• Лорис Джеймс Батлер (Laurice James Butler) – отец (09.05.1910 – 16.02.1951)
  • Октавия Маргарет (Гай) Батлер (Octavia Margaret (Guy) Butler) – мать (05.06.1914 – 18.11.1996)

Американская писательница, самая известная автор фантастического жанра афро-американской расы. Она стала первой чернокожей женщиной, автором фантастики, приобретшей мировую известность.

Её назвали в честь двух самых важных людей в ее жизни: матери Октавии Маргарет Гай и бабушки Эстеллы. Бабушка была удивительной женщиной. Вырастила семерых детей на плантации в Луизиане, измельчая сахарный тростник, кипятя белье в горячих котлах, готовя и убирая не только для своей семьи, но и для белой семьи, владевшей этой землей. Школы для чернокожих детей там не было, но Эстелла смогла научить Октавию Маргарет читать и писать. Жизнь её была не так уж далека от рабства – с той лишь разницей, что она много работала и накопила достаточно денег, чтобы переселить всю семью на запад во время Великой миграции, в Пасадену (штат Калифорния), в начале 1920-х годов.

В этом пригороде Лос-Анджелеса недалеко от Голливуда и родилась Октавия Батлер. После пяти неудачных (за 16 лет!) беременностей ее матери она оказалась долгожданным и единственным ребенком в семье. Отец девочки работал чистильщиком обуви, как и многие чернокожие мужчины участвовал во Второй мировой войне, но умер вскоре после рождения дочурки, так что матери пришлось таскать её с собой повсюду, даже на работу. Из-за болезненной застенчивости и развившейся дислексии (медицинский термин, означающий «неспособность к чтению»), девочка очень плохо училась в средней школе (John Muir High School). И, несмотря на свой статус «гадкого утенка» и отстраненность от сверстников, она любила ходить в библиотеку и даже смогла прочитать столько книг, сколько смогла осилить.

Затем Октавия продолжила обучение в Пасаденском колледже (Pasadena City College, 1965-1968). В течение этого времени она работала днем, а на вечерних занятиях изучала литературу. После поступила в Университет штата Калифорния (California State University), параллельно посещая курсы Калифорнийского университета (University of California). Но университет она так и не закончила, «переключившись» на обучения в семинарах. В 1969-70 гг. Батлер занималась в рамках «Программы открытых дверей Гильдии американских сценаристов Запада» (Open Door Program of the Screen Writers' Guild of America, West). А летом 1970 года под патронатом Харлана Эллисона (Harlan Ellison) начала посещать знаменитый 6-недельный «Кларионский семинар» (Clarion Science Fiction and Fantasy Writers Workshop) в г. Кларион (штат Пенсильвания). После этого полностью переключилась на литературное творчество.

Долгое время жила в Лос-Анджелесе (штат Калифорния). В восьмидесятых годах была приглашена в СССР в составе делегации американских авторов. В ноябре 1999 году после смерти матери от инсульта на деньги полученного ею в 1995 году гранта от Макартуровского общества (MacArthur Fellowship), покупает себе дом в Лейк-Форест-парке к северу от Сиэтла, из которого выезжала только чтобы читать лекции о писательстве и литературе. Дом был построен в стиле ранчо с тремя спальнями, аккуратно подстриженной живой изгородью спереди и высокими кипарисами сзади. Одну из спален она превратила в библиотеку, заполненную книгами от стены до стены, а другую – в кабинет, где она писала.

Ведя в основном затворнический образ жизни, Батлер являлась частым гостем «Кларионского семинара», состояла членом женского общества «Delta Sigma Theta Sorority», а также консультантом в правлении «Музея научной фантастики и Зала славы (Science Fiction Museum and Hall of Fame) в Сиэтле.

Характеризуя себя саму, в 1995 году она писала: «Я 48-летний писатель, который помнит, что был 10-летним писателем и надеется, что когда-нибудь станет 80-летним писателем. Я также комфортно асоциальна – отшельница в центре Лос-Анджелеса – пессимистка, феминистка, чернокожая, бывшая баптистка, смесь масла и воды из амбиций, лени, ненадежности, уверенности и побуждений». А после получения в 2000 году премии ПЕН-клуба за заслуги перед жанром в одном из интервью она заявила: «Внезапно люди, которые не обращали никакого внимания на мою работу, начали обращать внимание на меня». И после этого в своем дневнике изменила свою давнюю цель собрать капитал в 100 000 долларов (которую уже давно выполнила) на 1 миллион.

* * *

В 1957 году она зашла в книжный магазин с пятью долларами. Спросила продавца, разрешено ли ей находиться в магазине, так как мать учила ее, что чернокожим во многих общественных местах того времени не совсем рады. Продавец заверил ее, что ей нечего стесняться, и тогда она купила две книги на свои первые деньги. Первая была о различных породах лошадей, а вторая – научно-популярный сборник о планетах и Солнечной системе. Будучи тихим и застенчивым ребенком, почти не имея друзей, она постоянно о чем-то мечтала и, чтобы не скучать, придумывала различные истории. Вот и свой первый рассказ «Серебряная звезда» (Silver Star) о семействе волшебных коней, она написала уже в десятилетнем возрасте, после прочтения купленных книг.

