|
|
|
|
Домашняя страничка писателя
- Роберт Чарльз Бенчли (Robert Charles Benchley) – дед (15.09.1889 – 14.11.1945)
- Натаниель Бенчли (Nathaniel Bencley) – отец
- Нат Бенчли (Nat Benchley) – брат
- Уинфрид Б. Уиссон (Winifred B. Wesson) – жена
- Трэйси Бенчли (Tracy Benchley) – дочь
- Кристофер Бенчли (Christopher Benchley) – сын
- Клейтон Бенчли (Clayton Benchley) – сын
- Крис Тернер (Chris Turner) – зять
- Роберт Бенчли (Robert Benchley) – внук
Американский писатель и журналист, автор восьми романов, сын профессора университета и романиста Натаниела
Бенчли (Nathaniel Bencley), автора сатирической книги «Русские идут! Русские идут!» (The Russians Are Coming!
The Russians Are Coming!), и внук писателя-юмориста Роберта Бенчли (Robert Benchley). Родился в Манхэттене –
престижном районе Нью-Йорка.
Учился в местной начальной школе до восьмого класса, после чего перешел в среднюю школу при «Phillips Exeter
Academy» в Эксетере (Нью-Гэмпшир). После окончания в 1961 году Гарвардского университета (Harvard University),
где учился на курсе английской филологии, Питер Бенчли в течение года путешествовал по всему миру, а затем
вступил в Морской Корпус резервистом на шесть месяцев. На основе своих впечатлений от путешествия он в 1964
году опубликовал документальную книгу «Время и билет» (Time and a Ticket). В том же году (19 сентября 1964)
женится на Уинфрид Уиссон (Венди Бенчли), которая родила ему троих детей – дочь Трейси и двух сыновей –
Клейтона и Кристофера. Тогда же начинает работать репортером в известной газете «Washington Post», а спустя
полгода – в течение трех лет редактором колонки радио и телевидения в «Newsweek». С 1967-го и по январь 1969
года работает в Белом доме, где пишет речи о Вьетнамской войне для президента Линдона Джонсона (Lyndon Johnson).
Затем он становится внештатным автором, публикуя в различных изданиях обзоры кинофильмов, путевые заметки,
составляя новости для газет и т.д., работал телекомментатором в нью-йоркских радиокомпании «Newsweek Broadcast
Service» и телекомпании «WPIX-TV».
Начиная с 16 лет Бенчли, в качестве нештатного автора, пробует писать статьи в различные журналы, а в 20 лет он
написал свое первое художественное произведение – рассказ «Тварь», который был издан в США в 1967 году, но
особенным успехом не пользовался и прошел незамеченным. Интересен тот факт, что его отец, увидев в сыне зачатки
литератора, в течение двух летних месяцев за определенную плату заставлял его заниматься литературой с
обязательным условием – в течение 4 часов выдавать тысячу слов, какой бы чушью это не было. И в 21 год Питер
Бенчли продает свой первый рассказ журналу «Vogue magazine». А свой дебютный роман «Челюсти» (1974) автор
написал под влиянием детских впечатлений, когда он вместе с семьей побывал на острове Нантакет (штат
Массачусетс). Их целью являлась меч-рыба, но ее так и не удалось поймать, но зато вокруг в воде было множество
акул, которых незадачливые рыбаки и принялись ловить. Впоследствии Бенчли интересовался акулами, много о них
знал и даже написал пару историй для журнала об этих морских хищниках. В 1964 году Бенчли прочел о рыбаке,
поймавшем около Лонг-Айленда большую белую акулу весом более тонны, и подумал, «а что было бы, если такая
акула появилась бы у побережья и не захотела уходить в море?». Оброненное семя сюжета прорастало еще в
течение семи лет (даже аванс от издательства в 7,5 тысяч долларов из-за занятости автора не ускорили его написания)
– до 1971 года, когда собственно и начал писаться роман.
После выхода книга становится настолько популярной, что ее тираж с начала первой публикации в феврале 1974 года,
к концу следующего допечатывался еще четыре десятка раз (!). Этот роман в течение сорока недель (почти год)
находился на первый местах списка бестселлеров газеты «New York Times». И то, что тираж этого романа выдержал
более 20 миллионов экземпляров, кое о чем говорит. В довершение к этому огромной популярности романа
способствовал также и одноименный фильм Стивена Спилберга, который
вышел на экраны в 1975 году, и к которому Бенчли написал сценарий и даже снялся в небольшой роли журналиста.
