|
|
Кон Сатоши
(12 октября 1963 – 24 августа 2010) |
|
|
|
|
|
Официальный сайт художника
Японский режиссер и создатель комиксов, яркие визуальные композиции которого, наполненные гуманизмом и эмоционально насыщенные, сделали
его довольно известным в своей стране. Основатель Японской ассоциации мультипликаторов в 2007 году.
Родился в г. Куширо на о. Хоккайдо. Некоторое время семья проживала в Саппоро. После окончания средней школы, намереваясь изучать живопись,
в 1982 году поступил в Художественную школу Мусасино (закончил в 1987 году), где в процессе учебы сфера его интересов сместилась на
иллюстрации и создание японских комиксов. Дебют Сатоши Кона – манга «Торико» (Toriko) – состоялся в 1984 году в журнале «Young Magazine».
В журнале он познакомился с Кацухиро Отомо, автором новаторской манги «Акира» (экранизация 1988 года), которая стала классикой жанра во всем
мире, сотрудничая в качестве помощника и ученика, иллюстрируя его мангу «Кошмар квартирного вопроса» (World Apartment Horror, 1991). Вообще,
к комиксам он пристрастился еще в школе, а свои первые (да и последующие) работы создавались под вдохновением фильмов Терри Гиллиама
(Terry Gilliam), фантастических книг американского писателя Филипа Дика (Philip K. Dick) и японского писателя Ясутака Цуцуи, например, адаптация
романа «Паприка», работу над которой Сатоши Кон начал еще в 1993 году.
В 1991-м в качестве аниматора сцен работал с Хироюки Китакубо над созданием своего первого анимэ «Старик Зэт», а в 1995 году – над сценарием
научно-фантастического сериала «Воспоминания». Для японского телевидения им созданы такие анимэ, как мрачный психологический фантастический
триллер «Идеальная грусть» (1997, лауреат фестиваля «FanTasia Film Festival» в том же году), драма «Актриса тысячелетия» (2001), история о трех
бездомных, спасающих ребенка, «Крестные отцы Токио» (2003), детектив о поиске трех устройств для проникновения в сны людей «Паприка» (2006)
и в эпизодах фантастического мультсериала «Агент Паранойи» (2004). Его «Актриса тысячелетия» была приобретена Стивеном Спилбергом
(Steven Spielberg) и его компанией «DreamWorks Entertainment» для распространения этого анимационного фильма в США.
В работах Кона используются как обычные для анимэ фантастические формы (женские персонажи, роботы, футуристические городские пейзажи,
созидающая и разрушающаяся мощь современных технологий), художественные элементы, основанные на традициях современной японской
культуры, социальные и этические проблемы и вера в искупительную силу любви. Метод создания своих фильмов Сатоши Кон описал так:
«Я беру идею и формирую из нее сюжет. Затем мы со сценаристом расширяем сюжет и работаем над созданием дизайна персонажей. Потом
занимаемся раскадровкой. В анимации раскадровка играет крайне важную роль. В полнометражных работах я рисую все части раскадровки и
обозначаю поступки и выражения персонажей. В терминологии добавления действий персонажей, рисовки заднего плана и выбора цветов они
естественно создаются полностью позже. Сразу после того как мы создадим большую часть основных движений и выражений лиц персонажей,
базовую композицию, освещение сцен и привязку по времени, содержание раскадровки становится по сути тем, что появится на экране в конечном
продукте. Затем мы берем наработанные материалы и соединяем их – само собой, в наши дни они компонуются в цифровой форме – чтобы создать
один отрезок. Все отрезки редактируются, затем мы добавляем звук. В Соединенных Штатах принято сначала записывать звук, а затем создавать
рисунок, подгоняя под звук. Но в Японии обычно используется метод последующего озвучивания. Работа завершена после того как мы запишем
законченные цифровые данные на 35-миллиметровую пленку. Тогда приходит время для предварительного просмотра с участием всех сотрудников,
испытывающих одновременно и радость и беспокойство. Каждая стадия работы действительно доставляет удовольствие.
