Русскоязычный израильский прозаик, эссеист и художник. Псевдоним: Геннадий Берг.
Родился 20 марта 1947 года в городе Легница (Польша). В 1965 году окончил 11-й «В» класс средней школы №67 Киевского района города Москвы (ныне – «Гимназия-1567»). По окончанию школы предпринял две неудачные попытки поступить во ВГИК, после чего последовала служба в Советской Армии. Служил в стройбате, на Белом море. После демобилизации успел поработать осветителем на МОСФИЛЬМе, разочаровавшись в кино, поступил учиться на филологический факультет МГУ, который окончил в 1976 году со специальностью «преподаватель русского языка и литературы». Затем – работа внештатным сотрудником в журнале «Химия и жизнь» (вел раздел «Научно-популярная литература»), в течение ряда лет был внештатным рецензентом при «Детгизе»; с 1976 по 1981 год работал лектором на подготовительном отделении при Московском энергетическом институте, около 2-х лет на временной основе преподавал в Губкинском институте, МИСИ, МГУ, а перед отъездом в Израиль – год вынужденно проработал сторожем на овощной базе. В 1981 году эмигрировал в Израиль.
Еще студентом Вальдберг стал сотрудничать с редакциями различных журналов, в которых стали появляться его статьи, обзоры и рецензии на литературные темы. Первые рассказы им написаны в 1968 году, а вскоре был принят в секцию «молодых фантастов» при ЦДЛ СССР. Тогда же примкнул к московской литературной группе «Спектр», возникшей в 1963 году и официально просуществовавшей до 1971 года, и стал одним из заметных ее участников. Художественная проза Вальдберга в СССР не печаталась.
Первая официальная публикация состоялась в 1980 году – рассказ «Не входить» под псевдонимом Геннадий Берг в эмигрантском журнале «Круг». В 1985 году в Тель-Авиве появилась и первая книга Вальдберга «Рождение шлягера», в которую, кроме заглавной, была напечатана и повесть «Музыка для души». В этих ранних фантастических повестях с напряженными детективными сюжетами рассказывается о музыке и музыкантах, о джазе и роке, какими они будут завтра. Написанные еще в СССР, обе повести удостоились высокой оценки братьев Стругацких, неоднократно включались в планы различных издательств, но впервые появились в свет уже в эмиграции. Лишь в 1990 году книга была переиздана в СССР и на сегодняшний день является единственной книгой Вальдберга, изданной в нашей стране.
В дальнейшем рассказы и повести Геннадия Вальдберга печатались на Западе в журналах «22» (Тель-Авив), «Семь дней» (Нью-Йорк), «Стрелец» (Париж), в газетах «Русская мысль», «Новое русское слово». «Панорама» (Лос-Анджелес). Часть из них были собраны в авторских сборниках «Цветок» (1989), содержание большинства из которых носит нереальный характер, оторванный от времени и пространства и представляют собой постмодерн, фэнтези и просто фантастику. В 1996 году вышел его сборник реалистической прозы «Праздник» (1996) о Советской армии.
В 1997 году вышел и первый роман Вальдберга «Эй! Мота-а-а...», в основу которого был положен его ранний одноименный фантастический рассказ. Это роман о вымышленной стране Мацуонии, в которой люди, бренчащие на гитарах, определяют практически все: ежедневный уклад, быт страны, диктуют ее историю и эволюцию. Но музыка эта – детище машины, и как детище машины она себя однажды исчерпала, и все, на чем зиждилась Мацуония – рушится. «Когда в 1978 году я принес в «Молодую Гвардию» свой первый роман – «Эй! Мота-а-а...», – вспоминает автор, – то был удостоен убийственной рецензии: «Это роман ницшеанского толка». О Ницше я тогда имел более чем смутное представление, как, полагаю, и автор рецензии, но что путь к печатному станку в СССР отныне мне перекрыт, уяснил недвусмысленно. Полугодом позже роман читал Аркадий Стругацкий и высказал такую сентенцию: «Писать надо либо о том, что знаешь лучше всех, либо о том, чего не знает никто». Мой роман он отнес ко второй категории».
В 2011 году отдельным изданием вышла первая часть большого романа «Любить сразу все...», идея которого зародилась у писателя еще 35 лет назад не без участия Аркадия Стругацкого и Ариадны Громовой. Детективно-авантюрный сюжет романа разворачивается в вымышленной стране Флетония, где раз в год проводится Музыкальный Конкурс, во многом определяющий жизнь страны, ее будни и политику. Перипетии вокруг музыки поднимают вечные вопросы: о творчестве как таковом, о смысле жизни, о месте, какое занимает в жизни человека искусство.
