Ежеквартальный научно-популярный журнал, выходивший в 1991-1997 гг. в Обнинске-2 (Калужская обл., а/я 2058), и являвшийся печатным органом Международной Ассоциации ТРИЗ. Главным редактором «Журнала ТРИЗ» был ученый-химик Кирилл Афанасьевич Склобовский (1934-2011), который в 97-м уехал работать в США.
Решение об учреждении печатного органа было принято в июле 1989 года в Петрозаводске на Учредительном съезде, на котором была создана Ассоциация ТРИЗ, объединившая всех работающих в этой области. На первом Совете Ассоциации о создании журнала долго спорили. Обсуждались два варианта: первый – красочный иллюстрированный пропагандистский журнал, такой, чтобы «свежий» человек, взявший его в руки, пусть даже случайно, заинтересовался на всю жизнь ТРИЗ. Тираж такого издания мог бы составлять десятки тысяч экземпляров. Другой вариант – журнал, интересный и полезный для тех, в жизнь которых ТРИЗ уже вошла – для пользователей, преподавателей и разработчиков. Было решено в качестве первого печатного органа Ассоциации ТРИЗ издавать профессионально-ориентированный журнал, рассчитанный на ТРИЗовцев.
Первый выпуск вышел в свет в апреле 1991 года. Журнал, задуманный как ежеквартальное периодическое издание, выходил нерегулярно и за время своего существования выдержал 14 выпусков, общим объемом 147 учетно-издательских листов. Надо также заметить, что на бумаге было выпущено тринадцать выпусков, а один, посвященный Ангарской школе ТРИЗ (№3 за 1992 год) из-за финансовых трудностей распространялся в компьютерном варианте на дискетах. На страницах журнала было опубликовано 297 статей 153 авторов. В издании была и непериодическая рубрика «НФЛ», где публиковались научно-фантастические рассказы советских и зарубежных авторов. В разные годы членами редколлегии журнала в числе других были и писатели-фантасты Андрей Дмитриевич Балабуха и Павел Амнуэль.
В 2001 году по инициативе А. П. Хвостова («НООТРИЗ», Великий Новгород) была предпринята попытка возобновить издание «Журнала ТРИЗ». Был назначен главный редактор Александр Борисович Селюцкий. Но в течение следующего года уже сформированный выпуск журнала так и не удалось издать. Этот пробный выпуск (не входящий в официальную библиографию выпусков) остался только в электронном виде и опубликован на сайте МА ТРИЗ. История выпуска журнала была продолжена в 2005 году, когда в Санкт-Петербурге после многолетнего перерыва, вышли новые и обновленные (уже в цветном исполнении) выпуски под руководством Александра Васильевича Кислова, который руководил работой журнала вплоть до его закрытия. Это издание продержалось недолго, было издано всего два выпуска – по одному в 2005 и 2006 гг.
На этом история издания «Журнала ТРИЗ» окончательно завершилась.
-
1990, №1 (апрель 1991). – 96 с. 5 р. 10 к. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 28.12.1990 г.
- К читателю – с.3
- Г. С. Альтшуллер. Как излагать новое в ТРИЗ – с.5
- Письмо из редакции «Нейчур» – с.5
- Официальная информация – с.7-10
- Проблемы теории
- В. М. Герасимов, С. С. Литвин. «Зачем технике плюрализм?» – с.11-26
- Г. Б. Френклаф, Г. А. Езерский. О некоторых закономерностях перехода в надсистему – с.26-29
- Инстументарий ТРИЗ
- А. М. Пиняев. Функциональный анализ изобретательских ситуаций – с.30-35
- В. Р. Фей. В поисках идеального вещества – с.36-40
- Л. А. Каплан. Аналогия как инструмент творчества – с.41-42
- Краткие сообщения
- Л. А. Каплан, Л. Х. Певзнер. Селективная сборка как один из приемов устранения противоречий – с.43
- Л. Х. Певзнер. Работать цугом – с.44
- Б. Л. Злотин, А. Б. Зусман. К вопросу о применении ТРИЗ в науке – с.45-54
- ТРИЗ в нетехнических областях
- И. Мурашковская, Ю. М. Мурашковский. Искусство от слова «Техника» – с.55-64
- Н. В. Круглова. К вопросу о достойной цели человечества – с.65-73
- Н. П. Колчев. Конкурс на лучшее техническое решения школьников 6-7 классов – с.74-75
- Информатика и библиография
- Л. А. Кожевникова. Проблемы информационного центра материалов по ТРИЗ – с.76-78
- В. И. Волков. Истоки творчества: [Обзор книг, посвященных ТРИЗ и другим методам технического творчества] – с.78-82
- В помощь ведущему преподавание – с.83-86
- Е. Л. Малинский. «Будем здоровы!»: Методы активизации внимания при обучении ТРИЗ – с.87-89
- А. Н. Орлов. Впервые не устали... – с.90
- Обратная связь: [Анкета] – с.91-92
- О наших авторах – с.93-96
-
1990, №2. – 96 с. 9 руб. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 26.09.1991 г.
