|
|
|
|
- Производство: США, «Redbank Films»
- Год выхода на экраны: 1976
- Продолжительность: 98 мин.
- Цветной
- Бюджет фильма: $1 800 000, кассовые сборы в США $33 800 000
- Режиссер: Брайан Де Пальма (Brian De Palma)
- Автор сценария: Лоуренс Коэн (Lawrence D. Cohen)
- Продюсеры: Брайан Де Пальма (Brian De Palma), Пол Монаш (Paul Monash)
- В ролях: Сисси Спейсек (Sissy Spacek), Пайпер Лори (Piper Laurie), Эми Ирвинг (Amy Irving), Уильям Кэтт (William Katt), Бетти Бакли (Betty Buckley), Нэнси Аллен (Nancy Allen), Джон Траволта (John Travolta), П. Дж. Соулс (P.J. Soles), Присцилла Пойнтер (Priscilla Pointer), Сидни Лассик (Sydney Lassick), Стивен Гираш (Stefan Gierasch), Майкл Талбот (Michael Talbott), Дуг Кокс (Doug Cox), Гарри Голд (Harry Gold), Ноэлл Норт (Noelle North)
Кэрриетта Уайт (Сисси Спейсек) – выпускница колледжа «Bates High», «козел отпущения» и «девочка для битья» для всего класса – тихий,
замкнутый и неразговорчивый подросток, постоянно понукаемый и высмеиваемый своими сверстниками. И немалую роль в этом сыграла ее мать
Маргарет Уайт (Пайпер Лори), фанатически помешанная на религии, особенно на проблеме первородного греха.
Однажды после урока физкультуры под душем Кэрри испытала настоящий шок. Первая в ее жизни менструация вызвала панику у девочки, ничего
не ведавшей об этой интимной стороне женщин. Кровь на руках и ногах, стекавшая под струями воды, истерический смех ее одноклассниц,
измывавшихся над ней и забрасывающих ее тампонами, привели к нервному срыву и... взрыву электрических лампочек в душе! Совладать с собой
ей помогла учительница физкультуры мисс Коллинз (Бетти Бакли), которая всегда хорошо относилась к Кэрри. Кэрри, всё еще находившаяся в
нервном состоянии, силой воли столкнула пепельницу в кабинете директора и перевернула велосипед сорванца, обзывавшего ее по дороге домой.
Эти события оказались поворотными для многих школьников и их семей. Кэрри начала искать в библиотеках сведения о тех необычных способностях,
которые возникли у нее после событий в душевой, и в итоге узнала о таком феномене, как телекинез. Душа и тело взрослеющей Кэрри разрывалась
между физиологическими желаниями организма и моральными запретами, в которых она всегда воспитывалась. Особенно эти запреты касались
мужчин и всего, что с ними связано.
Через несколько дней после этих событий организовывался выпускной бал и одна из одноклассниц Кэрри кудрявая Сью Снелл (Эми Ирвинг) решает
хоть как-то помочь несчастной девушке. Она уговаривает своего парня Томми Росса (Уильям Кэтт) пригласить Кэрри на это знаменательное событие.
Хотя мисс Коллинз да и сама Кэрри считают, что этот поступок был сделан только лишь для того, чтобы посмеяться над ней, дальнейшее поведение
белокурого красавца Томми разуверили их в этом. А тут еще и ее мать, досаждающая дочке постоянными молитвами и толкующей о грехе Евы,
решила запретить Кэрри идти на выпускной вечер. Тогда Маргарет Уайт и узнала о страшной тайне ее дочери, о способности двигать предметы
по ее желанию. Закрывшиеся сами по себе окна и двери очень испугали ее, а также укрепили ее разум в том, что в дочь вселился дьявол. Многие
ненавидели дурнушку Кэрри, а теперь еще и мать начала ее бояться. Самая же красивая девочка в школе, высокомерная Крис Харгенсен (Нэнси
Аллен) и ее парень Билли Нолан (Джон Траволта), в довершение ко всему решили жестоко поиздеваться над девушкой.
