|
|
|
|
Из романа Владимира Кузьменко «Гонки с дьяволом» (1992) мы узнаем, что на Землю обрушивается страшная эпидемия
(вирус СПИДа породнился с вирусом гриппа), от которой значительная часть населения вымирает. Но все-таки в живых остается сравнительно
большое количество народа. В том числе и наш герой с воспитанниками. Вокруг них образуется целая колония потерявшихся, осиротевших людей.
Им приходится жить, как робинзонам, потому что погибло все – нет ни государства, ни властей, ни цивилизованных инфраструктур. В колонии герой
становится президентом, царем, словом, абсолютным владыкой. Но это только на первый взгляд обычный роман-предупреждение: вот, мол, что
может ожидать нас, если мы не перестанем сливать нечистоты в реки. На самом деле автор проводит другую идею: для защиты дела, которое
кажется герою справедливым (оно, может быть, и действительно таково) допускаются любые средства, в том числе и жестокие. Сергей перебил
всех «неогуманистов», не пытаясь разобраться, кто из них виноват больше, кто меньше. И здесь «пан» Директор казнит и милует – опять-таки без
суда и следствия. Впрочем, автор ставит вопрос бескомпромиссно: а что делать, если одичавшие собаки в натуральном и человеческом облике
бродят вокруг, чтобы грабить, убивать, насиловать оставшихся в живых и сжавшихся в маленькие общежития-комочки, устанавливающие внутри
себя тот самый общественный договор, который человечество в целом так и не смогло осуществить за долгие тысячелетия. Автор отчетливо
произносит слово: диктатура Просвещенная, может быть, даже надо сказать – имеющая понятия о демократии, но все же диктатура, для которой
идеи ненасилия чужды и непонятны и в необходимых случаях действующая не просто решительно, а жестоко, беспощадно. Все дело сводится к
тому, чтобы диктатора подобрать подходящего. Не ошибиться. Так вопрос в советской фантастике еще не ставился. Это модель диктатуры
самовластной, но еще цивилизованной. А вот, в каком направлении будут развиваться подобные диктатуры, автор оставил без ответа.
Виталий Карацупа, 2008
|
|
|
|