- Официальная информация: [Решение Совета Ассоциации от 03.11.1990 г.] / Текст подготовил И. Л. Викентьев – с.3
- Перспективы развития ТРИЗ
- Г. С. Альтшуллер. Перспективы развития ТРИЗ – с.4-5
- Б. Л. Злотин. ТРИЗ сегодня – с.6-8
- Теория
- Н. Н. Матвиенко. Энергетический анализ, Возможности применения энергетических понятий при структурном обследовании систем – с.9-15
- Л. Г. Горяинов. Анализ энергетических цепочек как метод совершенствования технических систем – с.16-21
- ТРИЗ +
- С. С. Литвин, А. Л. Любомирский. О банке технических эффектов – с.22-27
- В. И. Ефремов. Возможности микросфер: Дополнения к разделу «Шаровые конструкции» указателя геомэффектов – с.28-30
- В. Р. Фей. В поисках идеального вещества (окончание) – с.31-40
- Ю.А. Чернегов. Новое инженерное мышление – с.41-43
- Л. Х Певзнер. Концепция создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ – с.44-49
- С. С. Литвин, В. М. Герасимов. Если ты думаешь, что ты инженер – думай – с.50-52
- С. С. Литвин, В. М. Герасимов. Система ТРИЗ-ФСА – с.53
- Методика обучения
- А. А. Соколов. Заметки об идее коллективного Краткое изложение способа обучения – с.54-58
- А. А. Гин. Первый опыт обучения ТРИЗ методом КСО – с.58-61
- С. И. Перницкий. Пословицы и поговорки в ТРИЗ – с.62-63
- Информатика, библиография
- В. Е. Ключ. Вызов ТРИЗ (по поводу книги Б.И. Голдовского и М.И. Вайнермана) – с.64-68
- К. А. Склобовский. Рецензия, которую можно было не писать (О книге Ю. М. Чяпяле «Методика поиска изобретательских идей») – с.68
- К. А. Склобовский. Работает ли ТРИЗ в химии? (О книге Г. В. Лисичкина и В. И. Бетанели «Химики изобретают») – с.69-71
- Научная фантастика
- Айзек Азимов. Лэнни: [Рассказ] / Пер. М. Нахмансона – с.72-81
- Айзек Азимов. Когда-нибудь: [Рассказ] – с.81-87
- А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь поговорим: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованных рассказах в разрезе ТРИЗ] – с.87-89
- Обратная связь, письма в редакцию
- К. Рантанен, Не убивайте короля, или Опыт внедрения ТРИЗа в Финляндии – с.90-
- Ваше мнение: [Анкета-оценка материалов первого тома «Журнала ТРИЗ»] – с.91
- Справочно-библиографический отдел
- О наших авторах – с.92
- Содержание первого тома «Журнала ТРИЗ» 1990 год №№1 и 2 – с.93
- Указатели тома I «Журнала ТРИЗ» – с.94
-
1991, №1 / Оформл. В. В. Киреева. – 96 с. 8 руб. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 18.10.1991 г.
- Информация – с.5-7
- ТРИЗ в быстроменяющемся мире
- В. А. Гриншпун, Б. И. Злотин, А. В. Зусман, Л. А. Каплан, В. Н. Просяник. Теория решения изобретательских задач в XXI веке – с.8-13
- С. C. Литвин, В. М. Герасимов. Профессиональное конструирование – особенности и рекомендации (тезисы) – с.14-16
- «Проект ИМ»
- В. М. Цуриков. Проект «Изобретающая машина» – интеллектуальная среда поддержки инженерной деятельности. Часть 1 – с.17-34
- В. В. Сушков. Анализ развития интеллектуальных систем ТРИЗ на базе системы изобретательских стандартов – с.35-40
- А. И. Скуратович. Интеллектуальная система проведения функционально-стоимостного анализа «ИМ-ФСА» – с.41-43
- И. М. Бойко, А. П. Гуминский, В. В. Мартынов. Семантическое кодирование и решение интеллектуальных задач – с.43-47
- К. Усявичус. «Нюх на службе» – с.47, 69
- Вопросы теории
- В. М. Цуриков. Математически эффекты – новый раздел информационных фондов ТРИЗ – с.48-55
- И. Г. Девойно. Усложнение технических систем – с.56-63
- И. Б. Черняков. Методика создания забав – с.64-69
- С. В. Стрижак. Идеальное средство разрушения вредных связей или кандидат в подстандарты к стандарту 1.2.1 – с.70
- ТРИЗ в нетехнических областях
- К. Усявичус. Сказки и техника: [Связь волшебных литовских сказок с решениями, полученными инструментарием ТРИЗ] – с.71-72
- Теория развития творческой личности
- Н. В. Круглова. Творческая личность в фокусе науки – с.73-78
- Внимание – конкурс
- М. С. Рубин, И. Л. Викентьев. Конкурс: [Конкурс Ассоциации ТРИЗ на лучшую учебную, производственную, детскую задачу] – с.79-81
- С. Ю.Модестов. «Утечка мозгов»: [Об эмиграции интеллектуалов из СССР и стран третьего мира в развитые] – с.81, 89
- Библиография
- И. Л. Викентьев. Опыт написания отзывов на разработки по ТРИЗ – с.82-87
- В. Б. Ключ. «Эвро»: [Рецензия на первый номер информационного бюллетеня ассоциации «Эвристика»] – с.87
- Переписка с читателями
- «Нам пишут из-за бугра»: [Письмо Григория Езерского] – с.88-89
- Платим старые долги
- Abstract I «J TRIZ»: [Библиография первого тома «Журнала ТРИЗ» на английском языке] / Пер. Е. А. Аврамовой, Г. Г. Черевань – с.90-95
- Список опечаток допущенных в первом номере «Журнала ТРИЗ» – с.95-96
-
1991, №2 / Оформл. В. В. Киреева. – 96 с. 8 руб. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 06.12.1991 г.
