Метроном




Ким Яворский в рассказе Павла Амнуэля «Метроном» (1982) как раз находился в больнице после аварии во время испытания нультранса, когда к нему пришел его друг Джузеппе (Джу) Базиола из Комитета по контактам и не рассказал ооб одном загадочном случае. Экспедиция Кракова к Фомальгауту случайно записала радиоимпульсы и гамма-вспышки пульсара и открыла и планету с мертвой цивилизацией. Пульсар назвали звездой Кратова, а планету – Кратов-1. После вспышки сверхновой прошел миллион лет и на планете была возможна новая жизнь, но посланный в «период молчания» пульсара зонд-автомат типа «Винт» облетел планету, подобрался к нейтронной звезде не обнаружил таковой. Ничто живое не может существовать, когда пульсар поливает планету потоками гамма-лучей каждые три секунды. Импульс длится долю секунды, но и за это время планета получает такую дозу, что жизнь становится невозможной.
Яворский, очень серьезно занимавшийся прогнозированием научных открытий, опроверг эти доводы несмотря на то, что казалось непререкаемым: если цивилизация действительно возникла и развилась так быстро, то не может быть и речи о таком период молчания пульсара. Но оставил Базиоле время самому прийти к разгадке. Хотя Джу не мог принять точку зрения своего друга, тем не менее, он знал, что в недоработанной методике Яворского существовали десятки приемов, с помощью которых Ким избавлялся от научных противоречий. Возможно он все же нашел разгадку…
В итоге было решено отправить к звезде Кратова еще одну экспедицию – только роботы и капитан Ким Яворский. Там он сделал миллионы снимков в те мгновения, когда «нож» гамма-импульса не касался поверхности, упершись в одну, избранную Кимом наугад, точку вблизи полюса. Вот так и было обнаружено движение на планете, а следовательно и жизнь. Жизнь – порциями. Она есть, и ее нет. Вспышка пульсара – и на планете все живет. Темнота, длящаяся секунды, и на эти секунды жизнь умирает.
Темнота – вспышка. Темнота – вспышка. Метроном. Именно этот ничем не нарушаемый ритм и стал основой для странной жизни. Только в те мгновения, когда импульс проходил по планете Кратов-1, жизнь развивалась. В секунды темноты на планете все замирало, как в энергосистеме при выключении тока. Смерть царила на планете и в те месяцы, когда пульсар не излучал, накапливая энергию.
А ведь, если вдуматься, все звезды движутся так же. Все во Вселенной – только импульсы. Такова природа. И это естественно.

© Виталий Карацупа, 2016