По замыслу автора, этот роман должен будет состоять из шести книг. В настоящее время готовятся к печати вторая и третья части, уже написана четвертая и писатель работает над пятой.
Вальдберг проживает в израильском городе Ришон-ле-Цион, женат, имеет двоих детей. Член Союза русскоязычных писателей Израиля, а с 2011 года – и Союза Литераторов России. Основное профессиональное занятие – специалист по компьютерной графике. Большинство своих книг писатель иллюстрирует сам.
- 1997 – Эй! Мота-а-а-а…
- 2011 – Любить сразу всё…. Часть I: Клисп
Сборники
- 1985 – Рождение шлягера
- 1989 – Цветок
- 1996 – Праздник
- 2015 – Кларица
Повести
- 1983 – Будет время
- 1985 – Рождение шлягера
- 1985 – Музыка для души
- 1996 – Праздник
- 2014 – Кларица
- 2014 – Было слово
Рассказы
- 1980 – Не входить
- 1982 – Alter ego
- 1983 – Эй! Мота-а-а-а…
- 1983 – Цветок
- 1983 – Феерия
- 1983 – Мой друг
- 1984 – В баню за песней
- 1984 – Время забыться
- 1985 – Лариса
- 1985 – Крысы
- 1987 – Мир большой!
- 1987 – Человек проходит, как хозяин...
- 1989 – История одного самоубийства
- 1989 – Не один
- 1989 – Дело №666
- 1989 – А на Онере...
- 1989 – Зеленая шляпа
- 1989 – Тути-фьюти
- 1996 – Русалка
- 2015 – LEGENDA о писающем британце или Тристрам Шенди, джентльмен из большой деревни
Неопубликованные материалы
- 2019 – Воспоминания об Ариадне Громовой
Романы
-
Отдельные издания
* * *
-
Публикации в периодике и сборниках
- Не входить: Рассказ // журнал «Круг», 1980, №167 – с. … – [Под псевдонимом Геннадий Берг]
- Alter ego: Рассказ // журнал «Круг», 1982, №271 – с. … – [Под псевдонимом Геннадий Берг]
- «Эй! Мота-а-а!»: Фантастический рассказ // журнал «22» (Тель-Авив), 1983, №№33-34
- Цветок: Рассказ // альманах «Панорама» (Лос-Анджелес), 1983, №92 – с. … – [Под псевдонимом Геннадий Берг]
- То же: альманах «Стрелец» (Париж), 1988, №7 – с.
- Феерия: Рассказ // альманах «Панорама» (Лос-Анджелес), 1983, №№119-121
- Будет время: Повесть // альманах «Панорама» (Лос-Анджелес), 1983, №№131-141
- Мой друг: Рассказ // газета «Русская мысль» (Париж), 1983, №3461 – с. … – [Под псевдонимом Геннадий Берг]
- То же: альманах «Стрелец» (Париж), 1988, №3 – с.
- В баню за песней: Рассказ // журнал «Семь дней» (Нью-Йорк), 1984, №45 – с.
- Время забыться: Рассказ // газета «Русская мысль» (Париж), 1984, №№3516-3518
- Лариса: Рассказ // газета «Новое русское слово» (Нью-Йорк), 1985, 8 мая – с.
- Крысы: Рассказ // газета «Русская мысль» (Париж), 1985, №№3591-3593
- Человек проходит, как хозяин...: Рассказ // альманах «Стрелец» (Париж), 1987, №1 – с.
- Мир – большой!: Рассказ // альманах «Стрелец» (Париж), 1987, №7 – с.
- LEGENDA о писающем британце или Тристрам Шенди, джентльмен из большой деревни // альманах «Seminarium Hortus Humanitatis» (Рига), 2015, XXXIX – с.
* * *
-
Публицистика
- Первая книга: [Эссе] // журнал «22» (Тель-Авив), 1985, №43-45 – с.210
- Эпитафия: [Эссе] // журнал «22» (Тель-Авив), 1985, №45 – с.
- Истоки жанра: [Эссе] // журнал «22» (Тель-Авив), 1986, №46-48 – с.
- Записки на полях по поводу статьи Евгения Земеля: «Драма России. Продолжение истории» // альманах «Русский мир и Латвия» (Рига), 2012, №XXVIII – с.