Когда мы размышляем о плане, то уже имеем детальную идею того что хотим создать. Я просто беру основу и превращаю в сюжет... Время
необходимое для кристаллизации сюжета меняется с каждой работой. В простых ситуациях вроде «Однажды в Токио» оно около месяца. С этого
момента необходимо примерно шесть месяцев чтобы создать сценарий и придумать персонажей. После этого мы переходим к раскадровке и
одновременно начинаем фактическое производство. Я бы сказал что все занимает примерно два – два с половиной года от стадии планирования до
завершения».
С 2008 года Сатоши Кон работал над анимационным фильмом о роботах под названием «Машина мечты», но закончить его так и не успел.
Скончался художник 24 августа 2010 года в Токио в возрасте 46 лет. Как сообщили его жена Киоко Коно и представители компании «Madhouse Studios»,
художник скончался от рака поджелудочной железы. Японский художник знал, что ему скоро придется умереть. Не дожидаясь конца, он написал
прощальное письмо, которое его семья опубликовала в Интернете уже после того, как его сердце перестало биться.
Вот проникновенные слова этого письма...
|
|
|
Дурная весть
Как я могу забыть 18 мая этого года. Я получил извещение от лечащего доктора: «У вас диагностирована последняя стадия рака поджелудочной
железы. Он поразил несколько костей. Вам осталось жить полгода». Жена и я читали его вместе. Это была судьба, такая неожиданная и такая
несправедливая, что мы с трудом смогли вынести это.
Раньше я искренне верил, что могу умереть в любой момент, и понимал, что с этим нельзя ничего поделать. Но это известие было слишком
внезапным. Конечно, я подозревал о болезни. Два, три месяца назад я чувствовал сильные боли в спине и ногах. Было тяжело ходить, и я посещал
иглотерапевта и костоправа. Но лучше не становилось, и после обследования в госпитале, стало ясно, сколько мне осталось.
Мне казалось, что смерть встала за моей спиной, а я этого не заметил. И уже ничего нельзя было сделать. Я отказался от химиотерапии и пытался
прожить еще немного благодаря альтернативному лечению. Это было очень на меня похоже. Я никогда не чувствовал, что являюсь частью
большинства. Это же относилось и к лечению. «Надо пытаться жить в соответствии со своими принципами!». Но болезнь продолжала прогрессировать
с каждым днем.
С другой стороны, как член общества, я принимаю как минимум половину его правил. Я плачу налоги. И хотя я далек от образа честного гражданина,
но полностью включен в японское общество. Так, что кроме попыток продлить жизнь правильным, как мне казалось, способом, я начал готовиться к
тому, чтобы «умереть как надо». Хотя, кажется, как надо у меня не получилось. Первое, что я сделал, это основал компанию с помощью друзей,
которая бы занималась моими авторскими правами. Потом я удостоверился, что все мои небольшие накопления перейдут в наследство жене и
написал завещание. Все это помогли мне сделать прекрасные друзья. Потом, когда я заболел пневмонией, а смерть стояла за порогом, я поставил
свою последнюю подпись на завещании.
Теперь я могу умирать!
Побег
Через два дня скорая отвезла меня в госпиталь. Потом еще один раз. Мне пришлось лечь в палату и пройти многочисленные обследования.
Результат был следующим: пневмония, жидкость в легких, и, когда я напрямую спросил доктора, сколько мне осталось, ответ был очень сдержанным
и практичным. В каком-то смысле я даже был за это благодарен. «Вы продержитесь 1 или 2 дня…Даже если вы выкарабкаетесь, все равно умрете к
концу месяца».
Пока я слушал его, мне показалось, что он говорит это, как будто читает прогноз погоды. Ситуация была ужасной. Это было 7-го июля. Точно, самая
безжалостная Танабата в моей жизни. И я решил, что хочу умереть дома. Я попросил близких мне людей помочь выйти из госпиталя и отправиться
домой. Пока жена бегала туда-сюда, чтобы подготовить мой побег, я уверял докторов, что «если я уеду домой хотя бы на полдня, я смогу еще
многое сделать, а это лучше, чем ждать смерти в унылой палате». И я думал: «Может быть смерть – это не так и плохо».