За несколько дней до окончания школы, во время подготовки к выпускному баллу, Кэрри сама сшила себе красивое платье, впервые
воспользовалась косметикой, перестала обращать внимание на причитания и темные пророчества своей матери, в результате чего ее самооценка
значительно повысилась, глаза заискрились счастьем и надеждой на что-то лучшее, чем ее прошлая беспросветная жизнь в темном доме среди
распятий и в светлом классе среди игнорировавших ее учеников. И на балу она была уже не запуганным заморышем, а расцветающей женщиной,
на которую обращали свои восхищенные взоры многие молодые люди. Она чувствовала благосклонное к себе отношение Томми Росса, которые не
только впервые ее поцеловал, но и начал учить ее танцевать, всерьез заинтересовавшись этой необычной девушкой. Но ее счастью не суждено
было продлиться долго, Крис Харгенсен также «подготовилась» к баллу. Вместе с Билли они наверху сцены привязали ведро, наполненное свиной
кровью, к тому же подстроили так, что Кэрри и Томми стали королем и королевой балла. А когда овеянная счастьем девушка в белоснежном платье
чуть не плакала от счастья на сцене, в то время когда ей надели на голову корону, поток ярко-красной крови окатил ее с ног до головы.
И тогда начался кошмар. Закрылись все двери из зала, из пожарных шлангов начали хлестать потоки холодной воды, на людей падать декорации и
элементы конструкции здания. Взвился под потолок огонь, пожиравший все на своем пути. Это был настоящий ад и в его центре, грязная от крови
Кэрри, медленно направлялась к выходу из ненавистной ей школы. Праздник превратился в кошмар, погибли все, кто находился в тот момент на
выпускном вечере, а униженная и оскорбленная, не владевшая собой Кэрри пришла домой, где ее попыталась убить собственная мать. Но и тут
кошмар продолжился. Обезумевшая от обиды и раненная в спину ножом умирающая Кэрри с помощью телекинеза уничтожила родную мать, а
распаявшееся буйство экстрасенсорной стихии стерло дом семьи Уайт с ее обитателями с лица земли.
В живых осталась лишь одна свидетельница этого кошмара – Сью Снелл, психика которой оказалась серьезно нарушенной ночными кошмарами,
в центре которых всегда была Кэрри, облитая кровью...
* * *
В середине семидесятых сплоченная группа талантливых, но совершенно «не коммерческих» режиссеров в лице Брайана Де Пальмы, Джорджа
Лукаса и Мартина Скорсезе решила потихоньку отходить от «чистого», но малоприбыльного, искусства, и обратить свой взор на более коммерчески
востребованные жанры. Скорсезе революции в жанровом кино не сделал, хотя и стал успешным режиссером, а вот Де Пальма с Лукасом не только
стали коммерчески успешными, но и совершили небольшую революцию в тех жанрах, которые они выбрали для своих «коммерческих дебютов»:
Лукас своими «Звездными Войнами» перевернул фантастику, а Де Пальма перевел на новый уровень жанр хоррора...
Молодая девушка Кэрри была в своем классе явным аутсайдером, вечно погруженная в себя, без подруг, замкнутая, ей тяжело было общаться с
одноклассниками, а они, в свою очередь, видели в ней лишь странного, «не от мира сего», фрика. И этот неблагополучный имидж Кэрри лишь
усилился, когда после урока физкультуры, на котором она стала причиной поражения своей баскетбольной команды, в душевой у нее впервые
начались месячные, и девушка устроила по этому поводу истерику, над чем жестоко посмеялись ее одноклассницы. Все дело в том, что Кэрри
жила с фанатично-религиозной матерью, которая все считала «греховным» и «нечистым», не озаботившись по этой причине «женским образованием»
своей дочери. Жестокая выходка одноклассниц, разумеется, не была незамечена администрацией школы, и их примерно наказали, за что самая
рьяная из наказанных возненавидела Кэрри еще больше и решила ей отомстить, с исключительным цинизмом и жестокостью унизив перед всем
классом на выпускном балу. Делать этого, однако, не следовало, так как Кэрри обладала редким даром телекинеза (способностью двигать предметы
усилием мысли), и ее месть всем, кто над ней все это время издевался, была страшна...
