Роман Сергея Булыги «Последний Жигимонт». Много воды утекло в Крае со времени событий, описанных в «Чужой короне». Исчезнувшую янтарную корону заменила выкованная из железа, вместо Великих князей страной правят Крайские короли. Но и эта эпоха подходит к концу – и вот уже последний король бродит по Краю, не даваясь в руки властям, объявившим его самозванцем, и длится это уже не один век (тут уж, понятно, без Цмока не обошлось).

Сходство с первым романом бросается в глаза. И тут и там в центре – история последнего правителя Края и символа его власти – короны. И тут и там среди рассказчиков встречаем поветового судью (Галигор Стремка – Героним Маковка), вожака мятежных хлопов (Демьян Один-за-Всех – братка Цэп). Но это скорее внешнее сходство. «Чужая корона» действительно читается как историческая хроника, местами славная, местами трагическая, в которой прослеживается история Края от его первого Великого князя до последнего. Впрочем, истинным правителем Края был и остаётся волшебный Цмок. В «Жигимонте» больше сказочного, больше фантазии, больше авторской иронии. Да и с героями этого романа автор обходится, пожалуй, помягче чем в первом романе цикла.

Первые две главы романа публиковались уже ранее как рассказы. Мне кажется, тому, кто их прочитал, вряд ли пришло бы в голову что это фрагменты одной и той же книги. Первая – суровая история о рыцарском долге и чести, верности и самопожертвовании. Вторая – сказочная байка о ведьмином сыне – настраивает совсем на другой лад. Казалось бы – совершенно разного плана тексты. А вот поди ж ты. Все эти разнородные истории – адьютанта последнего короля и ведьминого сына, поветового судьи и студента Глебского университета, беглого стрельца и Великого крайского каштеляна, хлопа-бунтовщика и чужинского ювелира – автор умело связывает в одно полотно, где всё стоит на своём месте. Ключевым моментом для большинства героев книги, поворотным событием в их жизни становится встреча с последним королём, а сам Жигимонт, вроде бы и не прикладывая к тому никаких усилий, словно лакмусовая бумага, помогает проявить им свои истинные качества, зачастую скрытые в повседневной жизни.


© Papyrus (Александр Михайлович)

НАВЕРХ