У меня не было никаких причин так думать. Может быть, мне было необходимо так думать. Но удивительным образом это успокоило меня, и я смог
расслабиться. Но мысль о том, что я не хочу умирать здесь, не давала мне покоя. И пока я размышлял об этом, что-то оторвалось от календаря на
стене и стало летать по комнате. «О, боже, строки убегают из календаря, мои галлюцинации не такие уж оригинальные». Я улыбнулся тому, что мои
профессиональные инстинкты не покидали меня даже в такое время. Но в этом момент я был ближе всего к смерти, чем когда-либо. Я чувствовал,
что она совсем близко.
С помощью друзей и жены мне удалось выбраться из госпиталя домой. Надо отметить, что у меня нет никаких претензий или ненависти к сотрудникам
госпитали. Я просто хотел домой, в свой дом. В дом, где я жил. Я был немного удивлен тем, что когда меня заносили в комнату, в качестве бонуса я
испытал ощущение смертного одра, о котором так многое написано. Я смотрел на себя с высоты нескольких метров в широкоугольный объектив со
вспышкой. Кровать казалась огромной, а мое тело, завернутое в простыни, опускалось на центр кровати. Немного жестковато, но я не жалуюсь.
Ожидание
Но, как оказалось, пневмонию мне удалось побороть. «Я сумел не умереть! (смеется)». После всего этого, когда все мои мысли были о смерти, я
думал, что все-таки один раз умер тогда. Даже слово «перерождение» мелькнуло пару раз где-то далеко в голове. Удивительно, что после этого моя
жизненная сила была восстановлена. Я верю всем сердцем, что это произошло благодаря людям, которые помогали мне, и прежде всего моей жене,
друзьям, докторам и медсестрам. Теперь, когда я снова вернулся к жизни, я не мог себе позволить тратить время в пустую. Я сказал себе, что мне
дали дополнительную жизнь, и я потрачу ее бережно.
Я решил избавиться хотя бы от одного безответственного поступка, который принес в этот мир. О раке я рассказал только самым близким людям. Но
не рассказал родителям и тем, с кем работал. Простите меня. Я хотел увидеть очень многих людей перед смертью, хотя бы сказать им «привет».
Семье и родственникам, старым друзьям и одноклассникам, ребятам из колледжа, людям из манги, у которых я выменял столько вдохновения,
людям из мира аниме, с которыми я сидел за одним столом, ходил пить, с кем соревновался, с теми, с кем жил в хорошие и плохие моменты.
Бесконечному числу людей, которых я узнал, пока работал режиссером, людям, которые называют себя моими фанатами, и не только в Японии, но и
по всему миру, друзьям, с которыми познакомился в сети.
Так много людей, которых я хотел бы просто увидеть (хотя много и тех, кого бы не хотел). Но я испугался, что встретив меня, они скажут: «я никогда
его больше не увижу» – и это меня доконает, и я не смогу принять смерть достойно. Чем больше народу хотело меня увидеть, тем тяжелее
становилось мне с ними встречаться. Какая ирония. К тому же нижняя часть моего тела была парализована, и я был прикован к кровати. Мне не
хотелось, чтобы люди видели мое немощное тело. Я хотел, чтобы они запомнили меня полным жизни.
Я бы хотел использовать это письмо, чтобы извиниться перед родственниками, друзьями и коллегами за то, что не рассказывал о раке, за мою
безответственность. Пожалуйста, поймите, что это было эгоистичное желание Сатоши. Я о том, что Сатоши Кон, был «тем самым парнем». Когда я
представляю ваши лица, у меня всплывают только хорошие воспоминания, и я вижу ваши прекрасные улыбки. Всем вам спасибо за отличные
воспоминания. Я любил мир в котором жил. Одна мысль об этом делает меня счастливее. И одна вещь, которую я сейчас думаю о смерти:
«Я только могу сказать, что это очень плохо». Правда.
Dreaming Machine
Тем не менее я все еще жалею о двух вещах. О моих родителях и основателе «Madhouse» Маруйаме. Даже учитывая, что уже довольно поздно и нет
выбора, кроме того как признаться. Я прошу их о прощении. Как только я увидел лицо Маруйамы, когда он пришел навестить меня дома, я не мог
остановить слез от чувства стыда. «Прости меня, что все заканчивается именно так…». Маруйама ничего не сказал и только покачал головой, взяв
меня за руки. Чувство счастья и благодарности за то, что мне повезло работать с этим человеком, снизошло на меня. Это может быть эгоистично,
но я мгновенно почувствовал, что прощен.
