«Она вспомнила, что сидела за компьютером, заканчивая еще один день работы над своим пятым романом. Работа шла хорошо, и ей это нравилось. В течение нескольких часов она записывала свою новую историю на бумагу в том сладком безумии творчества, ради которого жила. Наконец она остановилась, выключила компьютер и поняла, что чувствует себя скованно. У нее болела спина. Она хотела есть и пить, а было уже почти пять утра. Она работала всю ночь. Бодрящаяся, несмотря на различные боли, она встала и пошла на кухню, чтобы найти что-нибудь поесть. А потом она оказалась здесь, растерянная и напуганная. Уют ее маленького, беспорядочного дома исчез, и она стояла перед этой удивительной фигурой, которая сразу убедила её в том, что перед ней Бог – ну или кто-то настолько могущественный, что он также мог бы быть Богом».

В попытке создать идеальный мир всемогущий Бог в рассказе Октавии Батлер «Книга Марты» (The Book of Martha, 2003) предлагает земной женщине, писательнице по имени Марта Бес, возможность помочь людям сделаться добрее и менее разрушительными. Боясь совершить ошибку и обижаясь на Бога за то, каким он сам создал мир людей, Марта, в конце концов, начинает придумывать способы, которыми (как она полагает) может помочь человечеству. Бог отвергает некоторые из ее ранних идей, объясняя непредвиденные ею последствия, но в конечном итоге Марта решает каждую ночь дарить людям яркие, похожие на жизнь сны, чтобы те ощущали свою жизнь более яркой и полноценной. Но везде есть обратная сторона и Марта, как писательница, понимает, что люди будут всё меньше и меньше читать книги ради удовольствия, поскольку они будут искать удовольствия только в созданных ею же снах. И все же она готова рискнуть своей карьерой и жизнью, которую до этого посвящала, сочиняя романы, для того, чтобы у каждого в этом мире была какая-то фантазия, которая сделала бы человека лучше.


© Виталий Карацупа, 2024

НАВЕРХ