|
|
|
|
Рассказ Феликса Дымова «Мой сосед» (1988) ведется от лица маленькой девочки Ани,
которой было суждено жить в коммунальной квартире по соседству с художником, непризнанным гением, Георгием
Викторовичем Фогелем. Незадолго до своей смерти в 1965 году этот старый ленинградский художник, на пороге
своего 90-летия, воплотил всю свою душу, скопившуюся в ней доброту, спокойный взгляд на окружающий мир и
действительность, свое настроение, горести и радости, в… манекен! В течение четырех последних лет он оформлял
витрину крупнейшего универмага того времени – Гостиного двора. Одну-единственную витрину, в которой с помощью
манекена каждую неделю разыгрывалась застывшая жанровая сценка. И эти композиции были настолько гениальными,
что у витрины постоянно толклись люди, которым передавалось настроение «коханки» – так Фогель назвал свой
манекен. А когда он тихо умер, сразу же после того, как создал свою последнюю, самую трагическую композицию,
в скором времени манекен исчез из витрины. Но спустя шесть месяцев в углу Академического сада, где похоронили
художника, на самый краешек надгробной плиты, в ногах, кто-то установил гипсовый слепок горюющей «коханки».
Ваятель так и не объявился и в течение времени эта история начала забываться, а статуя «коханки» стала одной из
достопримечательностей города. Прозванной Скорбящей Подругой.
Но спустя шесть десятков лет, в 2026 году было обнаружено, что эта фигура внезапно «поплыла»: потеряла жесткость,
выпрямилась, разогнула прижатые к лицу ладони. Когда же за дело взялись реставраторы, удивлению не было
предела. Оказалось, что Скорбящая Подруга и есть тот самый манекен, который в свое время изготовили из нового
материала – вспененной пропилазы. В общем, манекен обрел такие свойства, которым ученые дали название
квазижизнь. «Коханка» после смерти Фогеля начала свой долгий путь по улицам города к могиле своего создателя,
того, кто и вложил в нее всю свою душу. Ее движения были очень медленными, и видимо передвигалась она только
ночью, днем же маскируясь под многочисленные скульптуры на клумбах или кариатиды. И теперь вот она свое
отстрадала, пока снова не пожелала жить – в нашем веке, в будущем.
© Виталий Карацупа, 2006
|
|
|
|