Тогда же Октавия упросила мать купить ей пишущую машинку «Ремингтон». Другие члены семьи не одобряли покупку матерью для ребенка такой дорогой техники. Но Октавия пользовалась этой пишущей машинкой почти каждый день, хотя печатать пока еще толком не умела. Через год в своем детском творчестве она переключилась на любовные и романтические истории. Научной же фантастикой Батлер увлеклась в 12 лет после просмотра дешевого кинофильма «Дьявольская девочка с Марса» (Devil Girl from Mars, 1954), где красавица-марсианка в компании с личным роботом прибывает на Землю и объявляет, что его сородичи на грани вымирания, так что для сохранения вида им необходимы многие колонисты с Земли. Но жители нашей планеты вовсе не желали покидать родину. Сюжет кинокартины был примитивный, и юная Октавия решила, что может написать гораздо лучшую историю, чем эта.

Покупая подержанные выпуски дешевых фантастических журналов в продуктовом магазине, она следовала канонам американских авторов и писала рассказы о марсианах и телепатах. Учителя в школе начали замечать ее талант рассказчика, но советовали быть более приземленной. Один из них написал об одном таком сочинении: «Это весьма трогательная аллегория. Но зачем включать в него элементы научной фантастики? Я думаю, что история была бы более интересной, если бы вы придерживались человеческого, земного происхождения». Девочка росла долговязой и далёкой от канонов красоты (в 15 лет ее рост составлял 180 см.), что вкупе к ее низкому социальному положению, привело к тому, что большинство своего времени Батлер проводила в местной общественной библиотеке, писала рассказы, а затем начала посылать издателям рукописи своих произведений.

Первая публикация – рассказ «Пересечение» (Crossover, 1971), опубликованный в первой Кларионской антологии. Ее второй рассказ «Искатель детей» (Child Finder) о чернокожей женщине Барбаре, обладающей способностью находить детей со скрытыми экстрасенсорными способностями и воспитывать их, был куплен Харланом Эллисоном для своей антологии «Последние опасные видения» (The Last Dangerous Visions), которая, впрочем, так никогда и не увидела свет. Поначалу занятия литературой не приносили успеха, так что в течение последующих пяти лет эти два рассказа были единственными, купленными у нее произведениями. Но, несмотря на недовольство родни и увещевания друзей найти себе приличную работу, она продолжала писать. Октавия переехала в Лос-Анджелес, зарабатывая 200 долларов в месяц в агентстве по временному трудоустройству «синих воротничков», которое втайне называла «Невольничьим рынком». По субботам складывала в портфель черновик своего романа «Психогенез» (Psychogenesis) и шла в библиотеку читать и искать информацию. Но однажды она потеряла портфель с черновиком будущей книги в универмаге, поэтому с этого момента всегда делала резервную копию своей работы.

Она начала писать новый роман, действие которого развивалась в том же мире, что и действие утерянного произведения. И в декабре 1975 года она продала издательству «Doubleday» свою первую книгу. Этот роман под названием «Хозяйка матрицы» (Patternmaster), над которым она работала в течение двух лет, вышел в июле 1976 года. Он положил начало серии книг об обществе экстрасенсов, образованном бессмертной «нематериальной» Доро. Это существо меняет тела на протяжении нескольких тысячелетий, плетет свою телепатическую сеть, объединяющую людей разных стран и социальных уровней, и в итоге создает империю-утопию.

В 1979 году выходит самая известная и, как считается, лучшая книга О. Батлер – роман «Родня», рассказывающий о чернокожей современнице, совершающей путешествие во времени ради спасения белого человека. Воочию зная те неуважение, которое переносила ее мать, пока не поставила дочь на ноги, роман был написан после легкомысленных замечаний ее друга о прошлом чернокожего населения Америки. Героиня попадает из 1976 года в южные штаты прошлого века, где ей на собственном опыте приходиться испытать, что значит быть рабыней. Интересно, что эта книга несколько раз отклонялась различными издательствами, но уже спустя некоторое время после выхода, вошел в программы многих учебных заведений США. А в 2004 году вышло юбилейное 25-е издание романа.

Следующий большой цикл писательницы, трилогия «Ксеногенез», рассказывает о выживших в глобальной катастрофе, которых спасают инопланетяне, чья раса представляет собой природных «ксенофилоов». Они не только симпатизируют к спасенным, но и желают «породниться» с ними. Для землян искусственно создано некое подобие амазонских джунглей, где маленькой колонии предстоит адаптироваться не только к новому существованию, но и к новому – «нечеловеческому» – будущему. Движение «Сопротивления» в среде переселенцев не в состоянии остановить процесс «перемешивания рас». У героини Лилит Льяпо рождается первенец по имени Акин – на вид землянин, но это только до поры до времени.