- Информация
- Второй Съезд Ассоциации ТРИЗ – с.5
- ТРИЗ в быстроменяющемся мире
- М. С.Рубин. Проблемы развития ТРИЗ – ТРТЛ – с.6-8
- Проблемы ТРИЗ-педагогики
- Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. К творческой педагогике – с.9-17
- И. Л. Викентьев. Психофизиологические основы обучения ТРИЗ – с.18-23
- ТРИЗ для всех возрастов
- А. М.Страунинг. «.В начале было детство, когда каждый из нас был гениален» – с.24-28
- С. П. Кравцов. Факультатив «Развитие творческого мышления – с.29-30
- Г. Г. Братцева. А учиться должно быть интересно! (ТРИЗ для подростков) – с.31-36
- А. С. Захаров. Центр творческой педагогики: вчера, сегодня. – с.36-39
- Методология
- И. Л. Викентьев. Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы – с.40-52
- С. В. Лалин, С. Ю. Модестов. Некоторые упражнения, использующиеся при обучении подростков ТРИЗ – с.53-55
- И. Я. Кайков. Об аналогах педагогических комплексов упражнений – с.56-58
- А. А. Гин. Мозговой штурм (из опыта обучения учителей) – с.59
- А. А. Нестеренко. «Кит и кот» (один прием придумывания сказок) – с.60-62
- Л. П. Шрагина. Методика конструирования символической аналогии и оксюморона и их использованием для развития мышления учащихся – с.63-64
- ТРИЗ для всех возрастов
- М. С. Гафитулин, С. В. Сычев. Система «п» (подвижные игры) – с.65-80
- Методология
- Н. Б. Фейгенсон. ТРИЗ и законы Мэрфи (в помощь репетирующим экспромты) – с.81-83
- Научная фантастика
- А. Азимов. Четырехмерные киски: [Рассказ] / Пер. А. Дмитриева – с.84-85
- Алгис Будрис. Служба превыше всего: [Рассказ] / Пер. А. Дмитриева – с.86-94
- А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь – поговорим: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованных рассказах в разрезе ТРИЗ] – с.94-95
- В конце номера
- Авторский и предметный указатели второго тома «Журнала ТРИЗ» – с.96
- Анкета для оценки основных материалов второго тома «Журнала ТРИЗ» – 3-я стр. обл.
-
1992, №1. – 96 с. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 05.02.1992 г.
- Информация
- К. А. Склобовский. Второй научный семинар по проекту «Изобретающая машина» – с.5
- ТРИЗ в быстроменяющемся мире
- Б. И. Голдовский. О разных подходах к предмету ТРИЗ – с.6-12
- И. С.Захаров. ТРИЗ и марксизм: опыт прогнозирования кризисов теории – с.13-23
- Проект ИМ
- Л. С. Бачило. Что изобретатель может сделать со своей технической системой – с.24-34
- А. Л. Любомирский. В обход языкового барьера (диалог с «Изобретающей машиной» языком графики) – с.35-37
- Развитие АРИЗ
- Г. С. Альтшуллер. История развития АРИЗ (Конспект) – с.38-40
- Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Проблемы развития АРИЗ – с.41-49
- Практика ТРИЗ
- В. А. Королев. Принципов разрешения физпротиворечия не одиннадцать, гораздо меньше! – с.50-51
- А. В. Чистов. Три страницы ФСА – с.52-55
- Методика преподавания
- В. И. Викентьев. Приемы журналистики (обзор) – с.56-68
- В. И. Викентьев. Картотека приемов журналистики – с.59-68
- С. И. Перницкий. Приемы устранений противоречий в пословицах – с.69-73
- Г. Б. Френклах. Играем с малышами – с.73
- Вместо ТРТЛ
- В. И. Волков. Как появляются изобретения – с.74-80
- На конкурс
- К. Усявичус. Задачи решают пауки – с.81-84
- П. Д. Чернобай. Вместе с сыном. – с.85-86
- НФЛ
- Альфред Элтон Ван-Вогт. Банка с краской: Научно-фантастический рассказ / Пер. А. Дмитриева – с.87-93
- А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь поговорим: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованном рассказе в разрезе ТРИЗ] – с.94-95
- Критика и библиография.
- К. А. Склобовский. Переодевание по-нижегородски (Рецензия на пособие Ю. Н. Шеломка) – с.96
-
1992, №2. – 96 с. [Тираж не указан] (о) – подписано к печати 30.03.1992 г.
- Информация
- К. А. Склобовский. [Семинар разработчиков ТРИЗ в Симферополе в январе 1992] – с.5
- [Сообщение о создании консорциума «Проект ИМ»] – с.6
- Единая система ТРИЗ-ФСА
- От редакции – с.7
- В. М. Герасимов, С. С. Литвин. Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа. Методические рекомендации. Части 4 и 5 – с.7-45
- В. Е. Дубров. Методика поиска сверхэффектов – с.46-50
- Теория
- С. В. Стрижак. Объединение однородных ТС – с.51-54
- Л. Х. Певзнер. Методика поиска микростандартов – с.54-58
- В. Г. Сибиряков. Рекомендации по исследованию оперативной зоны – с.58-60
- Н. Т. Петрович. Реализация идей АРИЗ и ТРИЗ в области систем передачи информации – с.61-66
- Краткие сообщения
- И. Л. Викентьев. Перечень контрольных вопросов для выявления и использование ресурсов при решении простых производственных задач – с.67-68
- В. И. Caурин. Нежелательные психологические эффекты (при вхождении в малый бизнес) – с.68
- Методика
- Р. С. Флореску. Приемы фантазирования в изобразительном искусстве – с.69-77
- В. Г. Сибиряков. Зачем нам «резюме»? – с.78-79
- Г. Б. Френклах. Методика изучения темы «Использование эффектов и явлений при решении изобретательских задач» – с.80
- А. А. Гин. Типовые трудности слушателей на семинарах по ТРИЗ – с.81-82
- М. Гэфитулин. Что-то: Стихотворение номера – с.82
- М. С. Гафихулин. Попробуй использовать на занятиях по РТВ (реферат) – с.83
- ТРТЛ
- К. А. Склобовский. Человек и его домна – с.84-89
- На конкурс
- С. В. Лапин. «XIX век. Петербург. Гвардия...»: [Отрывок из книги] – с.89
- А. И. Гасанов. Трещина – с.90-91
- А. Н. Лебедько. Феномен Умного Ганса – с.91
- А. Б. и Г. Б. Соколовы. Задачи, связанные с комбинированными съемками – с.92
- Библиография
- В. И. Волков. Истоки Творчества – (II): [Обзор научно-технической и популярной литературы, относящейся к проблеме ТТ, выпущенной на русском языке в 1990-91 годах] – с.93-95
- Памяти товарища: Евгения Ивановна Мартынова: [Некролог] – с.96
-
1992, №3. – 96 с. [Тираж не указан] (о) – подписано к печати 30.03.1992 г. – [Журнал вышел в компьютерном варианте на дискетах]
- Стихотворение номера
- Евг. Винокуров. «Я знаю жизнь»
- Информация
- Будем знакомы
- К. А. Склобовский. Корреспондент получил задание
- ТРИЗ в быстроменяющемся мире
- Г. И. Иванов. Зачем мы нужны?
