Архив фантастики
День Независимости




«Украина беременна радикальными изменениями...»,
а для успешных родов необходима бригада снайперов...
Роман Петра Масляка «День Независимости» (День Незалежності, 2010) читать интересно. Интересно с нескольких позиций. Во-первых, перед нами фантастическая книга, в сюжете которой присутствуют перемещения во времени. Во-вторых, читатель окунается в детективный водоворот событий, цель которых довольно значима – убийство президента Украины. И, в-третьих, роман написан легко, в нем соблюдено равновесие диалогов и описательных абзацев, отсутствуют длинноты, нет досадных исторических и событийных ляпов.
Эту книгу стоит прочесть. Хотя бы для того, чтобы иметь представление о том... как можно испортить неплохой и читабельный сюжет толикой националистических идей. Вот уж воистину – ложка дёгтя на бочку мёда!..
События в книге разворачиваются в столице Украины – большом мегаполисе Киеве, который автор любит, знает и ценит. Это можно почувствовать в описании улиц, домов, обычных городских пейзажей и главной водной магистрали Украины – Днепра, в водах которого и начинается сюжет «Дня Независимости». Убийство влиятельного украинского олигарха Бенгалурова, совершенное ранним утром 24 августа 20... года, оказалось последним звеном в долгой цепи политической борьбы и тайного противостояния криминальных структур за власть в Украине. Тут надо немного объясниться: из книги мы понимаем, что действие происходит в наши дни, но как-бы в параллельном измерении, т.к. в описываемой стране глава государства получил свой пост после давней трагедии – убийства предыдущего президента Украины. И схема убийства высшего главы государства практически идентична убийству президента США Джона Кеннеди – во время торжественной церемонии в него стреляет киллер из окна высокого дома.
Далее мы узнаем о человеке, который совершил это злодеяние и о человеке, который ему противостоял, но проиграл. Высокопрофессиональный наемник по имени Хосе Рамирес – воспитанник южноамериканской украинской диаспоры из Монтевидео – был лучшим в мире наемным убийцей. Но он мог бы и не совершить свой заказ, если бы не досадная ошибка другого высококлассного снайпера – украинца Андрея Ороса. Последний практически «вычислил» местонахождение Рамиреса в момент совершения убийства президента, но т.к. у того был помощник, стрелявший из другого окна, Орест выстрелил именно в помощника, приняв того за Рамиреса. В итоге Андрей не смог справиться со своими душевными муками, ушел из органов, перебрался под Киев в небольшое село, где ведет спокойную пасторальную жизнь с женой и любимицей-дочкой, разводя высокопродуктивных коз. Но спустя какое-то время его находят люди Бенгалурова и с помощью шантажа заставляют согласиться на выполнение заказа олигарха – убийство действующего президента Украины, который взял курс на наведение порядка в стране.
Роман автором поделен на несколько больших частей, каждая из которых окунает читателя в отдельные сюжетные линии книги, заплетающиеся в клубок и продолжающие общую канву произведения. Вот в одной из таких глав мы и узнаем, что ровно десять лет назад в строго секретном львовском научном центре прямо из лаборатории исчезает молодой гениальный ученый Орест Хома, работавший над какой-то таинственной разработкой. А теперь, в наше время Орест появляется на улицах Киева, где (случайно) знакомится с красивой девушкой Марьяной, оказавшейся, в свою очередь, дочкой того самого снайпера Андрея Ороса. Отношения Хомы и Марьяны постепенно переходит в большую и чистую любовь, и даже Андрей довольно быстро принимает скромного и умного Хому, как явного кандидата на руку своей любимой дочки. А когда вышеупомянутый олигарх заставляет бывшего снайпера принять заказ на убийство президента Украины, Хома Орест убеждает его, что сможет помочь избежать неизбежного.
Как мы уже догадались, Орест разработал методику перемещения во времени и с ее помощью «унёсся» из львовской лаборатории в город Киев на десять лет вперед. Теперь же он уверил своего будущего тестя, что отправит того в прошлое в момент покушения на президента, так что у Андрея Ороса теперь будет шанс всё исправить, выстрелить в нужном направлении, и предотвратить убийство главы государства.