Эту трилогию она продала «Warner Books» в рамках сделки на три книги в 1985 году. Контракт составлял 75 000 долларов, разделенный между подачей каждой части. Это был самый большой ее гонорар за всю жизнь. Октавия часть денег отправила матери, а затем купила себе билет на самолет в Перу, и путешествие в эту страну должно было дать ей вдохновение и материал для будущих книг. Примечательно, что лишь пять рассказов и коротких повестей опубликовала писательница в течение своей карьеры. Они составили небольшой сборник «Дитя крови» и другие истории» (1995). А после смерти были изданы еще четыре ей произведения малой формы и в 2006 году один из первых рассказов «Искатель детей».

После «Ксеногенеза» она задумала написать антиутопическую трилогию о Притчах, но в итоге издала только две книги из нее: «Притча о сеятеле» (1994) и «Притча о талантах» (1998). В первом романе действие происходит через год после рухнувшей империи под названием США – в 2025 году. Оставшиеся большие города окружены огромными заборами, между которыми процветает бедность, наркомания и преступность. Речь в произведении идет о чернокожей 18-летней девушке Лорен Оламина, которая после гибели ее семьи в Лос-Анджелесе, отправляется на север страны, чтобы создать новую религию «Потомство Земли». Действие второй книги начинается уже в 2032 году: в центре сюжета дочь Лорен, юная Ларкин, которая растет на Североамериканском континенте, измученного войной и религиозным консерватизмом. Она становится участником общественной компании и в конце концов президентом нового государства.

Вторая книга серии – «Притча о талантах» – была названа одним из лучших романов в списке журнала «Паблишерс Уикли» за 1998 год. Его действие разворачивается на фоне продолжающего развала США. Созданная община была найдена религиозными фанатиками, устроившие здесь зверские злодеяния. Третий роман под условным названием «Притча об обманщике» (Parable of the Trickster), так и не состоялся. Его сюжет должен был проследить возрождение и выживание сообщества в новом мире. А ведь у неё был амбициозный план еще четырех романов – «Обманщик» (Trickster), «Учитель» (Teacher), «Хаос» (Chaos), «Глина» (Clay), действие которых происходит на других планетах. Она написала десятки фрагментов, в которых исследовала различные недуги, которыми планета может поражать новоприбывших колонистов: слепоту, галлюцинации, различные телесные болезни и даже смертельную тоску по дому.

В последние годы писательница страдала высоким давлением крови и сердечными приступами, так что даже не могла долго передвигаться без передышки. Последний десяток лет она потратила много денег на лечение болезни, но ее охватывала все большая апатия и сонливость, так что ее последняя книга – роман «Неоперившийся юнец» (2005) – вышла через семь лет «литературного затишья». Героиня книги Шори Мэтьюз, молодая чернокожая девушка, страдающая припадками амнезии, которая в итоге делает шокирующее ее открытие: она на самом деле является 53-летним вампиром! К тому же она обладает генетически измененной структурой, позволяющей ей спокойно переживать дневной свет.

Никогда так и не вышедшая замуж, называя саму себя «счастливым отшельником» и признавая себя неловкой феминисткой и необщительной пессимисткой, она долгие годы боролась с бедностью (поначалу ее доход от писательства составлял всего 5 000 долларов в год), застенчивостью и неуверенностью в себя. К тому же, как вспоминает ее очень хороший друг Харлан Эллисон, Октавия в молодости, когда смеялась, всегда закрывала свой рот руками, очень стесняясь своих кривых зубов. Другой ее друг писатель-фантаст Стивен Барнс (Steven Barnes) указывал на ее необыкновенно мощный интеллект в сочетании с самым махровым черным юмором. Мисс Батлер к тому же не имела водительских прав, что в такой стране как Америке имеет место быть исключением. А немногочисленные поездки по городу ей обеспечивала близкая подруга.

Болезнь все больше и больше давала о себе знать. «Я не функционирую, – писала она в 2004 году. – Я много сижу и дремлю. Я знаю, что плохо соображаю и уж точно плохо дышу». И во время одного из припадков высокого давления она находилась недалеко от дома в пригороде Сиэттла Лэйк-Форест-Парк (Lake Forest Park), упала и ударилась головой о мощеную дорожку, и вечером 24 февраля 2006 года скончалась в больнице «Northwest Hospital». Октавия Батлер была похоронена в городе ее детства в Пасадене, на старинном историческом кладбище. А спустя месяц с помощью организации SFWA (Science Fiction and Fantasy Writers of America) и Общества Карла Брэнджона (The Carl Brandon Society) был основан Фонд стипендии памяти Октавии Батлер (Octavia E. Butler Memorial Scholarship Fund), призванный помочь в посещении известного Кларионского семинара молодых писателей-фантастов, начинающих авторов цветной расы.