Вообще, тема опасности, таящейся в глубинах мирового океана, стала превалирующей в творчестве
автора, у которого практически все книги так или иначе основаны на личном опыте. В романе «Бездна» (1976)
гиперболизируется реальный факт о затонувшем корабле с грузом наркотиков на борту. «Зверь» (1991), в котором речь
шла о гигантском кальмаре терроризирующем мирных американских рыбаков одного небольшого городка, был
написан после года безуспешной охоты автора на большого кальмара. Роман «Подведение итогов» (1986) появился
вследствие собственного опыта автора на службе в Белом доме.
В документальных книгах «Акула!: Правдивые истории и уроки из бездны» (2002) и «Акулья тревога: Правдивые
истории об акулах и море» (2002) автор на фактическом материале и на своем 30-летнем опыте помогает читателю
приблизиться к океану и его жителям с пониманием и уважением, которое они заслуживают. Он описывает многие
типы акул, и немногие, которые представляют подлинную угрозу человеку, рассказывает о том, что известно и что не
известно о поведении акул. Все это подкреплено личным опытом: ошибки, которые он сделал и опасности, с которыми
он столкнулись при создании бесчисленных статей и телевизионных документальных фильмов, а также своих
знаменитых романов.
Шесть романов Питер Бенчли были экранизированы, для трех из них он сам написал сценарии, а за фильм «Остров»
(The Island) писатель получил самый большой гонорар – 4 миллиона долларов. Он также частенько появился во многих
телевизионных документальных фильмах, делает 15-20-минутные научно-популярные фильмы для Аквариума Новой
Англии (New England Aquarium), которые показывают во всех Аквариумах мира. На радио ведет ежедневную
программу под названием «Океанский доклад» (Ocean Report), в которой ратует за экологическое сохранение океана
и его обитателей.
Его многочисленные статьи и эссе публиковались в таких престижных изданиях, как «Национальный географический
журнал» (National Geographic) и «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times). К тому же Бенчли является членом
национального совета Защиты Окружающей Среды (National Council of Environmental Defense), являясь представителем
его Программы Океанов (Oceans Program). К слову сказать, Бенчли очень жалел о том, что написал роман «Челюсти»,
т.к. книга и фильм привели к тому, что люди стали жутко ненавидеть акул и при случае их уничтожать. Ради этого,
собственно, писатель присоединился к кампании международной группы «В защиту дикой природы», призванной
остановить бессмысленное уничтожение акул – самых древних на сегодняшний день рыб на Земле. По словам
Бенчли, за четверть века, прошедшие со времени опубликования романа, «акулы подверглись беспрецедентному и
не поддающимся никаким оценкам истреблению».
Из восьми художественных романов, авторские допущения таких книг как «Челюсти» (1974), «Остров» (1979),
«Девушка из моря Кортеса» (1982) и «Зверь» (1991), вплотную граничат с фантастическим жанром. В «Челюстях» и
«Звере» – это нетривиальное и кровожадное поведение морских животных по отношению к человеку, в «Острове» –
сохранившаяся в течение почти 300 лет группа пиратов, а в «Девушке из моря Кортеса» - умение почти разговаривать
с морскими обитателями юной девушки. А вот чисто фантастической книгой Бенчли стала его последняя книга –
научно-фантастический триллер «Белая акула» (1994), в котором речь идет о результатах генетического эксперимента
нацистского ученого по выведению новой расы существ – помесь человека и акулы.
Скончался писатель 11 февраля 2006 года в своем доме в Принстоне (штат Нью-Джерси) от фиброза легких. Почти
всю свою жизнь он посвятил изучению и защите акул. В 2004 году в честь сороковой годовщины их свадьбы Питер и
его жена Венди даже отправились на Гваделупу, где опустились в клетке на дно моря и провели несколько часов в
клетке среди многочисленных плавающих акул.
Произведения автора
Романы
- 1974 – Челюсти (Jaws) – Doubleday & Co. (Нью-Йорк), 1974. – 312 с. (о)
- 1976 – Бездна (The Deep) – Doubleday & Co. (Нью-Йорк), 1976. – 302 с. (с.о.)
