Роман-антиутопия Владимира Войновича «Москва 2042» (1986) хоть и лежит в русле политической сатиры, но выдержана в
пародийном ключе. Писатель воспользовался классическим штампом утопической литературы — экскурсантом из прошлого. Главный герой,
писатель-диссидент Виталий Никитич Карцев, живущий в Мюнхене, при помощи «космоплана», использующего временной парадокс сверхсветовой
скорости, в июне 1982 года отправляется в будущее, на 60 лет вперед. И оказывается в Московской ордена Ленина Краснознаменной
Коммунистической республике (сокращенно «Москвореп», окруженной тремя кольцами враждебности (т.е. остальным миром) и где давно уже
провозгласили светлое коммунистическое Завтра. Здесь царит жуткая смесь партократии и теократии – Коммунистическая партия государственной
безопасности (КПГБ) причислила к лику своих отцов-основателей... Иисуса Христа, а главный церковный иерарх, отец Звездоний, имеет звание
генерал-майора религиозной службы. Но Церковь присоединилась к государству «при одном непременном условии: отказа от веры в Бога». В
пантеоне Коммунистической Реформированной Церкви свои святые: святой Карл, святой Фридрих, святой Владимир и т.д. А «лицом №1» этого
государства есть Гениалиссимус, который мудро правит своим народом… с околоземной орбиты!
Разумеется, граждане будущей России живут в условиях жесточайшей регламентации. Одна из главных заповедей сущего здесь гласит
«Первичное – вторично, а вторичное – первично!». Здесь все бесплатно, но строго регламентировано и дозировано, здесь, для того, чтобы получить
большие льготы, народ сдает в «закрома Родины» свой кал, мочу и сперму (так называемый «вторичный продукт»). Любовь и секс под строгим
контролем, работа, согласно уставу, просто обязана приносить радость и т.д. Но традиционно пугающие антиутопические штрихи под пером Войновича
приобретают комические черты. Ну вот, например, какие правила поведения установлены в Предприятиях Коммунистического Питания:
Запрещено:
1. Поглощать пищу в верхней одежде.
2. Играть на музыкальных инструментах.
3. Становиться ногами на столы и стулья.
4. Вываливать на столы, стулья и на пол недоеденную пищу.
5. Ковырять вилкой в зубах.
6. Обливать жидкой пищей соседей.
7. Категорически запрещается разрешать возникающие конфликты с помощью остатков пищи, кастрюль, тарелок, ложек, вилок и другого государственного имущества.
Здесь был даже свой Государственный экспериментальный публичный дом имени Н. К. Крупской, работавший под девизом «Кто сдает продукт
вторичный, тот сексуется отлично». И вот в таком извращенном мире оказывается любитель смачно выпить, приударить за женщинами, и вообще,
патологический диссидент любого строя. Приключения и похождения Виталий Карцева, его знакомство со странными обычаями и законами Москворепа,
попытка жить в таком мире, списанном Войновичем почти дословно с реальности Союза периода развитого застоя, приводят к тому, что здесь
начинаются массовые беспорядки, вылившиеся в народное восстание. А результатом всей этой заварухи стало создание… монархии! Итог: на
престол взошел (да нет, въехал на белом коне бывший писатель-монархист Сим Симыч Карнавалов) Серафим Первый, Император и Самодержец
Всея Руси.
И последнее. Гениалиссимус, а также правитель будущей России, участник Августовской революции, герой бурят-монгольской войны, бывший
генерал КГБ, свободно говорящий по-немецки, есть не кто иной, как Лешка Букашов – товарищ Виталия Карцева, с которым тот учился еще в
институте. Принимая специальное средство вечной жизни, он смог сохраниться молодым в течение этих пятидесяти лет, и на практике доказать…
невозможность коммунизма! Ведь как еще можно доказать непреложную истину тупоголовым людям, пока не покажешь это воочию. Вот он еще
тогда с младых лет и вознамерился построить то светлое равноправное общество, которое пропагандировалось с самого начала ХХ века, а также
показать, каким оно обязательно станет.
© Виталий Карацупа, 2007