|
|
|
|
«Я хотел бы, чтобы мир помнил меня как парня, который
действительно любил играть в игры и разделял свои знания и время для игр со всеми остальными»
Американский писатель-фантаст и дизайнер игр, автор множество книг в жанре фэнтези, создатель ролевой системы «Dungeons & Dragons» (D&D).
Его по праву считают одним из отцов-основателей настольных ролевых игр.
Родился в г. Чикаго (штат Иллинойс) в семье швейцарского иммигранта – виолончелиста Чикагского симфонического оркестра Эрнста Гайгекса
(Ernst Gygax). Летом 1946 года семья переехала в г. Лейк Женева (Lake Geneva, штат Висконсин), где Гэри жил и работал всю оставшуюся жизнь.
Учился в местной средней школе, посещал вечерние двухгодичные курсы колледжа, после чего поступил на антропологический факультет
Чикагского университета (University of Chicago).
Его любовь к научной фантастике и играм началась в раннем детстве. Эрнст Гайгекс был страстным поклонником фантастики и сумел привить любовь
жанра своему сыну. С пяти лет Гэри уже играл в карточную игру «pinochle» и шахматы, с десяти лет с друзьями он начал заниматься тем, что ныне
называют ролевыми играми. В то время уже начали издаваться прообразы современных настольных игр, в которые он играл со своим другом Доном
Кайе (Don Kaye). К 1965 году для Гэри Гайгекс ролевые игры стали настоящим хобби, он писал многочисленные статьи в журналы, а затем стал
придумывать собственные варианты игр.
В 1960-х работал страховым агентом Фонда пожарников (Firemen's Fund). В 1966-м вместе с Билом Спиром (Bill Speer) и Скоттом Дунканом
(Scott Duncan) создал международную любительскую Федерацию военных игр «International Federation of Wargamers» (IFW), которая объединяла
несколько клубов ролевиков. А затем основал конвент любителей ролевых игр «Gen Con», начало которому было положено в 1967 году, когда Гайгекс
в своем доме организовал игру с 20 участниками. Сейчас же «Gen Con» – самый крупный игровой конвент Северной Америки. В 1970 году он
становится главным редактором издательства «Guidon Games», специализирующегося на военных играх (в основном периода Средневековья). В
это время он создал такие игры, как «Александр Великий» (Alexander the Great) и «Дюнкерк» (Dunkirk). В 1971-м вместе с Джеффом Перреном
(Jeff Perren) издал другую военную игру «Chainmail», базировавшуюся на средневековых битвах, а с Дейвом Арнесоном (Dave Arneson)
военно-морскую военную игру «Не покидайте судно!» (Don't Give Up the Ship!)
В 1973 году со своим товарищем с Доном Кайе, с начальным капиталом всего в одну тысячу долларов, основал собственную компанию
«Tactical Studies Rules» (TSR, Inc.). А в 1974 году вместе с Дейвом Арнесоном разработал игровую систему «Подземелья и драконы»
(Dungeons & Dragons, D&D) и в том же году начал выпускать журнал «Стратегический обзор» (The Strategic Review), являвшийся официальным
изданием по миру «Подземелий и драконов». (Издание вскоре трансформировалось в журнал «Дракон» (The Dragon), существующий и поныне).
Игра была выпущена в январе 1974 года в количестве 1 000 экземпляров, ее продажа растянулась на целый год, но вскоре настольные игры,
созданные по этой системе, завоевали большую популярность. Позднее подобная система применялась для разработки десятков компьютерных игр.
Ролевая система «Dungeons & Dragons», вдохновленная сюжетами американских авторов Джека Вэнса (Jack Vance), Роберта Говарда
(Robert E. Howard), Л. Спрэг де Кампа (L. Sprague de Camp), Фрица Лейбера (Fritz Leiber) и др., позволяет игрокам принимать участие в выдуманных
приключениях, регулируя их поведение, действия и поступки сложным набором правил. За соблюдением этих правил следит ведущий, а случайные
события моделируются при помощи бросков игральных костей.
После неожиданной смерти Дона Кайе от сердечного приступа в январе 1976 года, вдова продала Гэри долю акций мужа компании
«Tactical Studies Rules» (TSR, Inc.), и таким образом Гайгекс стал ее единоличным хозяином. В 1977 году Гэри Гайгекс начал работу над более
всесторонней версией его детища, названной «Улучшенные «Подземелья и драконы» (Advanced Dungeons and Dragons, AD&D), он также разработал
многочисленные руководства, дополнительные модули и системы прохождения для этой игры.
После того, как Гайгекс в 1985 году оставил работу в «TSR, Inc.», он принимал участие в многочисленных самостоятельных и командных игровых
проектах: «Опасные путешествия» (Dangerous Journeys, 1992), «Приключения Леджендара» (Lejendary Adventure, 1999), «Замки и крестовые походы»
(Castles & Crusades, 2005) и другие. Но его детище «Подземелья и драконы» не только кормило его всю жизнь, а также доставляло автору истинное
удовольствие, особенно, когда он получал письма от людей, выросших на этой игре.
По словам его второй жены, в течение последних нескольких лет Гайгекс, заядлый курильщик, страдал от аневризмы брюшной аорты. 1 апреля и
4 мая 2004 года он перенес два сердечных приступа, но, несмотря на ухудшающееся здоровье, до января 2009-го проводил традиционные
еженедельные игры по правилам D&D.
Скончался писатель 4 марта 2008 года у себя дома в Лейк Женеве в возрасте 69 лет. Кроме жены у Гайгекса остались шестеро детей и семь внуков.
Произведения автора
Награды и звания
- 1980 – внесение в Зал Славы Академии приключенческого игрового искусства и оригинального дизайна (Academy of Adventure Gaming Arts & Design Origins Award Hall of Fame)
- 2005 – в его часть назван штамм бактерий «Arthronema gygaxiana sp. nov. UTCC393»
Публикации в периодике и сборниках
- Битва у мертвой звезды 31: [Роман] // Прорыв. – М.: АСТ, 1996 – с. – [Имя переведено как Е. Гари Гиже]
- Уступка: [Роман] / Пер. Е. Н. Еремченко // Флот. – М.: АСТ, 1996 – с.286-326 – [Имя переведено как Е. Гари Гиже]
© Виталий Карацупа, 2009
|
|
|