- А. А. Лимаренко. ТРИЗ как прикладная диалектика
- Проблемы теории
- А. А. Быстрицкий. Системность технических систем и технические модели
- Г. И. Иванов. В. Н. Никитин. А. А. Быстрицкий. О принципах разрешения физических противоречий
- Г. И. Иванов. В. Н. Никитин. Выявление новых потребительских свойств
- В. В. Митрофанов. Несколько мыслей об идеальности
- Г. И. Иванов. Страницы ЗРТС
- Инструментарий ТРИЗ
- Г. И. Иванов. А. А. Быстрицкий. В. Н. Никитин. А. Г. Мишанин. Уровни формулирования изобретательских задач и их выбор из производственной ситуации
- Г. И. Иванов. Опыт применения оператора РВС или «Вам дана одна секунда»
- Практика применения ТРИЗ
- В. И. Волосяной. Дело было в пустыне
- В. Г. Иванов. Задача об укладке кабеля в чашу
- Загадки для детей и родителей
- Доска объявлений
- Предложения АЦМНТТ о возможных внедрениях готовых разработок
- Программное обеспечение ТРИЗ
- А. А. Быстрицкий. Размышление над меню Изобретающей Машины или пять вопросов к ИМ
- ТРИЗ в нетехнических областях
- В. В. Митрофанов. В. Ф. Канер. Противоположный эксперимент
- В. В. Митрофанов. Холодный ядерный синтез
- Г. И. Иванов. Неподвластные времени
- ТРИЗ-педагогика
- В. Н. Никитин. В. Г. Мишанин. ТРИЗ и высшая школа
- В. Н. Волосяной. «Не всякому слову верь»
- Г. И. Иванов. Общие рекомендации по проведению занятий по ТРИЗ со школьниками
- В. Ф. Канер. Как это делается
- А. И. Гасанов. Публичная речь (по материалам Д. Карнеги)
- В помощь лектору
- НФЛ
- Д. Биксби. Дыры на Марсе: Рассказ
- А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь поговорим: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованном рассказе в разрезе ТРИЗ]
- Обратная связь
- Критические замечания читателей по поводу материалов, опубликованных в «Журнале ТРИЗ»
-
1992, №4. – 104 с. 3 000 экз. (о) – подписано к печати 20.05.1993 г.
- Сенсация!.. Сенсация!
- Виктор Сорокин. Доказательство Большой теоремы Ферма, найденного с помощью методов, близких к ТРИЗ – с.5-6
- Информация
- 2-я конференция «Методика преподавания ТРИЗ» – с.6
- В помощь изобретателю
- Ю. И. Буч. О законах Российской Федерации в области интеллектуальной собственности – с.7-11
- Проблемы ТРИЗ-педагогики
- И. С. Захаров. Экспериментальная педагогика и педология: уроки для ТРИЗ – с.12-20
- А. И. Никашин. Методика оценки эффективности обучения – с.21-26
- ТРИЗ – для всех возрастов
- А. В. Копылова, И. И. Ревякина. Из опыта преподавания элементов ТРИЗ детям, не владеющим активной речью – с.27-31
- Методика
- О. И. Сычева, С. В. Сычев. Книга противоречий – с.32-36
- А. А. Нестеренко. «Страна загадок»: методика использования загадок для преподавания элементов ТРИЗ в начальной школе – с.36-48
- Н. Н. Хоменко. Использование задач «да-неток» для развития многоэкранного мышления – с.48-50
- А. А. Гин. Некоторые приемы педагогической техники на ТРИЗ-семинарах – с.51-52
- А. А. Модестов, С. Ю. Лалин. Антишкола – с.53-55
- Г. Б. Френклах, Об использовании ресурсов при обучении иностранному языку – с.56
- С. А. Гин. Родной язык помогает иностранному – с.56-58
- ТРИЗ в нетехнических областях
- В. П. Уральская. С. С. Литвин. Фокус как объект изучения и методический прием – с.59-63
- Юрий Коваль. Сундук: [Стихотворение] – с.63
- Р. С. Флореску. Творческие задачи в изобразительном искусстве с точки зрения ТРИЗ – с.64-66
- РТВ
- Е. Е. Гриднева. Упражнения на прием «Точка зрения» – с.67-71
- С. И. Гин. Задачи, найденные в сказках – с.72-73
- С. Г. Печорина. Волшебный чемодан: Сказка- загадка – с.74
- А. С. Козлов. Задачи и упражнения для детей от пяти до двенадцати лет – с.74-76
- А как у них – за бугром!