«Кэрри» стала первой повестью Стивена Кинга, тогда лишь бедного преподавателя литературы, которая была напечатана, и разошлась вполне
приличным тиражом, в одночасье сделав его богатым человеком и открыв широкий путь для дальнейшей писательской карьеры. Впервые эта
повесть попалась на глаза сценаристу одного из фильмов Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) Лоуренсу Коэну (Lawrence D. Cohen), который
успешно переработал ее в сценарий, и сдал его на студию FOX, где им заинтересовался Де Пальма. Брайану безумно понравилась и сама книга,
и получившейся на ее основе сценарий, и он решил взяться за постановку этого проекта, желая как можно лучше перенести прозу Кинга на большой
экран. В Fox'e, однако, не разделяли оптимизма режиссера, и через некоторое время проект перешел под крыло United Artists, продюсеры которой
выделили на экранизацию довольно скромный бюджет в 1,8 миллиона, и после месяцев простоя, за которые Брайан успел нарисовать всю
раскадровку своего будущего фильма, режиссер наконец-то приступил к непосредственной работе. Кастинг он делал одновременно с Лукасом,
набиравшим актеров для «Звездных Войн», и многие из тех, кто не подошел Джорджу, в конечном итоге оказались на съемочной площадке «Кэрри».
Так, к примеру, Уильям Катт, «читавший» Люка Скайуокера, стал классным красавчиком Томми Россом, а его экранная подружка, Эми Ирвинг,
пробовалась у Лукаса на роль принцессы Леи, На заглавную роль фильма Брайан пробовал много молодых актрис, в числе которых была и
Мелани Гриффит (Melanie Griffith), но только после ходатайства декоратора картины Джэка Фиска (Jack Fisk) режиссер решился посмотреть на его
жену, Сисси, которая пришла на кастинг уже «в образе», неумывшаяся, со спутанными грязными волосами и в мешковатом платье столетней
давности, чем и склонила чашу весов на свою сторону — Де Пальма нашел свою Кэрри. Вообще, для этого проекта режиссер сознательно избегал
кастинга уже известных и «раскрученных» актеров, предпочитая «открывать таланты», нежели брать уже готовые. Так случилось со Спэйсек, но
фактически именно в этом фильме начали свою успешную карьеру много других звезд Голливуда, таких, к примеру, как Джон Траволта, до этого
снимавшийся лишь для телевидения, или будущая «подружка Робокопа», сексапильная Нэнси Аллен. Актерский состав картины получился просто
бесподобным, но гениальной можно назвать лишь дуэт Сисси Спэйсек и Пайпер Лоури, играющей религиозную-фанатичку мать. Сисси потрясающе
показала постепенную трансформацию своего персонажа из зашуганной жестокой матерью серой мышки в настоящую, красивую и счастливую
принцессу бала, и потом в безумное, горящее гневом существо, с холодным упоением обрушивающее возмездие на всех, кто «доставал» ее все
эти годы. Что же касается Пайпер Лоури, то ей удалось собрать в своем персонаже весь негатив и безумие религиозного фанатизма Америки, очень
часто доходящее до жестокого абсурда, что в конечном счете и приводит к грандиозной трагедии не только Кэрри, но и всего городка, в котором она
живет (это в книге, для кино-же «масштаб разрушений» серьезно сократили). Неудивительно, что за потрясающую игру экранных мамы и дочки Сисси
была номинирована на Оскара как «Лучшая актриса в главной роли», а Пайпер Лоури получила номинацию как «Лучшая актриса второго плана»,
и именно факт оскаровских номинаций за актерскую игру в «низком жанре хоррора» совершил революцию в восприятии публикой этого жанра —
оказалось, что и хоррор может быть серьезным «оскаровским» кино! Чтобы добиться столь резкого изменения вектора в отношении публики,
постарались не только замечательные актеры этого фильма, но в большей степени его режиссер, Брайан Де Пальма, который в потрясающих
визуальных деталях рассказал всему миру эту трагическую историю. Брайан применил в своем фильме огромное количество инновационных
подходов к съемке и монтажу ленты, уже начальным эпизодом в душевой дав понять ошарашенному зрителю, что послаблений не будет. За свое
уникальное видение ленты ему пришлось серьезно сцепиться с продюсерами (и Брайан был на грани увольнения), которые решительно не понимали,
почему весь съемочный день народ в павильоне репетирует, а снимать начинают лишь в пять часов вечера. Нужно же это было для того, чтобы
идеально получились длинные проезды камеры по заранее подготовленному маршруту, что позволило Брайану реализовать некоторые эпизоды
своей картины без единой склейки. Это, кстати, была мечта Хичкока, как можно больше использовать длинных планов без последующего монтажа,
и Брайан не только взял немало приемов из обширного творческого арсенала маэстро, но и недвусмысленно «кивнул знающим людям», назвав
школу, в которой училась Кэрри, «Bates High» (маньяка в «Psycho» (1960) звали Norman Bates), и взяв за звуковую основу напряженных моментов
своего фильма четырехнотный скрипичный проигрыш из «Psycho». Что же касается музыкального сопровождения вообще, то композиции Пино
Донаджио (Pino Donaggio) как нельзя лучше подходят этому фильму, грамотно оттеняя его психологические и «ужасные» стороны.
