Капли звездного света




Капли звездного света (Рис. А. Ковалева)

Герой повести Павла Амнуэля «Капли звездного света» (1978; написана в 1973) инженер Костя Луговской был приглашен на работу в обсерваторию на Урале на должность старшего инженера. Он ремонтировал электронную аппаратуру, а иногда, по заданию своего шефа Саморукова, снимал по ночам звездное небо. Однажды он получил задание понаблюдать за Дзетой Кассиопеи и получить спектр с высокой дисперсией. Это была рутинная работа, но уже под конец смены, Костя заметил планету в этой чужой звездной системе – тусклый розовый серп, маленький ковшик, пересеченный неровными полосами.
И хотя каждый студент-астрофизик или аспирант знает простую истину – никто никогда чужих планетных систем в телескоп не видел и видеть не мог, Луговской не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за неведомым миром. Каждый раз, когда Костя попадал на дежурство к телескопу, а зачастую и по своей воле в свободные дежурства, он будто-бы смотрел на историю гибели звезды Дзеты Кассиопеи, ставшей сверхновой, и вращающихся вокруг нее двух планет. И главное, что с каждым разом он видел картинку все отчетливее и отчетливее. Он уже мог различать океаны, материки и какие-то колоссальные объекты, которые двигались от планеты к звезде. На десятую ночь наблюдений, напрягая зрение до рези в глазах, он увидел на склонах кратеров движущиеся точки. Наверно, это были живые организмы.
Планета горела. Горела суша, покрытая сплошной, густой и липкой маслянисто-черной мглой. Сквозь клочковатый дым пробивались языки пламени. Он стал записывать свои наблюдения в тетрадку. О гибнущей звезде, о планете, о попытках тамошних существ спасти свой мир, окутав взорвавшуюся звезду какой-то странной сетью. Предприняв попытки объяснить с научной точки зрения столь фантастическую способность видеть так, что это опровергает физические законы, герой повести пришел к выводу, что его мозг каким-то образом воспринимает и усиливает даже единственный фотон, не говоря уже о миллионах элементарных частиц.
В итоге тетрадки с записями попали к шефу и тот сначала запретил Косте появляться у телескопа, а затем написал приказ о его увольнении, объяснив, что «здесь обсерватория, а не клуб любителей фантастики». Благо, что доказывающего свою точку зрения, парня не уволили. За него заступился опальный Абалакин, который взял его в свою группу на должность младшего научного сотрудника в лабораторию теории звездных атмосфер с испытательным сроком в один месяц.
Костя, после очередного «погружения» в далекий мир Дзеты Кассиопеи, попадает в больницу и несколько дней не приходит в сознание. Видимо количество полученной информации и напряжение головного мозга привели организм человека к кризису. Врачи обещают, что он поправиться, а в это время его товарищ Юра, с которым Костя делился своими видениями, решил не только подвести под его записи научную базу, но даже дал этой способности название – инкревидение, т.е. невероятное зрение.

© Виталий Карацупа, 2016