- Фрэнк Михалкевич. Завтрашние новаторы – где они? / Пер. Л. Новик – с.77-78
- И. К. Кайков. О конкурсе юных изобретателей в США – с.78-79
- Обратная связь
- И. С. Захаров. ТРИЗ-92: портрет на фоне эпохи: Обзор публикаций «Журнала ТРИЗ» – с.80-83
- ТРТЛ – литературные страницы
- В. Сорокин. Стая белорозовых: [Рассказ] – с.84-85
- З. Г. Шустерман. Азбука диалектики для больших и маленьких или Новые приключения Колобка: [Конспект-дайджест первой части] – с.86-95
- НФЛ
- Р. Шекли. Вторжение на рассвете: [Рассказ] / Пер. Л. Б. Урина – с.96-100
- А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь поговорим.: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованном рассказе в разрезе ТРИЗ] – с.100-102
- Читателям «Журнала ТРИЗ»: [Анонс следующего выпуска] – с.102
- Рафаэль Шафхатович Хамитов: [Некролог] – с.103
-
1994, №1. – 128 с. 3 000 экз. (о) – подписано к печати 04.02.1994 г.
- КШ – история
- К. А. Склобовский. Кишиневская школа. История – с.6-18
- Теория
- Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Новые разработки – с.19-28
- Программные продукты
- Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. О концепции создания семейства новых программных продуктов на базе ТРИЗ – с.29-37
- Л. А. Каплан, В. С. Шапиро, В. А. Гриншпун. Проект «Кассандра»: направление работ и перспективы развития – с.37-42
- Л. А. Каплан, В. С. Шапиро, В. А. Гриншпун. Построение иерархической структуры законов развития технических систем для проекта «Кассандра» – с.42-45
- Л. А. Каплан, В. С. Шапиро, В. А. Гриншпун. Прогнозирование развития систем контроля и управления («Кассандра» – Контроль и Управление) – с.46-50
- Я. С. Гринберг. «Зонтик» над проблемой – с.50-55
- Л. А. Каплан, В. С. Шапиро. «Розетский камень», или Как помочь нашим друзьям, работающим за рубежом – с.55
- ТРИЗ в бизнесе
- С. В. Вишнепольская, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, Л. И. Новикова, В. Н. Просяник. Анализ и прогноз развития Московской товарной биржи – с.56-62
- Л. А. Каплан, В. С. Шапиро. Активный менеджмент, или Что должен знать и уметь настоящий менеджер – с.63-67
- И. Н. Холкин. МТБ-консалтинг: что это такое, откуда и зачем – с.67-69
- Б. Л. Злотин. О заочном консультировании – с.69-72
- Теория развития коллективов
- Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Механизмы развития коллективов и общества – с.73-82
- Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Модели для творца – с.82-91
- Б. Л. Злотин. Коллизия; учитель – ученик – с.92-97
- Б. Л. Злотин. О некоторых ошибках в мышлении, или Игорь Ростиславович Шафаревич – антисемит или просто плохой ученый! – с.98-102
- ТРИЗ-педагогика
- С. Вишнепольская, А. Зусман, Б. Злотин. Петя и Дедал – с.103-106
- Где мы сейчас
- Б. Л. Злотин. Так что же, все-таки, мы можем? – с.107-108
- Б. Л. Злотин. Закономерный шаг в развитии: фирма Ideation International Inc. – с.109-122
- Библиография
- [Б. Л. Злотин], А. В. Зусман. Список трудов Кишиневской школы – с.123-124
- К. А. Склобовский. «Сидел бы ты, Буденный, на коне своем!»: Рецензия на книгу О. Я. Сивкова – с.124-125
- В конце номера
- Содержание тома 3 «Журнала ТРИЗ» – с.126-128
-
1995, №1. – 120 с. 2 000 экз. (о) – подписано к печати 01.07.1995 г.
- Г. Альтшуллер. Памяти Рафаэля Борисовича Шапиро: [Некролог] – с.5
- ТРИЗ в Ленинграде – Санкт-Петербурге
- В. В. Митрофанов. К истории Ленинградского народного университета научно-технического творчества – с.6-9
- С. С. Литвин. ТРИЗ в Ленинграде – с.9-10
- B. Б. Крячко. Люблю! – с.10-12
- Консультационный центр «Изобретающая машина» – с.12-16
- Калеви Рантанен. ТРИЗ, Санкт-Петербург и Финляндия: [Очерк развития ТРИЗ в Финляндии] – с.17-18
- В помощь лектору (из картотек С. С. Литвина) – с.18, 40, 87, 109-110, 120
- Теория
- А. Н. Захаров. К разработке системы законов развития технических систем – с.19-29
- А. М. Пиняев. «Тревожный чемоданчик» изобретателя (Оперативная система стандартных решений) – с.30-33
- А. М. Пиняев. Объединение под знаком функции (функциональный подход к объединению альтернативных систем) – с.33-37
- М. Л. Кручинин. Принципы представления физических знаний с точки зрения изобретателя – с.37-40
- Практика ТРИЗ
- В. М. Герасимов, И. В. Герасимов. Технику двигают недовольные – с.41-46
- C. С. Литвин. Не похоже, но одно и то же (задачи-аналоги в ТРИЗ) – с.47-50
- А. И. Пономаренко. Выбор задач с помощью оператора отрицания нежелательного действия – с.51-53
- Б. М. Аксельрод, С. С. Литвин. Банк технических разработок ИМИ-Центра – с.53-57
- ТРИЗ + ФСА
- Б. М. Аксельрод. Конструкции и технологии: единая методика ранжирования функций и свертывания элементов – с.58-63
- С. С. Литвин. Типовые контрольные вопросы на информационном этапе ТРИЗ-инжиниринга – с.63-65
- Проект «Изобретающая машина»
- А. Л. Любомирский, И. М. Гриднев. Концепция ИМ-АРИЗ на базе функциональных цепочек – с.66-68
- И. М. Гриднев, А. Л. Любомирский. Представление информации в базе данных ИМ – с.69-76
- ТРИЗ в науке
- В. В. Митрофанов, В. Ф. Канер. Противоположный эксперимент – с.77-78
- В. В. Митрофанов, А. 3. Копылов. Диссимметрия — это открытие! – с.79-85
- В. В. Митрофанов. Механизмы реализации некоторых физических эффектов – с.85-87
- Психология в ТРИЗ
- B. М. Герасимов, К. А. Склобовский. Как человеку стать человеком, или Мысли о следующем шаге – с.88-94
- C. И. Аксельрод и Б. М. Аксельрод. Психологические аспекты максимальной реализации творческого потенциала или Не принимайте перевал за вершину – с.95-99
- ТРИЗ +
- Н. Г. Якуничев. ТРИЗ и дизайн: перспективы отношений – с.100-103
- ТРТК [Теория развития творческих коллективов]
- Ю. И. Федосов. Некоторые принципы формирования творческих коллективов изобретателей – с.104-109
- Творчество
- В. Михайлович. Авторское: [Рассказ] / Рис. автора – с.111
- Библиография
- В. И. Волков. Кто и как читает Альтшуллера: [Сводка цитирования работ] – с.112-119
- К. А. Склобовский. Книжная полка: [Рецензии на новые книги по ТРИЗ, вышедшие в свет в последнее время] – с.119-120
- Уважаемый читатель!: [Анонс литературной премии имени Александра Беляева] – 3-я стр. обл.