После смерти писательницы её творчество приобретало всё большую популярность, поскольку проблемы, которые она затрагивает в своих афрофутуристических, феминистских романах, стали более актуальными. С 2004 года, когда поставщик данных для книгоиздательской отрасли «BookScan», который собирает данные о торговых точках продажи книг в США, Великобритании, Ирландии, Австралии и многих других странах, начал отслеживать данные, оказалось что было продано более 1,5 миллионов экземпляров книг Октавии Батлер. Стипендия Кларион, ее бывшая средняя школа в Пасадене и лаборатория-студия в Публичной библиотеке Лос-Анджелеса теперь носят ее имя. 11 апреля 2018 года в честь Батлер названа гора на Хароне, спутнике Плутона, а в 2021 году НАСА назвало место посадки марсохода «Perseverance» местом посадки Октавии Э. Батлер.

Согласно завещанию она все свои бумаги оставила библиотеке Хантингтона (Huntington Library). Писательница была очень скрупулезна, сохраняя каждый журнал, блокнот, клочок бумаги, конверт, контракт (официальный и личный), открытку, письма читателей, фотографии, вырезки из прессы, дневник, ежедневник и черновики. Она сохраняла полученную корреспонденцию и делала копии отправленных писем – на всякий случай. В общей сложности архив Октавии Э. Батлер содержит 9062 произведения, хранящихся в 386 коробках, одном томе, двух переплетах и 18 разворотах. Она сохранила всё, кроме бланков отказа, которые выбросила в приступе отчаяния, когда была юной.

  • 1980 – премия «Creative Arts Award» от лос-анджелесской благотворительной организации «Young Women's Christian Association (YWCA)»
  • 1980 – номинация на премию журнала «Локус-80» за роман «Родня»
  • 1981 – номинация на премию журнала «Локус-81» за роман «Дикое семя»
  • 1984 – премия «Хьюго-84» за рассказ «Звуки речи»
  • 1985 – премия «Небьюла-84» за короткую повесть «Дитя крови»
  • 1985 – премия «1985 SF Chronicle» за короткую повесть «Дитя крови»
  • 1985 – номинация на премию журнала «Локус-85» за роман «Клэев ковчег»
  • 1985 – премия «Хьюго-85» за короткую повесть «Дитя крови»
  • 1985 – премия журнала «Локус-85» за короткую повесть «Дитя крови»
  • 1988 – номинация на премию «Небьюла-87» за короткую повесть «Вечер, и утро, и ночь»
  • 1988 – премия «1988 SF Chronicle» за короткую повесть «Вечер, и утро, и ночь»
  • 1988 – номинация на премию журнала «Локус-88» за роман «Рассвет»
  • 1989 – номинация на премию «Дитмар» (Австралия) за роман «Рассвет»
  • 1989 – номинация на премию журнала «Локус-89» за роман «Ритуал посвящения»
  • 1990 – номинация на премию журнала «Локус-90» за роман «Имаго»
  • 1995 – премия Джеймса Типтри-мл. в категории «классическое произведение» за роман «Дикое семя»
  • 1995 – номинация на премию «Небьюла-94» за роман «Притча о сеятеле»
  • 1995 – премия в размере 295 000 долларов от Макартуровского общества (MacArthur Foundation), известная также как «грант гению» (genius grant).
  • 1995 – номинация на премию журнала «Локус-95» за роман «Притча о сеятеле»
  • 1996 – номинация на премию журнала «Локус-96» за сборник «Дитя крови» и другие истории»
  • 1998 – номинация на премию Джеймса Типтри-мл. за роман «Притча о талантах»
  • 1999 – номинация на премию журнала «Локус-99» за роман «Притча о талантах»
  • 2000 – премия «Небьюла-99» за роман «Притча о талантах»
  • 2000 – премия от «PEN American Center» за заслуги перед жанром
  • 2001 – номинация на Премию Артура Кларка за роман «Притча о талантах»
  • 2006 – номинация на ежегодную литературную премию «Лямбда» (Lambda Literary Awards) за роман «Неоперившийся юнец»
  • 2010 – занесение в списки «Зала славы научной фантастики» (Science Fiction Hall of Fame)
  • 2012 – премия «Solstice Award» (посмертно)
  • 2021 – занесение в списки «Национального женского Зала славы» (National Women’s Hall of Fame)
  • 2022 – премия «Форри», врученная на конвенте «Loscon 48» (посмертно)

    Романы

  • Серия о Доро «Patternist»
    • 1976 – Patternmaster [Хозяйка матрицы]
    • 1977 – Mind of My Mind [Мысль моей мысли]
    • 1978 – Survivor [Выживший]
    • 1980 – Wild Seed [Дикое семя]
    • 1984 – Clay’s Ark [Клэев ковчег]
  • 1979 – Kindred [Родня]
  • Трилогия «Xenogenesis Trilogy» [Ксеногенез]
  • Дилогия «Parable» [Притча]
    • 1993 – Parable of the Sower [Притча о сеятеле]
    • 1998 – Parable of the Talents [Притча о талантах]
  • 2005 – Fledgling [Неоперившийся юнец]

