«Вообще-то я после этой сессии мечтал слетать в Москву, порыться в так называемой библиотеке – единственном на всю Россию хранилище так называемых книг. В Красноярске, как известно, ни одной книги не сохранилось, а мне скоро дипломную работу писать – о русской поэзии ХIХ-ХХ веков. Как же ее писать без книг-то?». Так запланировал герой рассказа Эдуарда Русакова «Экспедиция» (2008), но профессор вместо этого заставил студента отправиться в экспедицию собирать фольклор по хуторам и фермам. Но ничего, кроме похабных частушек, не удалось записать. Даже самые дряхлые старики и старухи не помнят ни сказок, ни свадебных песен, ни колыбельных. А когда на вертолете возвращались обратно увидели на поляне, среди тайги, усадьбу: две избушки, сарайчик, банька, сад-огород, лохматый пес, корова, и мужик бородатый с рогатиной. Так наше герой попал к «отшельникам», семья которых живет здесь очень и очень давно, в отрыве от всей мировой цивилизации. На охоту ходят с рогатиной и ножом, землю пашут плугом, обходятся без Интернета и даже без радио. Дикари. Туземцы.

Но в их избе он нашел самые настоящие книги, правда с очень странными названиями: «Учебник тригонометрии», «Словарь иностранных слов», «Краткий курс истории ВКП(б)» и т.д. А когда живущая в этой семье старуха спела студенту несколько старых песен («Сижу за решеткой в темнице сырой», «Вянет, пропадает красота моя!», «Выхожу один я на дорогу»), тот хотя не понял множество слов, но зато восхитился их красотой и рифмой. Вот например, он спросил у неё, что такое «Бог»? А бабушка перекрестилась тремя пальцами правой руки и вместо ответа пальцем в угол, где висел чей-то портрет: молодой такой человек, с усиками, темноглазый. А под портретом подпись: «М. Ю. Лермонтов»...


© Виталий Карацупа, 2024

НАВЕРХ