-
1996, №1. – 126 с. 750 экз. (о) – подписано к печати 08.04.1996 г.
- Николай Гумилев. Шестое чувство: [Стихотворение] – 2-я стр. обл.
- Официальные сообщения, информация
- Г. С. Альтшуллер. После Четвертого съезда Ассоциации – с.7
- Информация о Четвертом съезде Ассоциации ТРИЗ – с.8-10
- ТРИЗ в быстроменяющемся мире
- В. П. Баранов. Распространение ТРИЗ-ИМ и культурные архетипы – с.11-16
- В. А. Королев. ТРИЗ 0 не «точная наука». Но что? – с.17-18
- В. А. Корлев. Иисус ходил по камушкам. А ТРИЗ?.. – с.19-20
- В. А. Королев. Знал ли Иисус из Назарета, как «найти идею»? – с.20-21
- Проблемы теории
- И. Г. Девойно. Функциональное наполнение технических систем – с.22-30
- К. А. Склобовский. О движущей силе процесса развертывания технических систем – с.30-32
- И. С. Захаров. О законах развития биологических систем – с.32-33
- А. Н. Захаров. Иерархия систем: вверх по лестнице, идущей… вверх – с.34-39
- Инструментарий ТРИЗ
- Л. Г. Горяинов. Надежный мост между ИКР-2 и конкретным решением – с.40-41
- С. И. Суминов, К. А. Склобовский. К указателю физических и химических эффектов – с.42-46
- А. В. Курышев. Глубина поверхности – с.46-48
- В. А. Курышев, А. Л. Субботин. Аэрозоль – идеальное состояние вещества? – с.48-50
- Практика применения ТРИЗ
- А. М. Пиняев. Примеры радиотехнических задач, решенных с помощью ТРИЗ – с.51-53
- С. К. Голиков. Задачи из литейки – с.54-55
- Система ТРИЗ-ФСА
- Н. Н. Хоменко, Н. А. Шпаковский. Совершенствование роторно-отвальной машины методами ФСА – с.56-59
- Программное обеспечение
- Е. Д. Вязилов. Использование ТРИЗ для уменьшения вреда от нежелательных природных воздействий – с.60-61
- Информация о школе ТРИЗ – с.61
- «ТРИЗ+...»
- В. И. Корогодин, В. Л. Корогодина. Информация – что это такое? / Послесл. К. А. Склобовского – с.62-72
- ТРИЗ в бизнесе
- Л. Х. Певзнер, М. Я. Лаховский. Взаимоотношения изобретателя и предпринимателя, продвигающих новую ТС – с.73-76
- М. С. Рубин. Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле – с.76-79
- В. Г. Сибиряков, А. С. Горчаков. Список контрольных вопросов для анализа деятельности коммерческой фирмы – с.79-80
- ТРТЛ и ТРТК
- К. А. Склобовский. Два подхода к модели Творческой Личности – с.81-86
- С. В. Вершинин. «Человек знания» Карлоса Костанеды как творческая личность – с.86-88
- Ю. И. Федосов. Primus inter pares (Первый среди равных) – с.88-92
- С. К. Голиков, А. С. Голиков. Элементы ТРИЗ в рассказах Н. Носова – с.92
- ТРИЗ – педагогика
- А. А. Толмачев. Об одном из подходов к обучению ТРИЗ – с.93-94
- О. М. Герасимов. ТРИЗ в вузах Санкт-Петербурга – с.95-96
- В. Л. Уральская. Письмо начинающему преподавателю – с.97-100
- Н. П. Колчев. Методика использования приемов разрешения технических противоречий – с.101-102
- С. В. Ефремов. Методика составления учебных стихотворных загадок – с.102-105
- С. В. Ефремов. Методика составления метафор и афоризмов – с.105-107
- Т. Г. Паршукова. Развитие системных представлений у учащихся с помощью девятиэкранной схемы – с.107-109
- РТВ
- Г. Коган. Сказка о пирожках и медной монете: Китайская сказка – с.110-111
- НФЛ
- А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. Ностальгический диалог: [Об отношении к ТРИЗ Андрея Балабухи] – с.112-115
- Ольга Ларионова. Рассказы:
- Телушка за морем – с.116-119
- Коэффициент ОС – с.119-121
- Библиография
- Д. Л. Лайус. Принципы организации фонда свойств биологических объектов: [Рец. на книгу В. И. Тимохова «Биологические эффекты»] – с.122-124
- Ю. А. Лихачев. Сложная простота биологических эффектов: [Рец. на книгу В. И. Тимохова «Биологические эффекты»] – с.124-125
-
1996, №2 (юбилейный выпуск). – 60 с. (о)
- Источники
- С этого начинался ТРИЗ: Предисловие редакции – с.5
- Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро. О психологии изобретательского творчества – с.5-14
- История
- Ю. В. Горин. Штрихи к портрету гения – с.15-18
- Ю. П. Саламатов. Все дороги ведут в ТРИЗ – с.18-25
- Рядом с Альтшуллером: Из рассказов С. С. Литвина / Записал К. Склобовский – с.25-28
- А. В. Лимаренко. Пятое измерение или Учитель левшей: О двух встречах с Г. С. Альтшуллером – с.28-33
- М. И. Шарапов. Дорога в ТРИЗ – с.33-35
- Что дала мне ТРИЗ?
