Герои этой масштабной по замыслу и объему книги (роман Кирилла Берендеева «Осколки», 2009) точному исчислению не поддаются. В буквальном смысле: живущий, что называется, «в наши дни» в неназванном крупном городе (угадывается Москва) двадцатилетний Павел в своих снах регулярно превращается в Максима, ровесника из близкого, но другого мира. Павел болен легкой формой ДЦП, передвигается только с тростью, потому предпочитает домашнюю жизнь сновидца. Максим из параллельного мира – сержант-разведчик вымышленного государства, ведущего затянувшуюся, начавшуюся из-за пограничного конфликта войну. В параллельном мире государство-противник – по мелькающей пару раз мове, по именам собственным (губернатор оккупированной зоны носит фамилию Веремеец) – напоминает если не Украину, то какую-то осовремененную Галицко-Волынскую землю. Свията и окрестности, не столичный, но и не мелкий город страны, за которую сражается Максим, основное место боевых действий. Павел советуется с муниципальным психоаналитиком, Максим, – со старым офицером иномирной контрразведки, почувствовавшим, что опасность, причина конфликта, олицетворенная некой «бездной», – есть связь сержанта со своим двойником из другого, условно нашего мира. Автор в, казалось бы, малозначительном эпизоде в конце повествования приводит вырванную из контекста цитату из книги Фридриха Вильгельма Ницше «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»: «Когда ты смотришь в бездну, бездна смотрит в тебя» – объясняет метафизическую зеркальность миров. Ближе к финалу полугерои Павел и Максим встречаются, но спойлер писать не будем, дабы не лишать читателя удовольствия самому подобраться к точкам над «i».
Подбираться придется через все укрупняющиеся в объеме эпизоды войны в вымышленном мире, перемежающиеся кусками жизни условно московского Павла. От призыва Максима на службу, первой бомбежки железнодорожного вокзала Свияты, до рейдов в тыл противника, партизанских действий, госпиталей, работы старого особиста и его помощников. Для человека, воспринимающего войну через Бориса Полевого и Юрия Бондарева, Ремарка и Хемингуэя, читать эти страницы странновато, но опасения, недоверие быстро рассеиваются, настолько точны и драматичны описания боев, смерти, руин и военного быта. Отдельно и весьма прихотливо проведена романтическая линия, одна из прочных связей, удерживающая Павла в мире снов, – любимая Девушка из Свияты.
Кирилл Берендеев – опытный прозаик, «Осколки», композиция которых сложна, выполнены в едином стиле. «…Павел нафантазировал себе появление героя из снов именно потому, что подсознательно обеспокоен отсутствием вестей. Ведь там война, его герой вроде бы и убит прошлым сном, но Павел не хочет с ним расставаться…»
Складывается впечатление, что Кирилл Берендеев, автор нескольких книг фантастики, видимо, не очень-то осознанно, иногда словно стесняясь, пытается сделать этот жанр достоянием неспециализированной публики, ввести его элементы в прозу. Одновременно получается и наоборот – его проза вливается в фантастику. Выполнена ли эта миссия по финалу «Осколков», ясно не до конца: из замысла и текста все-таки торчит гуманистический хвост философской фантастики.