Архив фантастики
1941


1941 (1979)
1941 (1979)
1941 (1979)
1941 (1979)
1941 (1979)




1941 (1979)
  • Производство: США, «A-Team», «Columbia Pictures Corporation», «Universal Pictures»
  • Год выхода на экраны: 1979
  • Продолжительность: 118 мин., режиссерская версия – 146 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $35 000 000, кассовые сборы в США $32 000 000, в остальных странах $60 700 000
  • Режиссер: Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
  • Авторы сценария: Роберт Зэмекис (Robert Zemeckis), Боб Гэйл (Bob Gale), Джон Милиус (John Milius)
  • Продюсер: Базз Фейишанс (Buzz Feitshans)
  • В ролях: Дэн Эйкройд (Dan Aykroyd), Нед Битти (Ned Beatty), Джон Белуши (John Belushi), Лоррейн Гэри (Lorraine Gary), Мюррей Хэмилтон (Murray Hamilton), Кристофер Ли (Christopher Lee), Тим Мэтисон (Tim Matheson), Тоширо Мифунэ (Toshirô Mifune), Уоррен Оутс (Warren Oates), Роберт Стэк (Robert Stack), Трит Уильямс (Treat Williams), Нэнси Ален (Nancy Allen), Люсиль Бенсн (Lucille Benson), Джордан Брайан (Jordan Brian)
Военная комедия абсурда. Бурлескная, безумная, а для кого-то просто идиотский бред, рассказывающий о попытке высадки японцев 13 декабря 1941 года с прорвавшейся к берегам США подводной лодки у берегов Калифорнии, возле Лос-Анджелеса. Да и само начало фильма указывает на не типичность и просто глупость ситуации: обнаженная молодая девушка, купаясь ночью в бухте Лос-Анджелеса, вдруг была поднята из воды всплывающей японской подводной лодкой. Страх купальщицы, вздернутой на самый верх флагштока субмарины, сопоставим с ужасом и истерией калифорнийцев после бомбежки шестью днями раньше Пёрл Харбора. Подробно объяснить этот фильм, фантастичность которого не столько в самой ситуации, сколько в реакции американцев со встречей реального противника, наверное, вкратце не имеет смысла. Автор сценария и режиссер немало нафантазировали, присочинили, а, попросту говоря, соврали ради смеха, чтобы продемонстрировать умопомрачительную панику застигнутых врасплох американцев.
Зрителю постепенно становится жалко бедную японскую лодку с экипажем под командованием фанатичного капитана Акиро Митамура (Тоширо Мифунэ) и его советника – немца Вольфганга фон Кляйншмидта (Кристофер Ли). Экипаж субмарины, еще не оправившийся после шока от лицезрения голой американки на своем флагштоке, несколько заблудился, так что вместо Лос-Анджелеса лодка всплыла около фермы Уорда Дугласа (Нед Битти). Японский командир, считая Голливуд центром американской культуры, уничтожение коего должно было ознаменовать победу над свободным американским духом, уже готов был снести с земли хотя бы ферму, но не тут-то было. У американского фермера на берегу стояла, ни много ни мало, артиллерийская установка. После всплытия субмарины Дуглас Уорд, как истинный американец, решил до последнего защищать свой дом и свою землю. И хотя артиллерийская стрельба все-таки отогнала японское судно от берегов Америки, но незакрепленное орудие своими откатами вдребезги разгромило огромный дом мистера Дугласа. Семья в шоке, но Уорд Дуглас оставался настолько гордым своей ролью в схватке с противником, что уничтожение собственного дома для него – сущий пустяк.
Да что там говорить про уничтоженную ферму. Тут бравые американские парни, такие, например, как сержант Фрэнка Три (Дэн Эйкройд) или безумный летчик-истребитель «Дикий» Билл Келсо (Джон Белуши) устроили маленькую войну в одном из районов Лос-Анджелеса, где приняли свой самолет за воздушное нападение японцев и нанесли мощный массированный удар по «врагу». А за штурвалом самолета находился капитан Лумис Беркхед (Тим Мэтисон), который всего-навсего решил прокатить соблазнительную репортершу Джоан Дуглас (Лоррейн Гэри), дочь небезызвестного фермера.
И так далее, и так далее…
Некоторые замечания к фильму
  1. Рабочее название картины – «Ночь японской атаки» (The Night the Japs Attacked).
  2. История, показанная в картине, отталкивается от действительно имевшего место случая.
  3. Съемочные дни: 23 октября 1978 года – 16 мая 1979 года.
  4. Картина снималась в Лос-Анджелесе, Малибу, пустыне Мохаве, Санта-Монике (все штат Калифорния) и на «Золотом берегу» в Орегоне (начальная сцена со всплытием субмарины).
  5. Роль генерала Ситвелла Стивеном Спилбергом (Steven Spielberg) предлагалась актерам Джону Уэйну (John Wayne) и Чарлтону Хестону (Charlton Heston). Оба отказались от предложения из-за непатриотического отношения режиссера к ветеранам второй мировой войны.
  6. Оба автора сценария Роберт Зэмекис (Robert Zemeckis), Боб Гэйл (Bob Gale) посещали киношколу Университета Южной Калифорнии (University of Southern California), президента которого звали Руфус фон Кляйншмидт (Rufus von Kleinschmidt). Эту необычную фамилию они использовали в фильме для немецкого капитана Вольфганга фон Кляйншмидта (Кристофер Ли).
  7. Заключительная сцена фильма с разваливающимся домом Дугласа Уорда требовала долгой и основательной подготовки, и ее съемка столько раз переносилась, что члены съемочной группы даже заключили пари на дату и время начала съемок этого эпизода. И пари выиграл Дэн Эйкройд (Dan Aykroyd).
  8. Предполагалось, что при демонстрировании картины в кинотеатрах плату будут брать после окончания показа, как это практиковалось в 1940-х годах.
  9. Большую часть фильма снимал оператор Уильям Э. Фрэйкер (William A. Fraker), но из-за разногласий со Стивеном Спилбергом (Steven Spielberg) и Джоном Милиусом (John Milius) он был уволен. Фильм доснимал Фрэнк Стэнли (Frank Stanley).
Даты выхода фильма
  • 14 декабря 1979 – США
  • 12 марта 1980 – Франция
  • 13 марта 1980 – Гонконг
  • 27 марта 1980 – ГДР
  • 28 марта 1980 – Швеция
  • 4 апреля 1980 – Финляндия
  • 18 апреля 1980 – Норвегия
  • 24 апреля 1980 – Австралия
  • … ноября 2002 – Италия (Туринский кинофестиваль)
Награды и звания
  • 1980 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучшая работа оператора» (Уильям Э. Фрэйкер)
  • 1980 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Уильям Э. Фрэйкер, Э. Д. Флауэрс, Грегори Джейн)
  • 1980 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший звук» (Роберт Кнадсон, Роберт Гласс, Дон Макдугалл, Джин С. Кантамесса)

© Виталий Карацупа, 2005