* * *
На этом я закончу пересказ сюжета произведения, оставив читателю пространство для мысленного маневра. А хотелось бы и дальше рассказать, хотя бы потому, что финал романа кардинально отличается от всего вышеизложенного, и потому, что не многим удастся прочитать эту книгу – тираж в одну тысячу экземпляров невероятно мал для читающего населения нашей страны.
Но мне хотелось бы сосредоточиться на той ложке дёгтя, о которой я говорил выше. Я не думаю, что автор замыслил и создал эту книгу с единственной целью – пропаганду своих идей, в которых он видит Украину свободной и независимой страной, ориентированной исключительно на Запад. Ведь детективный сюжет явственно преобладает над политической подоплекой романа. Но автор считает украинцев именно той силой, которая сможет создать... Мировое украинское государство! И видимо именно для этого пришлось ему «сделать» Рамиреса потомком украинцев, холодный ум которого, во время планирования очередного заказного убийства, оказывается, еще и задумывался над довольно глобальными политическими проблемами.
«Он додумался до абсолютно простой и даже элементарной идеи. Речь шла, не больше не меньше, как о создании Мирового украинского корпоративного государства. Оно должно состоять из государства Украины и украинской диаспоры со всеми ее ресурсами, перво-наперво, интеллектуальными и информационными. «Тут и выдумывать не надо, – размышлял Рамирес, – эта корпоративное государство будет организовано наподобие наибольших международных экономических корпораций, например «Кока-Колы» или «Дженерал Моторс». Ведь реальную конкуренцию глобальным транснациональным корпорациям смогут составить только такие же глобальные национальные государства-корпорации. Украинская нация уже сейчас есть глобализованной. Сегодня нет в мире государства, где-бы не было украинской диаспоры. А в таких странах, как Польша и Россия, особы украинского происхождения даже могут реально воздействовать на государственную политику. Им просто нужно напомнить об их положении и моральные обязанности перед своей родиной».
Вот как, оказывается, просто. Нужно лишь напомнить некоторым людям об их украинских корнях. И всё. Славься Украина на просторах Польши, России и других стран. Автор – ученый, педагог, доктор географических наук, профессор, академик Академии наук высшего образования Украины – в предисловии пишет: «Украина беременна радикальными изменениями. Еще немного – и тут родится новая Система. Это случится благодаря надусилиям сынов и дочерей Украины всего мира»
* * *
Меня поражает детская наивность и идейная подоплека, изложенная в этой книге. Созданием мировых правительств, Великих государств и могучих всемирных наций, мне казалось, литература «переболела» еще полстолетия назад и эта тема завершилась в 1951 году с уходом из жизни талантливого украинского писателя и общественного деятеля Владимира Винниченко, который во многих своих произведениях высказывал подобные политические воззрения и конструировал такие социальные утопии, как «Новый завет» (1931), «Вечный императив» (1936), «Лепрозорий» (1938) или «Слово за тобой, Сталин!» (1950).
Автор же «Дня Независимости» в романе идею единого государства пропагандирует не так активно, но, тем не менее, весьма своеобразно. Хосе Рамирес (в детстве звавшийся просто Хосе Ткачуком) – наемный убийца, временами декламирующий украинские стихи, вычитанные из газеты «Литературная Украина», не просто мечтает о Мировом украинском корпоративном государстве, но предлагает для этого некоторые пути осуществления задуманного: «Рамирес решил сформировать из украинской диаспоры разных стран целую бригаду снайперов. Пребывая в Украине, он уже понял, что без внутреннего ее очищения не может быть и речи о каком-либо продвижении и развитии украинской нации. Хосе уже давно перерос исполнительные функции и дозрел до организационных и даже идеологических».
Благо, что автор не развивает эту тему и, в конце концов, руками и зорким глазом украинского снайпера, который предпочитает винтовку только украинского производства (винтовка сделана в Виннице, прицел – в Киеве), уничтожает киллера и его мечту о бригаде украинских снайперов.
Тут автор явно сделал ошибку – еще одно-два перемещения героев во времени и пространстве могли бы дать пищу для продолжения этого романа, развить некоторые оборванные сюжетные линии и закрепить в украинской литературе новый жанр, который сам автор назвал не иначе как «гиперреалистической фантастикой».

© Виталий Карацупа, 2010