|
|
|
|
Родился в г. Запорожье. По профессии переводчик. Постоянной работы не имеет, время от времени подрабатывая
репетиторством и переводами.
Помимо совпадения дня рождения со столь знаменательной датой, жизнь его поначалу не была отмечена
сколько-нибудь значительными событиями. До тех пор, пока – уже во втором классе запорожской средней школы №44
– одноклассница Лена не дала ему прочесть книгу Кира Булычева «Девочка с Земли» о приключениях Алисы
Селезневой. Это была практически первая встреча Виталия Слюсаря с фантастикой, оказавшая решающее влияние
на его дальнейшие увлечения. С тех пор он жадно поглощал все имеющее отношение к раз и навсегда ставшему
любимым жанру, что только мог отыскать в библиотеках и в периодике и у друзей.
Пробовать свои силы в любимом жанре Виталий Слюсарь начал практически одновременно с первым своим
обращением к фантастике в качестве читателя. Один за другим были накропаны несколько рассказиков, занимавших
от силы 3-4 странички из тетрадки в клеточку. К сожалению, в дальнейшем они не сохранились, но, насколько теперь
помнится автору, они представляли собой «зубодробительную» смесь из традиционных мотивов тогдашней советской
фантастики а-ля «Молодая гвардия» и боевика, хотя тогда никто и слова-то такого не знал. Что-то о бравых
космопроходцах и иррационально злобных негуманоидах с фиолетовой кровью, пытающихся (разумеется, тщетно)
помешать победоносному распространению землян по просторам Галактики…
«Писать всерьез я начал с 1989-90 гг. Собственно говоря, сочинительством я баловался еще с младших классов, но
то все было наивно и несерьезно. Припоминается что-то про разумные кристаллы и синих пришельцев-захватчиков. К
сожалению, эти рассказики давно где-то затерялись, а жаль. Было бы забавно сейчас почитать...». Были еще
оставшиеся неоконченными истории о космических пиратах, телепатии и эликсире правды… Рассказики эти убогие,
однако, на ура принимались читателями, состоявшими преимущественно из друзей-одноклассников. Вместе с ними
юный автор пробовал даже выпускать рукописный журнальчик «Меридиан» объемом в половину стандартной тетрадки,
выдержавший аж три (!) выпуска, но, увы, в дальнейшем тоже не сохранившийся.
С началом подзабытой теперь эпохи перестройки, когда сквозь «железный занавес» начали просачиваться тоненькие
ручейки запретной прежде литературы, в том числе и фантастики, Виталий Слюсарь пережил «публицистический
период» – по аналогии с «кубическим» или «розовым» периодом у художников. Под впечатлением от перестроечной
литературы была задумана и написана примерно на треть остросоциальная пьеса о том, как в провинциальном городке
80-х гг. вдруг невесть откуда появляется не кто иной, как тов. Сталин… В конце концов должно было выясниться, что
под обликом Сталина скрывается актер из соседнего города, решивший разыграть такую вот шуточку. В общем, нечто
среднее между гоголевским «Ревизором» и В. Войновичем…
Безымянная эта пьеса так и осталась неоконченной ввиду наступивших выпускных и вступительных экзаменов.
К сожалению, по состоянию здоровья Виталию не суждено было, как мечталось, поступить на факультет прикладной
математики Запорожского госуниверситета, пришлось переквалифицироваться… нет, не в управдомы, а в переводчики
(заочно окончил отделение английского языка Московских Госкурсов).
Учеба заочно, однако, имела преимущество в том, что оставляла автору массу свободного времени, давая
возможность вновь взяться за литературу уже не на уровне полудетской игры. (С конца 80-х гг. до 1996 года Виталий
Слюсарь писал под псевдонимом Вистар, в дальнейшем вернулся к своему настоящему имени.) Рассказы рассылал
по немногочисленным в те годы изданиям, публиковавшим фантастику – «Юный техник», «Техника – молодежи»,
«Знание – сила», – неизменно получал стандартные ответы-отказы, но продолжал в том же духе с упрямством,
свойственной всем Тельцам. Со временем таких писем накопилось изрядное количество. «Это здорово напоминает
попытки установить контакт с братьями по разуму по программе SETI. С тем же результатом».
Так продолжалось до 1991 года, когда, просматривая свежий номер «Комсомолки», Виталий Слюсарь не увидел в
рубрике «Переписка» коротенькую заметку от некоего Алексея Лебедева. Алексей обращался с призывом к молодым
начинающим писателям-фантастам писать ему. Виталий написал. Это, как выяснилось впоследствии, был второй
переломный пункт в его литературной судьбе, совпавший по времени с переломом в судьбе всей огромной империи,
занимавшей некогда одну шестую часть суши… Письмо А. Лебедеву автор отправлял в конце 91-го года, еще в СССР,
а ответ получил в первых числах 92-го, уже в новой стране, после распада «нерушимого».
Внезапно выросшие границы между Россией и Украиной, однако, никак не могли помешать переписке, переросшей в
дружбу. Письма шли по полтора-два месяца, зачастую терялись, но… В Москве уже образовалась Ассоциация
молодых писателей-фантастов «Румата», в которую вошел и Виталий Слюсарь. В 1993 г. Алексей Лебедев на свои
кровные издает «руматовский» сборник «Потрясатель Вселенной», рассказ
«Первый день» из которого стал первой публикацией начинающего литератора. Лед тронулся.