    Сборники

  • 1989 – Xenogenesis [Ксеногенез]
  • 1995 – Bloodchild and Other Stories [«Дитя крови» и другие истории]
  • 1999 – Parable of the Sower / Parable of the Talents / Kindred: [Трилогия]
  • 2000 – Lilith’s Brood [Выводок Лилит]
  • 2005 – Bloodchild and Other Stories, Second Edition [«Дитя крови» и другие истории: Второе издание]
  • 2007 – Seed to Harvest [Созревшее семя]
  • 2014 – Unexpected Stories [Неожиданные истории]

    Повести и рассказы

  • 1971 – Crossover [Пересечение]
  • 1971 – Childfinder [Искатель детей] – опубликован в 2006 году
  • 1979 – Near of Kin [Близкие родственники]
  • 1983 – Speech Sounds [Звуки речи]
  • 1984 – Bloodchild [Дитя крови]
  • 1987 – The Evening and the Morning and the Night [Вечер, и утро, и ночь]
  • 2003 – Amnesty [Амнистия]
  • 2003 – The Book of Martha [Книга Марты]
  • 2006 – A Necessary Being [Необходимое бытие]

    Романы
  • 1976 – Patternmaster [Хозяйка матрицы] / Обложка Стива и Тима Квей (Steve Quay and Tim Quay). – изд. «Doubleday», 1976 (июль). – 188 с. – (Doubleday Science Fiction). $5.95 (п + с.о.) ISBN 0-385-12197-0
  • 1977 – Mind of My Mind [Мысль моей мысли] / Обложка Йена Эстевиса (Jan Esteves). – изд. «Doubleday», 1977 (июнь). – xvi + 172 с. – (Doubleday Science Fiction). $6.95 (п + с.о.) ISBN 0-385-12600-Х
  • 1978 – Survivor [Выживший]. – изд. «Doubleday», 1978 (март). – 188 с. – (Doubleday Science Fiction). $6.95 (п + с.о.) ISBN 0-385-13385-5
  • 1979 – Kindred [Родня] / Обложка Ларри Швайнгера (Larry Schwinger). – изд. «Doubleday», 1979 (июль). – 264 с. $8.95 (п + с.о.) ISBN 0-385-15059-8
  • 1980 – Wild Seed [Дикое семя] / Обложка Джона Кайя (John Cayea). – изд. «Doubleday», 1980 (июль). – 248 с. – (Doubleday Science Fiction). $10.00 (п + с.о.) ISBN 0-385-15160-8
  • 1984 – Clay’s Ark [Клэев ковчег] / Обложка Ли Уэйд (Lee Wade). – изд. «St. Martins Press», 1984 (март). – 204 с. $12.95 (п + с.о.) ISBN 0-312-14321-4
  • 1987 – Dawn [Рассвет] / Обложка Энрик (Enric). – изд. «Warner Books», 1987 (май). – 264 с. $15.95 (п + с.о.) ISBN 0-446-51363-6
  • 1988 – Adulthood Rites [Ритуал посвящения] / Обложка Уэйна Барлоу (Wayne Barlowe). – изд. «Warner Books», 1988 (июнь). – 280 с. $16.95 (п + с.о.) ISBN 0-446-51422-5
  • 1989 – Imago [Имаго] / Обложка Уэйна Барлоу (Wayne Barlowe). – изд. «Warner Books», 1989 (май). – 264 с. $19.95 (п + с.о.) ISBN 0-446-51472-1
  • 1993 – Parable of the Sower [Притча о сеятеле] / Обложка Барри Маркуса (Barry Marcus). – изд. «Four Walls Eight Windows» (Нью-Йорк), 1993 (октябрь). – 300 с. $19.95 (п + с.о.) ISBN 0-941423-99-9
  • 1998 – Parable of the Talents [Притча о талантах] / Дизайн обложки Аннет Флэстер (Annette Flaster). – изд. «Seven Stories Press» (Нью-Йорк), 1998 (ноябрь). – 368 с. $24.95 (п + с.о.) ISBN 1-888363-81-9
  • 2005 – Fledgling [Неоперившийся юнец] / Дизайн обложки Поллен (Pollen). – изд. «Seven Stories Press», 2005 (октябрь). – 320 с. $24.95 (п + с.о.) ISBN 1-58322-690-7
* * *
    Сборники
  • 1989 – Xenogenesis [Ксеногенез] / Обложка Пэт Моррисси (Pat Morrissey). – изд. «GuildAmerica Books / SFBC», 1989 (ноябрь). – 726 с. $9.98 (п) ISBN 1-56865-033-7
  • 1995 – Bloodchild and Other Stories [«Дитя крови» и другие истории] / Обложка Барри Маркуса (Barry Marcus). – изд. «Seven Stories Press», 1995 (август). – х + 146 с. $18.00 (о) ISBN 1-56858-055-X
    • Preface [Предисловие] – с.ix
    • Bloodchild [Дитя крови] – с.1-32
    • The Evening and the Morning and the Night [Вечер, и утро, и ночь] – с.33-70
    • Near of Kin [Близкие родственники] – с.71-86
    • Speech Sounds [Звуки речи] – с.87-110
    • Crossover [Пересечение] – с.111-122
    • [Эссе]
      • Positive Obsession [Позитивная навязчивая идея] – с.123-136
      • Furor Scribendi: [Негодование Скрибенди] – с.137-145
  • 1999 – Parable of the Sower / Parable of the Talents / Kindred: [Трилогия] / Обложка Лизли Саар (Lezley Saar). – изд. «Quality Paperback Book Club», 1999. – 948 с. (о) ISBN 0-965-0896-6-5
    • Parable of the Sower [Притча о сеятеле] – с.1-300
    • Parable of the Talents [Притча о талантах] – с.301-671
    • Introduction by Robert Crossley [Предисловие к роману «Родня»] – с.672-690
    • Kindred [Родня] – с.691-958