Я больше всего жалею о «Dreaming Machine». Я беспокоюсь не только о фильме, но и о съемочной группе, с которой работал. В конце концов, есть
подозрения, что все раскадровки, нарисованные буквально нашей кровью, потом и слезами, никогда никто не увидят. Я сделал все что мог, чтобы
поделиться своим видением. Я прошу прощения у всей группы и хочу, чтобы они поняли одно. Сатоши Кон был «тем парнем», и именно поэтому ему
удалось делать странное аниме, которое немного отличалось от всего остального.
Я не ждал праздно смерти. Даже сейчас своей ослабленной головой я думаю, как сделать, так, чтобы твоя работа жила даже после того, как я уйду.
Но у меня только поверхностные идеи. Когда я сказал Маруйаме о моих беспокойствах по поводу «Dreaming Machine» он сказал: «Не волнуйся. Мы
что-нибудь придумаем, так что не волнуйся». Я рыдал. Рыдал неудержимо.
Даже на моих первых проектах, я был так безответственен с производством и бюджетами. И только Маруйама помогал мне в этом всем разобраться.
В этот раз все точно так же. Я совсем не изменился. «Я сожалею, что мы останемся без твоего таланта. Я хотел бы, чтобы ты оставил его нам».
И если это говорит Маруйама из «Madhouse», то я могу уходить в тот мир с чувством собственного достоинства. Я благодарен Маруйаме, что он дал
мне шанс показать талант миру. Спасибо тебе большое. Сатоши Кан был счастливым аниматором.
Семья
Было так трудно рассказать об этом моим родителям. Я хотел поехать в Саппоро к ним, когда еще мог. Но болезнь прогрессировала так внезапно,
что я сообщил им об этом только из госпиталя, когда думал, что умру. «У меня последняя стадия рака и я скоро умру. Мама и Папа, я был так
счастлив, родиться вашим сыном. Спасибо за все». Потом поборол пневмонию и захотел увидеть родителей. Но это было невероятно тяжело – у
меня не хватило сил. Но я хотел увидеть их лица в последний раз. Я хотел сказать, насколько я благодарен им зато, что они открыли мне дорогу в
этот мир. И они приехали.
Я был счастливым человеком. И я должен извиниться перед женой, родителям и всеми, кого я любил, что я прожил жизнь чуть быстрее, чем они. Это
так непочтительно, умирать прежде своих родителей. Но в последние 10 лет я смог сделать очень многое из того, что хотел: стал режиссером аниме,
достиг поставленных целей и получил несколько хороших рецензий. Я жалею, что мои фильмы не заработали больших денег. Но думаю, что они
получили то, что заслуживали. В эти десять лет я жил интенсивнее многих людей и думаю, что мои родители понимают, что я чувствовал. После
визита Маруйамы и родителей, я почувствовал, что гора упала с моих плеч.
И теперь обращаюсь к своей жене, о которой я беспокоюсь больше всего и которая поддерживала меня до самого конца. С того самого извещения,
мы топили друг друга в слезах. Каждый день был невыносим для нас, физически и духовно. Это нельзя описать словами. Но именно твои слова
помогли мне выжить после всех этих новостей. «Я буду с тобой до самого конца». С этими словами, ты смогла во всем разобраться и помочь своему
мужу. «Моя жена – невероятная!». Ты говоришь, что я не должен говорить этого? Нет. Нет. Ты даже не представляешь, сейчас ты еще лучше, чем
когда-либо. Я, правда, это чувствую. С тех пор как мы поженились, я все время был в «работе, работе», и только во время болезни я смог провести
время дома. Как мне стыдно. Но ты всегда была рядом, ты всегда понимала, что мне надо для самого себя и для работы, верила в мой талант.
Спасибо тебе.
И еще друзья. Мне повезло, лично и по работе встретить двух друзей. Мой друг Т, который был со мной со школы и продюсер Н. Я благодарю вас
обоих от всей души. И всем, кто прочитал это длинное послание – спасибо вам. С сердцем, полным любви ко всему хорошему, что есть в этом мире,
я кладу свою ручку.
