• То же: В русском переводе под названием «Богиня мне мила другая»

В рассказе Томаса Диша «О, меланхолия Венеры!» (Come to Venus Melancholy, 1965) есть только два имени – Джон Джордж Клей и Сельма Мерет Хоффер. Мужчина и женщина, вернее бывшая женщина в нашем понимании. А сейчас она киборг совсем не гуманоидного типа. Место действия – Венера, где человечество занималось добычей каких-то огромных личинок местных гусениц, выделяющих слизь из которой затем делают какое-то важное биологически активное вещество, а также бактериологическое оружие. Этим занимались многочисленные, разбросанные по венерианским болотам станции и мыслилось, что для этого требовался один только человек. Но практика показала, что два года человек в одиночестве не выдерживает и сходит с ума. Затем начали посылать супружеские пары, но в тридцати процентах случаев все заканчивалось убийством, т.к. в социальном вакууме секс взрывоопасен. И тогда придумали такой вариант – мужчина-добытчик, помещенный в разумный дом, руководимый мозгом женщины. Вот и Сельма когда-то была человеком, замужней женщиной с двумя детьми, магистром английской литературы. Но после сложного развода согласилась на эту работу.

«После операции мое тело обработали какими-то хитрыми, избирательно действующими кислотами. Анестезирующие средства... да разве от такой боли спасешься? Меня обглодали до нервов, бросили в бак и запечатали. Вуаля, получился киборг! А потом долгие месяцы монтировали вспомогательную память и учили вновь пользоваться «двигательной системой». Меня вывели из ступора шокотерапией, и я очнулась вот в этой комнате. Я и есть эта комната, эта комната – я».

Рассказ – это внутренний монолог женщины-киборга-комнаты, которая влюбилась в своего напарника, но из-за разногласий лишилась его присутствия (может убила, а может он улетел), а в отместку тот уничтожил ее механические органы чувств. Живая комната оказалась слепа, глуха и нема. И вот теперь, спустя пятнадцать лет, ей кажется, что кто-то снова вошел в комнату этого дома-станции. Может этот кто-то, если он не привиделся ей, сможет достичь подвала, где лежит взрывчатка и, наконец, дать ей то, что нужнее всего – забвения.


© Виталий Карацупа, 2025

НАВЕРХ