Эту ленту Де Пальмы я без тени стеснения могу назвать не только гениальной, но и одной из лучших (при этом еще и первой) экранизаций прозы
Кинга вообще, которая, кстати говоря, очень понравилась автору. Изменив этим фильмом зрительское восприятие «хоррора», Брайн совершил
небольшую революцию в жанре, выведя его на новый уровень, а заодно и получил свой долгожданный «хит», собравший в прокате около тридцати
четырех миллионов долларов. Непонятно зачем, но в 1999-м году продюсеры выкинули на американские экраны сиквел под названием
«The Rage: Carrie 2», стоивший аж 21 миллион и собравший в двух с небольшим тысячах залов жалкие семнадцать миллионов. На этом успокоение к
«Кэрри» не пришло, и в 2002-м году снимается телевизионная версия книги с Анжелой «Мэй» Беттис (Angela Bettis) в главной роли, но и она не
пользуется популярностью. Как говорят американцы, «Why to fix something that ain't broken?!», поэтому смотрите оригинальный шедевр Де Пальмы
и забудьте о других версиях этой истории, ибо Кэрри уже давно заняла свое достойное место в пантеоне культовых картин всех времен и народов,
и ознакомиться с ней должен каждый!
© Сергей Меренков
Некоторые замечания к фильму
- Фильм снят по одноименному роману писателя Стивена Кинга (Stephen King). Этот фильм – первая и одна из лучших экранизаций его произведений. Он сам высоко оценивал (считая, что смог не без пользы воспринять режиссерский вкус к «черному юмору») эту ленту Брайана Де Пальмы, в свою очередь, очень показательную для творчества этого постановщика.
- Съемочные дни проходили с 17 мая 1976 года по июль того же года. Съемки проходили в Лос-Анджелес и в некоторых других городках штата Калифорния.
- Сисси Спейсек долго не могла попасть на пробы фильма, пока ее муж, художник Джек Фиск (Jack Fisk), не убедил Брайна Де Палмы посмотреть ее. Де Палма пришел в восторг от пробы Спейсек и сразу же взял ее на главную роль.
- Свиную кровь сделали из краски и сиропа, хотя Сисси Спейсек готова была, чтобы на нее вылили настоящую кровь. И, кстати, эту финнальную сцену с пролитой на Кэрри кровью снимали в течение двух недель.
- Эми Ирвинг играет Сью Снелл, а Присцилла Пойнтер – ее мать. В реальной жизни Пойнтер также является матерью Эми Ирвинг.
- Джордж Лукас (George Lucas) и Брайан Де Пальма одновременно проводили кастинг для подбора актеров на свои фильмы – «Звездные войны» (Star Wars) и «Кэрри» (Carrie). Существует легенда, что Сисси Спэйсек прошла пробы на роль принцессы Леи в «Звездных войнах», а Кэрри Фишер (Carrie Fisher) могла сыграть свою тезку, но она не хотела сниматься обнаженной, и актрисы поменялись ролями. Хотя позже Кэри Фишер опровергала эти слухи, легенда до сих пор существует. Связь кинофильма «Кэрри» со «Звездными войнами» на этом не заканчивается – Эми Ирвинг могла сыграть принцессу Лею, а Уильям Кэтт – Люка Скайуокера.
- Некоторые актеры до конца не понимали, что «Кэрри» – фильм ужасов. Так, Пайпер Лори, сыгравшая мать Кэрри, вообще считала, что Де Палма будет снимать комедию, а Нэнси Аллен думала, что ее Кристина просто капризная девчонка, и никак не могла представить, что сыграет самую настоящую злодейку.
- Бетти Бакли, играющая в фильме учительницу физкультуры, также озвучила того мальчишку на велосипеде, который обзывает Кэрри в начале фильма. А самого мальчишку сыграл племянник режиссера Кэмерон Де Палма (Cameron De Palma).