А теперь извините меня. Я должен уйти.
Сатоши Кон
|
Фильмография
- 1991 – Старик Зэт (Roujin Z) – режиссер, художник
- 1993 – Приключения Джо-Джо (JoJo's Bizzare Adventure) – сопродюсер пятого эпизода
- 1995 – Воспоминания (Memories) – автор сценария
- 1997 – Идеальная грусть (Perfect Blue) – режиссер, визуальные эффекты
- 2001 – Актриса тысячелетия (Millennium Actress) – режиссер, идея и автор сценария
- 2003 – Крестные отцы Токио (Tokyo Godfathers) – режиссер, идея и автор сценария – [В России переведен под названием «Однажды в Токио»]
- 2004 – Агент паранойи (Paranoia Agent) – автор сюжета нескольких серий / Под псевдонимом Ёшихиро Ванибучи (Yoshihiro Wanibuchi)
- 2006 – Паприка (Paprika) – режиссер, автор сценария
- 2008 – Доброе утро (Good Morning) – режиссер 1-минутного эпизода сериала «Ani*Kuri15»
Награды и звания
- 1997 – премия за лучший азиатский фильм на кинофестивале «Fant-Asia» (Идеальная грусть)
- 1998 – премия «Fantasia Section Award» в категории «лучший анимационный фильм» фестиваля фантастического кино «Fantasporto» (Идеальная грусть)
- 1998 – номинация на премию «International Fantasy Film Award» в категории «лучший анимационный фильм» фестиваля фантастического кино «Fantasporto» (Идеальная грусть)
- 2000 – премия «B-Movie Award» в категории «лучшая анимационная постановка» (Идеальная грусть)
- 2001 – премия за лучший анимационный фильм на кинофестивале «Fant-Asia» (Актриса тысячелетия)
- 2001 – премия «Fantasia Ground-Breaker Award» кинофестиваля «Fant-Asia» (Актриса тысячелетия)
- 2001 – премия «Восточный экспресс» (Orient Express Award) Международного каталонского кинофестиваля в Ситжесе «Sitges – Catalonian International Film Festival» (Актриса тысячелетия)
- 2003 – премия «Ofuji Noburo Award» конкурса кинофильмов «Mainichi» (Актриса тысячелетия)
- 2003 – премия за лучший анимационный художественный фильм Международного каталонского кинофестиваля в Ситжесе «Sitges – Catalonian International Film Festival» (Крестные отцы Токио)
- 2003 – премия «Восточный экспресс» (Orient Express Award) Международного каталонского кинофестиваля в Ситжесе «Sitges – Catalonian International Film Festival» (Крестные отцы Токио)
- 2004 – номинация на премию «Annie Award» в категории «лучшая режиссура в производстве анимационного фильма» (Актриса тысячелетия)
- 2004 – номинация на премию «Annie Award» в категории «лучший сценарий в производстве анимационного фильма» (Актриса тысячелетия)
- 2004 – премия конкурса кинофильмов «Mainichi» в категории «лучший анимационный фильм» (Крестные отцы Токио)
- 2004 – премия зрительских симпатий на кинофестивале «Neuchâtel International Fantasy Film Festival» (Крестные отцы Токио)
- 2004 – премия за лучший азиатский фильм на кинофестивале «Neuchâtel International Fantasy Film Festival» (Крестные отцы Токио)
- 2006 – премия публики на кинофестивале нового кино в Монреале (Montréal Festival of New Cinema) (Паприка)
- 2006 – номинация на приз «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (Паприка)
- 2007 – премия кинофестиваля в Ньюпорт-Бич (Newport Beach Film Festival) в категории «анимация» (Паприка)
- 2007 – премия критиков на фестивале фантастического кино «Fantasporto» (Паприка)
Творчество автора
- Эндрю Осмонд. Сатоши Кон: Фокусник (Satoshi Kon: the Illusionist by Andrew Osmond). – изд. «Stone Bridge Press», 2009. – 96 с. (о) ISBN 978-1-933-33074-7
© Виталий Карацупа, 2010
|
|
|
|