Роман Валерия Гаевского «Полеты над Караби, или Новая крымская метареальность» (2006) не стандартен ни по форме, ни по содержанию. Он состоит из четырех новелл и написан в жанре, который можно отнести к метафизическому реализму.
Поэт и философ, экспериментатор и романтик, В. Гаевский не просто играет мозаикой романных сюжетов. Их смысл – в поисках героями гармонии и в собственных душах, и в мироздании. Они рискуют жизнью, отважно устремляясь в неизведанное запределье, избегая острых бытовых и социальных углов, о которые можно не просто пораниться, из-за этого можно потерять свое «я». И находят это запределье совсем близко. Родной Крым обретает в их глазах не только волшебные, но и ирреальные, фантастические черты. О проблемах этих людей не пишут газеты, не говорят радио и телевидение, они рождаются высоким напряжением духа, невидимо и тихо, порой непонятно и враждебно для обывателя.
Среди героев романа немало узнаваемых лиц, живущих рядом с нами, – тех, кто самозабвенно любит свой неповторимый, такой единственный во всей
вселенной полуостров… Это они становятся персонажами новых крымских мифов. И вот уже современная девушка обретает черты жрицы племени тавров,
двое друзей вовсе не погибают, а перемещаются в мифический Ибарак – древнюю страну, которая находится на месте плато Караби, но в другом
измерении… Чайка прорезает пространство параллельных миров. На холсте художника появляются старинные письмена. Над Караби летают нофирги
(сказочные грифоны)… Мир воображения изменяет и реальность, и людей. С рюкзаком за спиной или в небе на параплане, вырвавшись из скучной
обыденщины, они находят и в себе, и в окружающем нечто, вселяющее надежду на бессмертие… Это не просто сотрудники метеостанции, туристы или
художники, это золотоискатели собственных душ.
: – Караби (с ударением на последней букве) – с тюркского означает «черный паук»