- 1979 – Остров (The Island) – Doubleday & Co. (Нью-Йорк). – 302 с. 1979 (о)
- 1982 – Девушка из моря Кортеса (The Girl of the Sea of Cortez) – Doubleday & Co. (Нью-Йорк), 1982. – 238 с. (п)
- 1986 – Подведение итогов (Q Clearance) – изд. «Random House», 1986. – 340 с. (п)
- 1989 – Пьянчуги (Rummies) – изд. «Random House», 1989. – 258 с. (п)
- То же: Под названием «Пьяный» (Lush) – Великобритания
- 1991 – Зверь (The Beast). – изд. «Random House» (п)
- 1994 – Белая акула (White Shark) – изд. «Random House». – 324 с. $23.00 (п) ISBN 0-679-40356-6
- То же: 1995 – изд. «Arrow». – 324 с. $4.99 (о) ISBN 0-09-949161-3
- То же: 1995 – изд. «St.Martin’s». – 340 с. $6.50 (о) ISBN 0-312-95573-1
- То же: 1997 – Под названием «Чудовище» Питера Бенчли» (Peter Benchley’s Creature) – изд. «St.Martin’s». – 340 с. $6.99 (о) ISBN 0-312-96573-7
Сборники
- 1994 – Три совершенных романа (Three Complete Novels). – изд. «Random House» (п)
- Челюсти (Jaws)
- Зверь (The Beast)
- Девушка из Моря Кортеса (The Girl of the Sea of Cortez)
Документальные книги
- 1964 – Время и билет (Time and a Ticket)
- 1994 – Планета Океан: Описание и обозрение морей (Ocean Planet: Writings and Images of the Sea)
- 2001 – Акулья тревога: Правдивые истории об акулах и море (Shark Trouble: True Stories About Sharks and the Sea)
- 2002 – Акула!: Правдивые истории и уроки из бездны (Shark!: True Stories and Lessons from the Deep)
- 2005 – Жизнь акулы: Правдивые истории об акулах и море (Shark Life: True Stories About Sharks and the Sea) / В соавт. с Карен Войтила (Karen Wojtyla)
Фильмография
- 1975 – Челюсти (Jaws) – автор одноименного романа, автор сценария, актер
- 1975 – Джереми от Якоба Нека (Jeremiah of Jacob's Neck) – автор сценария
- 1976 – Великий Гудини (The Great Houdini) – автор сценария телефильма
- 1977 – Бездна (The Deep) – автор одноименного романа, автор сценария, актер
- 1978 – Охотники в рифах (Hunters of the Reef) – создатель персонажей в телефильме
- 1980 – Остров (The Island) – автор одноименного романа, автор сценария
- 1983 – Челюсти 3-D (Jaws 3-D) – по роману «Челюсти»
- То же: 1983 – Челюсти 3 (Jaws 3)
- То же: 1983 – Челюсти 3 (Jaws III)
- 1989 – Бухта дельфина (Dolphin Cove) – автор сценария телесериала
- 1990 – Подпись «Showtime» (Byline Showtime) – автор коротких историй и актер в видео-эссе для кабельной сети «Showtime»
- 1990 – Акулы (Sharks) – автор документального фильма
- 1991 – Безымянная башня (Nameless Tower) – автор документального фильма
- 1991 – Земля ветров: испытание полетом (Earthwinds: The Test of Flight) – автор документального фильма
- 1991 – Кокосовый остров: Остров сокровищ (Cocos Island: Treasure Island) – автор документального фильма
- 1991 – На дне моря: Галапагосы (Beneath the Sea: The Galapagos) – автор документального фильма
- 199? – Человек, который любит акул (Man Who Loves Sharks) – автор документального фильма
- 19?? – Акулы (Audubon Video: Sharks) – автор документального фильма
- 1994 – Мистер Паркер и Порочный круг (Mrs. Parker and the Vicious Circle) – актер
- То же: 1994 – Мистер Паркер и Круглый стол (Mrs. Parker and the Round Table)
- 1995 – Создание Стивеном Спилбергом фильма «Челюсти» (The Making of Steven Spielberg's 'Jaws') – гость в видеофильме
- 1995 – Безжалостные челюсти (Cruel Jaws) – автор сценария телефильма
- То же: 1995 – Зверь (The Beast)
- То же: 1995 – Челюсти 5: Безжалостные челюсти (Jaws 5: Cruel Jaws)
- 1996 – Зверь (The Beast) – мини-сериал по одноименному роману, исполнительный продюсер
- То же: 1996 – «Зверь» Питера Бенчли (Peter Benchley's The Beast)
- 1997 – Зверь (The Beast) – по одноименному роману
- 1998 – Чудовище (Creature) – телефильм по роману «Белая акула», актер
- То же: 1998 – «Существо» Питера Бенчли (Peter Benchley's Creature)
- 1999 – Амазония (Amazon) – исполнительный продюсер телесериала
- То же: 1999 – «Амазония» Питера Бенчли (Peter Benchley's Amazon)
- То же: 2001 – Амазония – пленники джунглей (Amazonas - Gefangene des Dschungels) – Германия
- 2002 – Челюсти: Подлинная голливудская история (Jaws: The E! True Hollywood Story) – гость в документальном телефильме
- 2004 – Личная история: Иностранец Хичкок (Personal History: Foreign Hitchcock) – гость в документальном видеофильме
- 2005 – Акула все еще в деле (The Shark Is Still Working) – гость в документальном видеофильме
Награды и звания
- 1976 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший сценарий кинофильма» за фильм «Челюсти» (вместе с Карлом Готтлибом)
- 1976 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший сценарий» за фильм «Челюсти» (вместе с Карлом Готтлибом)
- 1976 – номинация на премию «WGA Award (Screen)» в категории «лучшая драма, адаптированная из другого жанра» за фильм «Челюсти» (вместе с Карлом Готтлибом)
Отдельные издания
- Челюсти: Роман / Предисл. А. Мулярчика; Худ. А. О. Москвичев. – СПб.; Колпино: Водолей, 1991. – 245 с. 75 000 экз. (о) ISBN 5-87852-001-Х
- То же: Алма-Ата: Демеу, 1991. – 236 с.
