|
|
Ford, John Milo
Форд Джон Майло (10 апреля 1957 – 25 сентября 2006) |
|
|
|
|
|
Американский писатель-фантаст, поэт и дизайнер игр. Родился в городке Восточном Чикаго (штат Индиана),
пригороде мегаполиса Чикаго, через некоторое время семья перебралась в соседний город Уайтинг. В середине
1970-х гг. Дж. Форд учился в Университет штат Индиана – Блумингтон (Indiana University – Bloomington), где стал
активистом местного клуба научной фантастики и Общества творческого анахронизма (Society for Creative Anachronism).
После он переезжает в Нью-Йорк, где помогает основать «Журнал научной фантастики Айзека Азимова»
(Isaac Asimov’s Science Fiction Magazine). Для этого журнала Форд писал поэзию, повести и рассказы, обзоры и
статьи, являясь одним из десяти наиболее публикуемых авторов этого издания вплоть до 1990 года, когда он
переехал в Миннеаполис. Там в середине 90-х он женится на Элизе Мэттисин (Elise Matthesen) и вплоть до самой
смерти занимался литературой и общественными делами, являясь членом организации «Друзья Миннеаполисской
публичной библиотеки» (Friends of the Minneapolis Public Library).
Среди друзей по ролевым играм он был известен также под именем: Майлс Атертон де Грей, поначалу геральд
Нереальный графства Минидд Сирин, а затем барон Нортшильд из Нордскогена (Miles Atherton de Grey, once the first
herald of the Midrealm's Shire of Mynydd Seren, and lately of Northshield's Barony of Nordskogen).
В литературу же Джон М. Форд вошел рассказами для детей, изданными под псевдонимами, затем в 1975 году
дебютировал как поэт. Первая фантастическая публикация состоялась в 1976 году – рассказ «Это мы тоже уладим»
(This, Too, We Reconcile). В 1979-81 гг. издал цикл повестей рассказов о корпорации «Alternities»; первый изданный
роман «Сеть Ангелов» (1980) о вселенной, организованной с помощью обширной компьютерной сети, можно назвать
предтечей такого направления как «киберпанк». Через два года выходит второй роман «Принцы неба», написанный в
традиционной манере «космической оперы»,. Но его третья книга – роман «Ожидание дракона» (1983) – несмотря на
такое красноречивое название и изображенного на обложке одного из изданий дракона, на самом деле является
произведением, написанным в жанре альтернативной истории, где к тому же есть и великосветские вампиры и
волшебники. Действие книги происходит в годы правления короля Эдварда IV, но в мире, где средневековой Европе
угрожает Византийская империя. Герои романа не только пытаются противостоять готовящейся экспансии Византии,
но и поставить на трон Англии Ричарда, Герцог Глостера, который становится великим королем Ричардом III.
Этот псевдоисторический роман принес автору не только признание, но и престижную «Всемирная премия фэнтези»
(1984).
В остальных его романах мы также видим разнообразие сюжетов: в «Растущей вверх тяжести» (1993) действие
происходит на Луне времен ее массовой колонизации, а в «Прошлом горячем времени» (2000) сюжет течет в Чикаго
ближайшего будущего, в котором человеческие достижения в технологиях были разрушены бессмертными эльфами,
возвратившимися на Землю после своей ссылки в параллельной Вселенной и, таким образом, этот город стал
буфером между миром эльфов и миром людей.
В отличие от многих современных авторов, которые разрабатывают один мир и издают большие сериалы, Джон Форд
всегда удивлял читателей разнообразием миров и стилей, но и он не все-таки обходил вниманием циклы. Вот и его
первый сборник «Бросок удачи» (Casting Fortune, 1989) как раз и состоял из двух повестей, а также короткого романа,
входящих в большой межавторский цикл о волшебном мире «Liavek», для которого Форд написал несколько повестей,
рассказов и стихотворений. Также писатель «отметился» в самом крупном межавторском сериале «Звездный путь»,
написав для него два романа и книгу-игру для детей. Кроме этого Форд, являясь фанатом этого культового
телесериала, издал так называемое клингонское руководство для компьютерной стратегии «Star Trek», а также
множество статей, публиковавшихся в журналах «Autoduel Quarterly», «Pyramid», «Roleplayer» и «Journal of the
Travellers' Aid Society».
Джон М. Форд с раннего детства страдал тяжелой формой диабета и последние годы нуждался в регулярных
диализах, да к тому же в 2000 году пережил пересадку почки. По его собственным словам, он не надеялся дожить и
до 40 лет, и каждый год после этого срока он принимал как дар. Скончался писатель в собственном доме в
Миннеаполисе в возрасте 49 лет.
Произведения автора
Награды и звания
- 1980 – номинация на премию Брэма Стокера за рассказ «Чем выше, тем ниже»
- 1984 – Всемирная премия фэнтези за роман «Ожидание дракона»
- 1985 – премия за ролевые игры «Origins» за книгу «The Yellow Clearance Black Box Blues»
- 1988 – номинация на премию «Небьюла» за повесть «Структура фуги»
- 1989 – Всемирная премия фэнтези за поэму «Зимнее солнцестояние, остановка «Камелот»
- 1989 – премия «Рислинг» в категории «длинное стихотворение» за стихотворение «Зимнее солнцестояние, остановка «Камелот»
- 1990 – номинация на премию «Рислинг» в категории «длинное стихотворение» за стихотворение «Праздник в парке»
- 1991 – премия за ролевые игры «Origins» за книгу «ГУРПС: Путешествие во времени»
- 1991 – номинация на премию «Рислинг» в категории «длинное стихотворение» за стихотворения «Базарный день: Баллада» и «Космология: руководство пользователя»
- 1994 – вторая премия Филипа К. Дика за роман «Растущая вверх тяжесть»
- 1995 – номинация на премию «Рислинг» в категории «длинное стихотворение» за стихотворение «Троя: Кинофильм»
- 1996 – номинация на премию Теодора Старджона за повесть «Стереть / Записать / Проиграть»
- 1997 – номинация на премию «Небьюла» за повесть «Стереть / Записать / Проиграть»
- 1998 – премия «Minnesota Book Award» в категории «фэнтези и научная фантастика» за сборник «От окончания двадцатого века»
- 2005 – номинация на Всемирную премию фэнтези за сборник «Горячий сплав» и другие рассказы»
- 2005 – премия за ролевые игры «Origins» за книгу «ГУРПС: Бесконечные миры»
Публицистика
- Лица фэнтези: Джон М. Форд [John M. Ford] / Пер. Алексея Лисогора // Развитие личности Development of personality (Москва), 2006, №2 – с.
Творчество автора
© Виталий Карацупа, 2006
|
|
|
|