- В. В. Митрофанов. Из вечерних разговоров за чашкой кофе в апреле 1996 года / Записал К. Склобовский – с.36
- Б. И. Голдовский. Ухватиться за волну – с.37-38
- В. А. Королев. Из письма в редакцию – с.38-39
- М. С. Гафитулин. Встреча с Чудом – на всю жизнь – с.39-41
- Э. Л. Коган. «Я познакомился с Альтшуллером по книге.» – с.41-42
- Н. Г. Лопатина. «Обычный будничный день в суете и спешке.» – с.42-43
- Анкетирование слушателей Петербургского НУНТТ 24.04.96 – с.43
- О пережитом
- Г. С. Альтшуллер. Жизнь человека 1-Ч-502, рассказанная им Игорю Верткину – с.44-52 – [Продолжение в следующем номере]
- Валентина Журавлева. Ехали мы, ехали 50 лет: Рассказ воспоминание – с.53-54 – [Продолжение в следующем номере]
- В. Журавлева. Просчет Джека Барлоу: [Отрывок из рассказа в качестве предисловия] – с.53
- НФЛ. Научная фантастика
- [Владимир Борисов]. Альтов Генрих (псевдоним Генриха Сауловича Альтшуллера) – с.55-57
- [Владимир Борисов]. Журавлева Валентина Николаевна – с.57
- Библиография
- В. В. Ковалев. Изобретения Г. С. Альтшуллера – с.58-60
-
1996, №3. – 56 с. 750 экз. (о) – подписано к печати 19.11.1996 г.
- Ю. Левитанский. Каждый выбирает для себя...: [Стихотворение] – 2-я стр. обл.
- Официальные сообщения
- [О заседании Совета Ассоциации ТРИЗ 16.10.96] – с.3
- Теория
- А. Л. Высоцкий, Д. Л. Высоцкий. Об одном пути перевода технических систем на новые принципы действия – с.4-9
- Каждый выбирает для себя...
- А. В. Подкатилин. Резюме – с.10
- А. В. Подкатилин. ТРИЗ в конструировании – с.11-15
- Модифицированный АРИЗ-64 – с.16
- Практика ТРИЗ
- Е. В. Веселов. Нереализованные возможности токарного станка – с.17-24
- ТРИЗ в науке
- В. В. Митрофанов. Семь «нот» в информационном поле, или как облегчить выдвижение гипотез при решении научных задач – с.25-28
- В. В. Митрофанов, Н. И. Лебедев. Новый взгляд на природу перенапряжения водорода на катоде – с.28-40
- ТРТЛ-ТРТК
- Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. Творчество и преодоление стереотипов: [Дайджест книги] – с.41-48
- ТРИЗ-педагогика
- А. А. Гин. Требования к условиям открытой учебной задачи – с.49-51
- М. М. Зиновкина. Применение фразеологизмов для развития творческого воображения – с.52-55
- О проекте сборника статей «Педагогика + ТРИЗ» – с.56
-
1997, №1. – 60 с. 700 экз. (о) – подписано к печати 20.04.1997 г.
- К 70-летию Г. С. Альтшуллера
- Г. С. Альтшуллер. Жизнь человека 1-Ч-502, рассказанная им Игорю Верткину (вторая часть) – с.4-15
- Валентина Журавлева. «Эксперимент 40-40-50-70+∞»: Рассказ-воспоминание – с.15-18
- Первый семинар для разработчиков ТРИЗ-Петрозаводск-80 / Ведет Г. С. Альтшуллер; Предисл. Бориса Злотина – с.19-25
- ТРИЗ в быстроменяющемся мире
- Н. Б. Фейгенсон. Подвергай ТРИЗ сомнениям. – с.26-28
- И. В. Иловайский. К вопросу о границах «железной» ТРИЗ / Послесловие К. А. Склобовского – с.29-31
- Теория
- В. А. Курышев, Л. Х. Певзнер. Ресурс различия – с.32-33
- И. В. Иловайский. Устройство для безнатяговой перемотки лент, тканей, нитей: простота конструкции и изготовления – с.34-35
- ТРИЗ в науке
- А. В. Лимаренко. Алгоритм поиска и решения открывательских задач – с.36-42
- В. Г. Сибиряков. Синергетика и ТРИЗ – с.42-44
- Р. В. Радшун. Почему оправдано распространение ЗРТС на системы любой природы – с.44-45
- А. И. Громыко. Разработка алгоритма поиска средств съема информации об исследуемом объекте – с.46-50
- ТРИЗ +
- В. Г. Сибиряков. Стратегическое планирование на основе ТРИЗ – с.51-54
- В. Г. Сибиряков. Программа обеспечения социальной защиты инвалидов: История разработки программы – с.55-66
- Л. О. Шебеко. Эвристические методы в риторике и риторические методы в эвристике – с.67-71
- ТРИЗ-педагогика
- Т. В. Басова. ТРИЗ-педагогика и дети с задержкой психического развития – с.72-74
- А. В. Лимаренко. Алгоритм программирования учебной информации – с.75-79
- И. А. Козлов, А. С. Козлов. Таблица умножения: «Чем я заинтересовала второклассника Игоря?» – с.80-87
- Творчество наших читателей
- В. Г. Сибиряков. Притча об облаках: [Рассказ] – с.88-89
- Библиография
- И. В. Иловайский. Почему и зачем написана книга «Феномен техники как результат и сфера инженерной деятельности» – с.90-92
-
2005, №1(14), июнь. – 84 с. 500 экз. (о)
- Вместо предисловий