- То же: Послесл. А. Мулярччик; Худ. С. Еремин. – Шахты (Рост. обл.): Русский Медведь, 1992. – 222 с. 100 000 экз. (п) ISBN 5-86582-006-0
- То же: Пер. И. Басавиной. – Красноярск: РИЦ «Гротеск»; Новосибирск: Советская Сибирь, 1992. – 256 с. 100 000 экз. (о) ISBN 5-86426-002-9
- То же: Иркутск: Лисна, 1992. – 237 с. – (Библиотека авантюрно-приключенческого романа). 200 000 экз. (о)
- То же: Пер. И. Басавиной. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002. – 304 с. – (Persona grata). 5 100 экз. (п) ISBN 5-699-00709-1
- Бездна: Романы. – М.: ЛИК, 1993. – 640 с. – (Экран. Книга). 50 000 экз. (п) ISBN 5-87188-013-4
- Бездна / Пер. А. Флотского – с.
- Девушка из моря Кортеса / Пер. А. Хохрева – с.
- Челюсти / Пер. И. Басавиной – с.
- Белая акула: Роман / Пер. Н. Белова. – М.: Новости, 1996. – 320 с. – (Мировой бестселлер) (п) ISBN 5-7020-0932-0
- То же: Роман / Пер. Н. Белова. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002. – 336 с. – (Persona grata). 6 000 экз. (п) ISBN 5-699-00965-5
- Тварь: Роман / Пеp. А. А. Литовкиной, О. H. Hокс. – М.: Hовости, 1997. – 336 с. – (Миpовой бестселлеp). 10 000 экз. (п) ISBN 5-7020-1009-4
- То же: Роман. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 368 с. – (Persona grata). 5 100 экз. (п) ISBN 5-699-021141-8
- Бездна: Роман / Пер. М. Пазиной. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 304 с. – (Persona grata). 6 100 экз. (п) ISBN 5-699-01607-4
- Остров: Роман. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 288 с. – (Persona grata). 4 100 экз. (п) ISBN 5-699-02510-3
- Девушка из моря Кортеса: Романы. – М.: Эксмо; Домино. – 2004. – 544 с. – (Почерк мастера). 6 000 экз. (п) ISBN 5-699-06537-7
- Тварь / Пер. А. Литовкина, О. Нокс – с.3-328
- Девушка из моря Кортеса / Пер. М. Красавина – с.329-542
Публикации в периодике и сборниках
- Челюсти: Роман / Пер. И. Басавиной // Иностранная литература, 1984, №7 – с.92-162, №8 – с.77-157
- То же: П. Бенчли. Челюсти; Р. Хаббард. Страх. – Минск: Агентство «Дайджест», 1992 – с.
- Остров: Роман // Индиана Джонс. – СПб.: ЛИК, 1993 – с.
Публицистика
- Верхом на морском скате: [Очерк их журнала «Нэшнл джиогрэфик»] / Пер. с нем. Татьяны Михайловой // Смена, 1981, №18 – с.28-29
Творчество автора
- Александр Ройфе. [О кинофильме «Тварь Питера Бенчли»] // Если, 1999, №8 – с.103
- Питер Бенчли (1940-2006) // Сергей Неграш. Иные замки: Путеводитель по зарубежной фантастике. – СПб.: Северо-Запад; ООО «Андрей Буровский КиФ», 2021 – с.31
© Виталий Карацупа, 2003-2006
|
|
|