  • 2000 – Lilith’s Brood [Выводок Лилит] / Обложка Марка Янкуса (Marc Yankus). – изд. «Aspect / Warner Books», 2000 (июнь). – 748 с. $13.95 (о) ISBN 0-446-67610-1
  • 2005 – Bloodchild and Other Stories, Second Edition [«Дитя крови» и другие истории: Второе издание] / Обложка Барри Маркуса (Barry Marcus). – изд. «Seven Stories Press», 2005 (октябрь). – viii + 214 с. $14.00 (о) ISBN 1-58322-698-2
    • Preface [Предисловие] – с.viii
    • Bloodchild [Дитя крови] – с.1-32
    • The Evening and the Morning and the Night [Вечер, и утро, и ночь] – с.33-70
    • Near of Kin [Близкие родственники] – с.71-86
    • Speech Sounds [Звуки речи] – с.87-110
    • Crossover [Пересечение] – с.111-122
    • [Эссе]
      • Positive Obsession [Позитивная навязчивая идея] – с.123-136
      • Furor Scribendi: [Негодование Скрибенди] – с.137-146
    • Amnesty [Амнистия] – с.147-186
    • The Book of Martha [Книга Марты] – с.187-214
  • 2007 – Seed to Harvest [Созревшее семя] / Обложка Германа Эстевеса (Herman Estevez). – изд. «Warner Books», 2007 (январь). – 768 с. $18.99 (о) ISBN 0-446-69890-3
    • Wild Seed [Дикое семя] – с.1-254
    • Mind of My Mind [Мысль моей мысли] – с.255-452
    • Clay’s Ark [Клэев ковчег] – с.453-624
    • Patternmaster [Хозяйка матрицы] – с.625-765
  • 2014 – Unexpected Stories [Неожиданные истории] / Обложка Лоры Фарачм (Laura Faraci). – изд. «Subterranean Press», 2020 (апрель). – 100 с. $45.00 1 000 нумерованных экз. (п) ISBN 978-1-59606-983-1 – [Ранее сборник выходил в электронном формате (2014) и аудио-формате (2018)]
    • Foreword: Necessary Stories by Nisi Shawl [Ниси Шоул. Предисловие: Необходимые истории] – с.7-10
    • A Necessary Being by Octavia E. Butler [Октавия Батлер. Необходимое бытие] – с.11-76
    • Childfinder by Octavia E. Butler [Октавия Батлер. Искатель детей] – с.77-92
    • Childfinder Afterword by Octavia E. Butler [Октавия Батлер. Послесловие к рассказу «Искатель детей»] – с.93-94
    • Afterword essay by Merrilee Heifetz [Меррили Хейфец. Послесловие] – с.95-97
* * *
    Повести и рассказы
  • 1971 – Crossover [Пересечение] // антология «Clarion». – изд. «Signet / New American Library», 1971 – с.140-145
  • 1979 – Near of Kin [Близкие родственники] // антология «Chrysalis 4». – изд. «Zebra Books / Kensington Publishing Corp.», 1979 – с.163-175
  • 1983 – Speech Sounds [Звуки речи] / Рис. Вэла Линдана (Val Lindahn) // журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazin», 1983, декабрь – с.26-41
    • То же: антология «New Eves». – изд. «Longmeadow Press», 1994 – с.335-348
    • То же: антология «Wastelands: Stories of the Apocalypse». – изд. «Night Shade Books», 2008 – с.245-256
  • 1984 – Bloodchild [Дитя крови] / Рис. Ника Джейншигга(Nick Jainschigg) // журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazin», 1984, июнь – с.34-55
    • То же: антология «The Big Book of Science Fiction». – изд. «Vintage Crime / Black Lizard / Vintage Books» (Нью-Йорк), 2016 – с.755-767
  • 1987 – The Evening and the Morning and the Night [Вечер, и утро, и ночь] / Рис. Этьенна Сандорфи (Etienne Sandorfi) // журнал «Omni», 1987, май – с.56-58, 62, 108-109, 113-120
    • То же: 1991 – отдельное издание / Обложка Алана Джана (Alan Giana). – изд. «Pulphouse Publishing» (Юджин, Орегон), 1991 (ноябрь). – 48 с. – (Pulphouse Short Story Paperbacks, №38). $1.95 (о) ISBN 1-56146-538-0
  • 2003 – Amnesty [Амнистия] // публикация на сайте «SciFi.com», 2003, 22 января
    • То же: антология «Year's Best SF 9». – изд. «Eos / HarperCollins», 2004 – с.1-31
  • 2003 – The Book of Martha [Книга Марты] // публикация на сайте «SciFi.com», 2003, 21 мая
    • То же: антология «Year's Best Fantasy 4». – изд. «Eos / HarperCollins», 2004 – с.51-72
  • 2006 – A Necessary Being [Необходимое бытие] // антология «Unexpected Stories». – изд. «Subterranean Press», 2020 – с.11-76
  • 2006 – Childfinder [Искатель детей] // антология «Unexpected Stories». – изд. «Subterranean Press», 2020 – с.77-92
* * *
    Публицистика
  • 1984 – [Коротко о себе и фантастике] // сборник «The Faces of Science Fiction». – изд. «Tor», 1984 – с.76
* * *
    О жизни и творчестве
  • 2009 – Conversations with Octavia Butler [Разговоры с Октавией Батлер] / Сост. Консуэла Фрэнсис (Conseula Francis). – изд. «University Press of Mississippi», 2009 (декабрь). – 288 с. – (Literary Conversations). $22.00 (о) ISBN 978-1-60473-276-4 – [Сборник из 24 интервью, взятых у писательницы в разные годы]
