Испытание




Место действия рассказа Павла Амнуэля «Испытание» (1983) – планета Лигия в системе Растабана. Эта планета имела очень необычную геологическую аномалию. Планета бурлила – моря вытягивались реками, проваливались под почву, выталкивались в другой области, горные цепи в несколько часов превращались в ровное плато, а назавтра опять вспучивалась почва, и острые пики тянулись в небо. На планете были и растения, длинными лентами протянувшиеся по ее поверхности, и животные, живущие на скалах. Жили здесь и разумные существа, похожие на людей. Ливийцы каким-то чудом они угадывали области планеты со спокойным дрейфом и жили на своей земле, как полярники на льдине.
Экспедиция с Земли выяснила, что через несколько десятилетий желтая звезда Растабан начнет разбухать, превращаясь в красный гигант. Было решено помочь местному населению. Но ученые столкнулись с одной-единственной проблемой: лигийцы не желали понимать, что гибелью им грозит не планета, а Растабан, такая спокойная и ласковая звезда. Растабан был для них круглым ярким светильником – и только. Новорожденный лигиец знал столько же, сколько взрослый, – знания передавались по наследству. Все новое на планете было открыто, придумано, изобретено детьми. Взрослея, лигиец становился предельно консервативен. Это был разум на уровне подсознания. Вся «мудрость» взрослого лигийца заключалась в том, что он великолепно чувствовал свою планету.
Руководителем группы контакта был Джузеппе Базиола, институтский друг Кима Яворского. И он очень удивился, когда узнал, что вчера в систему Растабана вошел звездолет дальнего поиска «Кентавр», находящийся в испытательном полете. Шесть часов назад пилот-испытатель Яворский вывел машину на орбиту спутника Лигии, опустился на планету и больше на связь не выходил. Необходимо было найти пилота, но в то же самое время с лигийцами начало происходить что-то странное. Они целыми группами направлялись на те участки планеты, где по прогнозу, через несколько часов все встанет дыбом. А еще появилось необычное ощущение запаха, который мешает им чувствовать планету. Разлажен механизм эволюций, действовавший тысячи лет.
И тогда Базиола осознал, что его друг имел твердую цель, когда шел в испытатели. Яворский ставил здесь эксперимент. Группа ученых пять лет не могла втолковать лигийцам, что им грозит гибель. И пришел Яворский...
Он понял, чтолигиец – существо с бесконечно сложным внутренним миром. Но беда в том, что для взрослого лигийца ни для чего больше не остается места в его памяти. Он держит в памяти всю планету и становится «бесполезным» гением. Аеще он понял, что нужно воздействовать не на лигийцев, а на их мир. Они должны сами ощутить опасность. А вот как он это сделал, станет ясно после того, как капсула с Яворским вырвется на поверхность, направляясь от центра планеты!

© Виталий Карацупа, 2016