая крыши, здания и другие натуры, использовались при съемке фильма «Матрица» (The Matrix, 1999).
- Самого маленького из пришельцев – мистера Слипа – сыграли близнецы, девочка Сатья Гумберт (Satya Gumbert) и ее брат Ноа Гумберт (Noah Gumbert ).
Даты выхода фильма
- 27 февраля 1998 – США
- 28 февраля 1998 – Португалия (кинофестиваль «Fantasporto»)
- 17 апреля 1998 – Швеция
- 24 апреля 1998 – Дания
- 20 мая 1998 – Франция
- 22 мая 1998 – Испания
- 29 мая 1998 – Великобритания
- 5 июня 1998 – Португалия
- 2 июля 1998 – Норвегия (кинофестиваль «Filmquart»), Сингапур
- 28 июля 1998 – США (на DVD)
- 29 июля 1998 – Швейцария (франкоязычные области)
- 30 июля 1998 – Гонконг
- 6 августа 1998 – Австралия
- 12 августа 1998 – США (на лазерном диске)
- 14 августа 1998 – Исландия
- 20 августа 1998 – Малайзия
- 22 августа 1998 – Финляндия (кинофестиваль «Espoo»)
- 27 августа 1998 – Германия
- 28 августа 1998 – Австрия, Швейцария (немецкоязычные области)
- 29 августа 1998 – Тайвань
- 5 сентября 1998 – Индонезия
- 16 сентября 1998 – Швеция (премьера на «Fantastisk Film Festival Lund»)
- 24 сентября 1998 – Венгрия
- 15 октября 1998 – Аргентина, Новая Зеландия
- 16 октября 1998 – Мексика
- 6 ноября 1998 – Бразилия
- 28 ноября 1998 – Япония
- 5 декабря 1998 – Южная Корея
- 11 декабря 1998 – Финляндия
- 17 марта 1999 – Германия (на DVD)
- 26 июля 1999 – Великобритания (на DVD)
Награды и звания
- 1998 – премия «Silver Scream Award» Амстердамского фестиваля фантастических фильмов (Алекс Пройяс)
- 1999 – премия Брэма Стокера (Bram Stoker Award) в категории «сценарий» (Алекс Пройяс)
- 1999 – премия «Pegasus Audience Award» Брюссельского международного фестиваля фантастических фильмов (Алекс Пройяс)
- 1999 – премия «FCCA Award» от кружка кинокритиков Австралии (Film Critics Circle of Australia) в категории «лучший сценарий» (Алекс Пройяс, Лем Доббс, Дэвид С. Гойер)
- 1999 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
- 1999 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Лиз Кео)
- 1999 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший режиссер» (Алекс Пройяс)
- 1999 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Боб Маккаррон, Лесли Вандерволт, Линн Уилер)
- 1999 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты» (Эндрю Мейсон, Мара Брайан, Питер Дойл, Том Дэвис)
- 1999 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший автор сценария» (Алекс Пройяс, Лем Доббс, Дэвид С. Гойер)
- 1999 – номинация на премию «Хьюго» (Hugo) в категории «лучшее драматическое представление»
- 1999 – номинация на премию «IHG Award» Международной гильдии ужаса (International Horror Guild) в категории «лучший кинофильм»
Литература
- 1997 – Фрэнк Лурия. Темный город: Новеллизация сценария Алекса Пройяса, Лема Доббса и Дэвида С. Гойера (Frank Lauria. Dark City (Novelization of the screenplay by Alex Proyas, Lem Dobbs and David S. Goyer)). – Нью-Йорк, изд. «St. Martins Press». – 256 с. – [Книга вышла 1 сентября 1997 года]
Библиография
- Михаил Попов. В горнице моей темно: [О к/ф «Темный город» (Dark City), реж. Алекс Прояс] // Мир фантастики, 2005, №11 – с.50
- Роман Арбитман. Власть тьмы и тьма власти: [Об американском кинофильме «Тёмный город»] // Мир фантастики, 2015, №6 – с.66-67
- Роман Арбитман. Темный город: [Об американском фантастическом фильме] // Роман Арбитман. Субъективный словарь фантастики. – М.: Время, 2018 – с.370-372
© Виталий Карацупа, 2005
|
|
|
|