- К. А. Склобовский. Обращение к читателям – с.2
- А. В. Кислов. От редакции – с.3
- Страница президента МА ТРИЗ
- М. С. Рубин. Принцип объединения в МА ТРИЗ – с.4
- Прогнозы ТРИЗ, будущее планеты
- Г. И. Иванов. В согласии с природой – с.5-10
- Ю. П. Саламатов. Системная эволюция техносферы – с.11-12
- Задачи и перспективы развития ТРИЗ
- М. С. Рубин. О развитии ТРИЗ как науки – с.13-14
- С. С. Литвин. Основные направления развития «технической» ТРИЗ – с.15-16
- А. В. Кудрявцев. Пространство развития ТРИЗ – с.16
- А. В. Кислов. ТРИЗ как сумма технологий – с.17-18
- Ю. С. Мурашковский. Развитие научных представлений и качеств талантливого мышления – с.19-20
- Мнения: ТРИЗ и МА ТРИЗ сегодня и завтра – с.21
- Школа ТРИЗ
- В. Б. Крячко. Читая Г. С. Альтшуллера: [Обзор 18 книг] – с.22-27
- Урок РТВ. Какие инопланетяне посещают тризовцев – с.27
- Григорий Рашковский. Моя встреча с инопланетянином: [Фантастический рассказ] – с.27
- Т. А. Таратенко. Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ – с.28-32
- Е. А. Пчёлкина. Методические рекомендации по изучению темы «Противоречие» в начальной школе – с.33-34
- Т. А. Таратенко, И. Г. Морозова, В. Ю. Давыдова. Дидактика к приемам: Методические рекомендации по преподаванию в начальной школе темы «Приемы разрешения противоречий» – с.35-39
- Методические разработки
- Б. М. Аксельрод. Схема обусловленности взаимодействий как инструмент анализа ситуаций и постановки задач – с.40-47
- В. А. Михайлов, Э. А. Соснин. Проблемы применения химических эффектов в технике – с.48
- А. Т. Кынин. «Пустота» в материалах – с.49-54
- Н. Б. Фейгенсон. S-кривая – некоторые особенности третьего этапа развития систем – с.55-59
- А. М. Пиняев. Функциональный калейдоскоп – с.60
- В. М. Герасимов. Допустить недопустимое – с.61
- А. А. Фридлянд. Расширение области применения ТРИЗ с помощью обобщенных приемов – с.62-68
- ТРИЗ вне техники
- М. Б. Розенталь. О применении ТРИЗ для решения нетехнических задач – с.69-70
- Г. А. Архангельский. Непрожективный подход к организации деятельности – с.71-74
- А. С. Торгашев. Алгоритм пророчества – с.75-77
- О. А. Гринева, С. В. Куколев. Особенности использования ФУР-методологии при проведении управленческого консалтинга небольших фирм – с.78-80
- В. М. Петров. Законы развития потребностей – с.81
- ТРИЗ-фантастика
- В. М. Герасимов. Горячая рыбья кровь (Изобретательская байка): [Рассказ] – с.82-84
- Кроссворд – с.84
-
2006, №2(15), апрель. – 84 с. 500 экз. (о)
- К 80-летию Г. С. Альтшуллера
- [Г. С. Альтшуллер]. Уроки Альтшуллера / Подготовил Борис Злотин – с.2-7
- Ленинградская школа ТРИЗ
- В. Митрофанов. Истоки – с.8-9
- М. Литвин, А. Любомирский. Алгоритмы ТРИЗ в «Алгоритме»: от искусства к ремеслу – с.10-12
- ТРИЗ-прогностика
- О. Ю. Абрамов. Рыночно ориентированное прогнозирование развития технических систем – с.13-17
- Задачи и перспективы развития ТРИЗ
- М. Баркан. От ТРИЗ к интегральной технологии творчества – с.18-20
- Ю. П. Саламатов. ТРИЗ сегодня и в будущем – с.21-23
- К. А. Склобовский. О «Химэффектах» и информационном фонде «Химик-Консультант» – с.24-25
- Мнения: Будущее сертификации – с.26-27
- Школа ТРИЗ
- Г. И. Иванов. Метод самооценки в подготовке домашнего задания – с.28-29
- И. Ю. Азизова. ТРИЗ на уроках биологии: Задачи с конфликтами. Типы конфликтов – с.30-33
- Т. А. Таратенко, В. Ю. Давыдова, И. Г. Морозова. Дидактика к приемам – с.34-39
- Программа курса «Методы научно-технического творчества» – с.40-41
- Методические разработки
- С. Литвин, М. Гершман. Параллельные линии эволюции – с.46-47
- С. В. Карамышев. Неоднозначность оценки функций с точки зрения их полезности / вредности – с.48-51
- Э. Л. Каган. Полеты конусов – с.52-57
- А. В. Кислов, А. Б. Ильичев, И. А. Новиков. Функциональное развертывание ТС – с.58-63
- А. Т. Кынин. ТРИЗ в материаловедении – с.64-74
- ТРИЗ вне техники
- А. А. Гин. Социальные задачи – с.75-78
- Практика ТРИЗ
- Н. П. Колчев. Объединение альтернативных систем: транспортные гибридные двигатели – с.79-82
- А. Подкатилин. Дорогое знакомство – с.83-84
- К. А. Склобовский. Чистосердечное признание, Или попытка воспроизвести историю создания, существования и гибели «Журнала ТРИЗ», предпринятая его создателем. – Обнинск, 2002. – 56 с. (о)