В последующие годы у Виталия были и другие публикации, и победы в различных конкурсах. В частности, в 1994 г.
микрорассказ «Встреча» занял первое место в конкурсе, проводившемся Украинским республиканским радио,
и прозвучал передаче, посвященной фантастике. В 2001 г. другой рассказ, «Затмение» вышел в финал конкурса
«Альтернативная реальность», проводившегося журналом «Если».
На сегодняшний день автор имеет в своем арсенале около двух десятков публикаций в таких журналах как
«Техника – молодежи», «Порог», «Звездная дорога», в любительских фэнзинах и в местной прессе. Также ждут
своего часа и издателя несколько романов, повести и рассказы.
Литературные и жанровые предпочтения Виталия Слюсаря достаточно традиционны. Это «твердая» научная
фантастика, хотя иногда автор совершает редкие набеги на территории фэнтези, хоррора и готики. Эти же
предпочтения определяют и круг любимых авторов. Из отечественных писателей – братья Стругацкие, А. Громов,
А. Столяров, В. Пелевин, и еще многие, многие другие. Из зарубежных – практически все авторы, пишущие киберпанк,
особенно У. Гибсон и Н. Стивенсон, также пан С. Лем (разумеется!), Р. Шекли, Р. Желязны, Д. Симмонс, Г. Бир…
и опять-таки многие-многие другие.
Помимо литературы, в круг его интересов входят также живопись (Сальвадор Дали, абстракционисты и
импрессионисты) и музыка, в частности, старый добрый «русский рок» («Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Наутилус» и
т. д.), спорт (большой теннис – увы, только в качестве зрителя).
Публикации в периодике и сборниках (фантастика)
- Первый день: [Рассказ] // Потрясатель Вселенной. – М.: 1993 – с.84-92 – [Под псевдонимом «Вистар»]
- Океан: [Рассказ] // Последний легион. – М.: 1994 – с.5-10 – [Под псевдонимом «Вистар»]
- Сказка: [Рассказ] // Последний легион. – М.: 1994 – с.11-15 – [Под псевдонимом «Вистар»]
- То же: [Фантастический рассказ] / Рис. Виктора Дунько // Техника – молодежи, 2001, №4 – с.44-45
- Властелин Вселенной: [Рассказ] // Сказка о мегаполисе. – М.: Ассоциация Молодых Писателей «Румата», 1994 – с.15-20 – [Под псевдонимом «Вистар»]
- Киска: [Рассказ] // Сошествие по ошибке. – М.: Ассоциация «Румата», 1996 – с.34-41 – [Под псевдонимом «Вистар»]
- Реальность: [Рассказ] // Свой мир. – М.: Ассоциация «Румата», 1996 – с.31-35 – [Под псевдонимом «Вистар»]
- То же: [Фантастический рассказ] / Рис. Виктора Дунько // Техника – молодежи, 2001, №4 – с.46-47
- Свой мир: [Рассказ] // Свой мир. – М.: Ассоциация «Румата», 1996 – с.37-45 – [Под псевдонимом «Вистар»]
- Встреча: [Рассказ] // Порог, 1997, №6 – с.34
- Карусель: [Рассказ] // еженедельник «Добрый день!» (Запорожье), 1999, 11 марта – с.15
- Уникальный шанс Джозефа Домбровски: [Рассказ] // Порог, 1999, №5 – с.85-87
- Золотая рыбка: [Рассказ] // еженедельник «Добрый день!» (Запорожье), 1999, 3 июня – с.17
- Сережа: [Рассказ] // Порог, 1999, №7 – с.69-70
- Затмение: Рассказ // Звездная дорога, 2000, №9 – с.131-135
- Колесо: [Рассказ] // Порог, 2001, №3 – с.90-92
- Возвращение: [Рассказ] // Звездная дорога, 2001, №5 – с.50-54
- Волчица: [Рассказ] // еженедельник «Перекур» (Запорожье), 2002, 10 октября – с.19
- Горбун: [Рассказ] // Просто фантастика, 2004, №8 – с.6
- Совершенно секретно!: [Рассказ] // Просто фантастика, 2005, №6 – с.16
- Каменщик: [Рассказ] / В соавт. с К. Берендеевым; Худ. И. Цыганков // Искатель, 2006, №5 – с.155-176
- Исчезновение Роберта Хэммита: [Рассказ] // Возвращение Ктулху. – СПб.: Азбука-классика, 2008 – с.287-300
- Продавец книг: [Рассказ] // Искатель. Украина, 2012, №6 – с.49-58 – [Рассказ посвящен Кириллу Берендееву]
Публицистика
Творчество автора
- Возьмемся за руки, друзья!: [О членах фэн-клуба газеты: В. Слюсаре, И. Шелеповой, О. Дуденко, Н. Дьяченко, Д. Маслове, П. Левицком] // Просто фантастика, 2004, №1 – с.2
© Виталий Карацупа, 2005-2013
(под редакцией Кирилла Берендеева)
|
|
|