    • То же: изд. «University Press of Mississippi», 2010 (январь). – 288 с. – (Literary Conversations). $50.00 (п) ISBN 978-1-60473-275-7
  • 2010 – Changing Bodies in the Fiction of Octavia Butler: Slaves, Aliens, and Vampires by Gregory Jerome Hampton [Грегори Джером Хэмптон. Меняющиеся тела в произведениях Октавии Батлер: Мятежники, пришельцы и вампиры]. – изд. «Lexington Books» (Ленэм, Мэриденд), 2010 (октябрь). – 200 с. $60.00 (п) ISBN 978-0-7391-3787-1
  • 2013 – Strange Matings: Science Fiction, Feminism, African American Voices, and Octavia E. Butler [Странные спаривания: научная фантастика, феминизм, голоса афроамериканцев и Октавия Э. Батлер] / Сост. Ребекка Холден (Rebecca J. Holden) и Ниси Шоул (Nisi Shawl); Обложка Луизы Тейш (Luisah Teish). – изд. «Aqueduct Press» (Сиэтл), 2013 (июль). – iv + 316 с. $20.00 (о) ISBN 978-1-61976-037-0 – [Сборник эссе, исследующий творчество Октавии Батлер]
  • 2015 – Of Bodies, Communities, and Voices: Agency in Writings by Octavia Butler by Florian Bast [Флориан Баст. О телах, сообществах и голосах: Представительство в произведениях Октавии Батлер] – изд. «Universitätsverlag Winter» (Гейдельберг, Германия), 2015 (сентябрь). – 240 с. – (American Studies – A Monograph Series, vol.262). $57.00 (п) ISBN 978-382-536510-3
  • 2016 – Octavia E. Butler by Gerry Canavan [Джерри Канаван. Октавия Э. Батлер]. – изд. «University of Illinois Press» (Урбана, Иллинойс), 2016 (октябрь). – 248 с. – (Modern Masters of Science Fiction). $110.00 (п) ISBN 978-0-252-040-66-5
    • То же: изд. «University of Illinois Press» (Урбана, Иллинойс), 2016 (октябрь). – 248 с. – (Modern Masters of Science Fiction). $22.00 (о) ISBN 978-0-252-08216-0
  • 2017 – Luminescent Threads: Connections to Octavia E Butler [Люминесцентные нити: связь с Октавией Батлер] / Сост. Мими Мондал и Александра Пирс (Mimi Mondal and Alexandra Pierce). – изд. «Twelfth Planet» (Йокин, Австралия), 2017. – xx + 412 с. (о) ISBN 978-1-922101-44-0 – [Сборник эссе, исследующий творчество Октавии Батлер]
  • 2020 – Handful of Earth, A Handful of Sky: The World of Octavia Butler by Lynell George [Горсточка земли, пригоршня неба: Мир Октавии Батлер]. – изд. «Angel City Press» (Санта-Моника, Калифорния), 2020 (октябрь). – 176 с. (п) ISBN 978-1-62640-063-4
  • 2020 – The Bloomsbury Handbook to Octavia E. Butler [Справочник «Bloomsbury» об Октавии Батлер] / Сост. Грегори Джером Хэмптон и Кендра Паркер (Gregory Jerome Hampton and Kendra R. Parker). – изд. «Bloomsbury Academic» (Лондон), 2020 (март). – xxii + 290 с. – (Bloomsbury Companions). $175.00 (п) ISBN 978-1-350-07963-2
  • 2020 – Human Contradictions in Octavia E. Butler's Work [Человеческие противоречия в творчестве Октавии Батлер] / Сост. Мартин Джапток и Джерри Рафики Дженкинс (Martin Japtok and Jerry Rafiki Jenkins). – изд. «Springer Nature / Palgrave Macmillan» (Хам, Швейцария), 2020. – х + 254 с. (п) ISBN 978-3-030-46624-4
  • 2021 – God Is Change: Editorial Practices and Ideologies in the Work of Octavia E. Butler [Бог есть перемены: редакционная практика и идеология в творчестве Октавии Батлер] / Сост. Шелби Кросби и Апарачита Нанда (Shelby Crosby and Aparachita Nanda). – изд. «Temple University Press» (Филадельфия), 2021 (июнь). – 254 с. $104.50 (п) ISBN 978-1-4399-2111-1 – [Сборник эссе, исследующий творчество Октавии Батлер]
    • То же: изд. «Temple University Press» (Филадельфия), 2021 (июнь). – 254 с. $34.95 (о) ISBN 978-1-4399-2112-8
  • 2022 – Octavia E Butler: A Literary Companion by Mary Ellen Snodgrass [Мэри Эллен Снодграсс. Октавия Э. Батлер: литературный товарищ]. – изд. «McFarland and Company» (Джефферсон, Северная Каролина), 2022 (декабрь). – 296 с. – (McFarland Literary Companions). $49.95 (о) ISBN 978-1-4766-8875-6
  • 2022 – Star Child: A Biographical Constellation of Octavia Estelle Butler by Ibi Zoboi [Иби Зобой. Звездное дитя: биографическое созвездие Октавии Эстель Батлер] / Обложка Зарьи Шинн (Zharia Shinn). – изд. «Dutton Children’s Books» (Нью-Йорк), 2022 (январь). – 128 с. $16.99 (п) ISBN 978-0-399-18738-4 – [Освещение жизни Октавии Батлер в молодом возрасте в стихах и прозе]