- Многие актрисы, сыгравшие школьниц, в начале фильма стеснялись сниматься обнаженными. Они раскрепостились, когда Де Палма показал им сцены с Сисси Спейсек в душе.
- Нэнси Аллен оказалась самым последним исполнителем, кто прошел кастинг на эту кинокартину.
- Первоначально была задумана сцена, где Кэрри (еще маленькая девочка), говорившая с загоравшей на своем заднем дворе женщиной, была застигнута врасплох матерью, и в результате испуга с неба начали падать камни, но сцена снятая не была эффектна и потому она была вырезана из картины.
- Для Эми Ирвинг «Кэрри» стала дебютом в кинематографе, хотя после прочтения сценария она негативно отнеслась к сюжету картины. И лишь после показа смонтированного фильма, она поняла, «что это волшебно». А кольцо, которое красуется на пальце, является подарком Стивена Кинга.
- Для актрисы Бетти Бакли это также была первая роль в большом кино. Она сыграла учительницу физкультуры, а чуть раньше появилось в роли матери главной героини в неудачном мюзикле по мотивам «Кэрри» (Carrie: The Musical).
- Сон в финале, в котором Сью Снелл кладет цветы на могилу Кэрри, запущен задом наперед – на самом деле, Сью берет цветы с могилы. Де Палма добивается тем самым сюрреалистического эффекта, подготавливая зрителя к последнему жуткому кадру. Интересно также, что Сисси Спейсек, фанатичный адепт максимальной экранной достоверности, требовала, чтобы из могилы Кэрри выскакивала ее рука, а не рука дублерши.
- Учительница мисс Коллинз дает пощечину Кристин. Де Палма хотел, чтобы Бетти Бакли влепила настоящую пощечину Нэнси Аллен. При этом Аллен долго не могла сыграть нужную реакцию, поэтому получила тридцать пощечин.
- После фильма случился громкий скандал – девочка, подражая Кэрри, закидала свою мать ножами. Стивена Кинга пытались привлечь к суду, он же отозвался на это происшествие фразой, что судить следует малолетних убийц, причем, дважды – за убийство и за плагиат.
Даты выхода фильма
- 3 ноября 1976 – США
- январь 1977 – Франция (кинофестиваль в Авориазе)
- 3 марта 1977 – Япония
- 17 марта 1977 – Австралия
- 1 апреля 1977 – Дания
- 22 апреля 1977 – Франция, ФРГ
- 28 апреля 1977 – Гонконг
- 13 сентября 1977 – Филиппины (Давао)
- 22 сентября 1977 – Испания
- 13 февраля 1978 – Швеция
- 17 сентября 1978 – Южная Корея
- январь 1981 – Турция
- февраль 1981 – Португалия (кинофестиваль «Fantasporto Film Festival»)
- 27 октября 1983 – Аргентина
- 1 ноября 1991 – Финляндия
- 31 октября 1991 – США (на лазерном диске)
- 29 сентября 1998 – США (на DVD)
- сентября 2007 (кинофестиваль «Deauville Film Festival»)
Награды и звания
- 1977 – Гран-при фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Avoriaz Fantastic Film Festival) (Брайан Де Пальма)
- 1977 – специальный приз фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Avoriaz Fantastic Film Festival) (Сисси Спейсек)
- 1977 – премия Национального общества кинокритиков (NSFC Award) в категории лучшая актриса» (Сисси Спейсек)
- 1977 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучшая актриса в главной роли» (Сисси Спейсек)
- 1977 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучшая актриса в роли второго плана» (Пайпер Лори)
- 1977 – номинация на премию «Golden Scroll» в категории «лучший фильм ужасов»
- 1977 – номинация на премию «Эдгар» (Edgar Allan Poe Awards) в категории «лучший кинофильм» (Лоуренс Коэн)
- 1977 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшая актриса второго плана в художественном фильме» (Пайпер Лори)
- 1977 – номинация на премию «Хьюго» (Hugo) в категории «лучшая драматическая постановка»
Все фильмы серии
- 1976 – Кэрри (Carrie)
- 1999 – Гнев: Кэрри 2 (The Rage: Carrie 2)
- 2002 – Кэрри (Carrie) – телефильм
© Виталий Карацупа, 2009
|
|
|
|