    Отдельные издания
  • Дитя крови: Рассказ / Пер. К. Артаряна. – Азов: Пресс-центр «Дон» КГО «Рыбхоз», [1989]. – 16 с. – [Книжка-минутка]. 35 000 экз. 1 руб. (о) [ISBN не указан]
  • Рассвет: Роман / Пер. Б. Кадникова, О. Колесникова; Худ. А. Лурье. – М.: Международный центр фантастики, 2001. – 320 с. 1 000 экз. (п) ISBN 5-88483-047-5
* * *
    Публикации в периодике и сборниках

  • Мы все – одна семья...: Рассказ // Империя мрака. – Красноярск: Сибирская речь, 1992 – c.516-529
  • Звуки речи: [Рассказ] / Пер. Е. Королевой // Апокалипсис. – СПб.: Азбука-классика, 2009 – с.351-368
  • Дикое племя: [Роман] / Пер. О. Колесникова // Фантастические романы. – М.: Международный центр фантастики, 2010 – с.5-296
  • Клэев ковчег: [Роман] / Пер. О. Колесникова // Фантастические романы. – М.: Международный центр фантастики, 2010 – с.297-503
* * *
    Публицистика

  • [Коротко о себе и фантастике] / Пер. А. Мироновой // Лица НФ. – Лемберг: Жемчужина, 2020 – с.96-97
  • Батлер (Butler) Октавиа Э(стель) (1947) / Вл. Гаков // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.57-58
  • BUTLER, Octavia Estelle / БАТЛЕР Октавия Эстелле // Библиография фантастики. – М.: Келвори, 1996 – с.70
  • Октавия Батлер (1947-2006) // Сергей Неграш. Воздушные замки: Путеводитель по классике зарубежной фантастики. – СПб.: Северо-Запад, 2017 – с.15
  • Октавия Батлер (1947-2006) // Сергей Неграш. Иные замки: Путеводитель по зарубежной фантастике. – СПб.: Северо-Запад; ООО «Андрей Буровский КиФ», 2021 – с.27
  • Артем Зубов. Взаимная адаптация как гарантия будущего: о творчестве Октавии Батлер // Литература двух Америк, 2022, №13 – с.295-313

© Виталий Карацупа, 2006-2024

НАВЕРХ