Сверхъестественный однотомник: Настоящая коллекция рассказов о призраках, ведьмовстве, оборотнях, культ дьявола, некромантии, сатанизме, божественности, колдовстве, вуду, одержимости, таинственной гибели и судьбе / Ред. The Grimoire and Other Ghostly Tales» / Ред. Монтегю Саммерс (Montague Summers). – изд. «Victor Gollancz» (Лондон), 1931. – 622 с. 10 000 экз. (п)

  • То же: 1932 – изд. «Doubleday, Doran & Company» (США). – 690 с. (п) – [Это издание лишено восьми рассказов первого издания, но имеет шесть дополнительных рассказов]
  • То же: 1935 – изд. «Victor Gollancz» (Лондон). 1 000 экз.
  • То же: 1949 – изд. «Victor Gollancz» (Лондон). – 622 с. (п)
  • То же: 1952 – изд. «Victor Gollancz» (Лондон). – 622 с. (п)
  • То же: 1956 – изд. «Victor Gollancz» (Лондон). – 622 с. (п)
  • То же: 1969 (9-я ред.) – изд. «Victor Gollancz» (Лондон). – 622 с. (п) ISBN 0-575-00381-2
  • То же: 1974 – изд. «Causeway Books» (США), 1974. – 622 с. (п) ISBN 0-88356-037-2
  • То же: Под названием «Призраки и ужасы: Сверхъестественный однотомник. Том 1» (Hauntings and Horror: The Supernatural Omnibus Volume 1) / Обложка Джастина Тодда (Justin Todd). – изд. «Penguin Books», 1976. – 430 с. (о) ISBN 0-140-04184-2
  • То же: Под названием «Культ дьявола, колдовство и учение зла: Сверхъестественный однотомник. Том 2» (Diabolism, Witchcraft and Evil Lore: The Supernatural Omnibus Volume 2) / Обложка Джастина Тодда (Justin Todd). – изд. «Penguin Books», 1976. – 298 с. (о) ISBN 0-140-04184-2
  • То же: 1982 – изд. «Victor Gollancz» (Лондон), 1974. – 622 с. (п)
  • То же: 1982 – изд. «Trafalgar Square Publishing». – 624 с. (п) ISBN 0-575-03120-4
  • То же: 1984 – изд. «Penguin Books». – 573 с. (о) ISBN 0-140-07297-7
  • То же: 1994 – Худ. Кэролин М. Макаельсен (Carolyn M. Michaelsen). – изд. «Bracken Books». – 622 с. (о) ISBN 1-858-91222-9
  • То же: 1998 – Худ. Кэролин М. Макаельсен (Carolyn M. Michaelsen). – изд. «Senate Pub». – 622 с. (о) ISBN 1-858-91222-9

Из статьи Вячеслава Коропа о Монтегю Саммерсе

В 1931 году Монтегю Саммерс издал самую первую и самую удачную антологию с историями о привидениях: «Сверхъестественный однотомник» с подзаголовком «Being a Collection of Stories of Apparitions, Witchcraft, Werewolves, Diabolism, Necromancy, Satanism, Divination, Sorcery, Goetry, Voodoo, Possession, Occult Doom and Destiny» в издательстве Виктора Голланца (Gollancz) в Лондоне. Из всех его трудов этот, пожалуй, достиг самого высокого тиража. Первый тираж содержал 10 000 экземпляров и уже в 1935 году, пусть даже с тиражом в 1 000 экземпляров, отпечатан повторно. Со времён первого издания выходили бесчисленные перепечатки. Эта книга по сей день имеется в продаже. Страстный демонолог Саммерс делит книгу на два параграфа: §1: Призрак и ужас; §2: Культ дьявола, колдовство и учение зла. Каждый из этих параграфов в свою очередь делится на отделы с названиями: «Зловещие посещения»; «По ту стороны могилы»; «Возвращение мертвецов»; «Душа в очищающем огне»; «Чёрная магия»; «Оборотень», «Ведьмовство», «Вампир». Среди авторов – такие классики как Уильям Уилки Коллинз, Шеридан Ле Фаню, Амелия Эдвардс или Брэм Стокер, но и также тогда ещё почти неизвестные имена: Роджер Патер (Саммерс включил в антологию сразу три его истории). Книга Патера «Мистические голоса» (Mystic Voices), откуда взяты рассказы, которые в своей апологетской основной направленности можно сравнить с рассказами Роберта Хью Бенсона, была уже тогда довольно редкой. Эти вдрызг католические истории о привидениях были очень по душе священнику Саммерсу. Сегодня их можно рекомендовать лишь тем любителям жанра, которые ищут в нём мягкое и одновременно странное. Антология «Сверхъестественный однотомник» содержит 38 историй, уместившихся на 622 страницах – не самая объёмная антология фантастической литературы, когда-либо напечатанная, но, определённо, одна из самых значительных. Временные рамки простираются от авторов второй половины XIX века вплоть до современников Саммерса. Однозначный центр тяжести лежит на газетных публикациях с 1850 по 1900 годы, что придаёт антологии дополнительное очарование. В письме к Льюису Уилкинсону от 9 августа 1930 года Саммерс писал: «У нас есть детективные антологии и антологии на самые разные темы, но нет ни одной большой антологии историй о приведениях. Не стоит ли издать сборник с хорошими историями о привидениях последних ста лет? Не старые, вечно повторяющиеся рассказы, а хорошие старомодные истории из давно канувших в лету журналов! Я за всё время собрал около 60 или 70 таких публикаций. Следовало лишь только их переиздать в одном томе и снабдить небольшим примечанием об их происхождении... а также предварить книгу коротким введением. Чем не отличный рождественский подарок? Существует бесчисленное множество хороших историй, похороненных в журналах за 1850 по 1900 годы. Я спрашиваю себя, не подумает ли Голланц как следует над этим проектом». Голланц как следует подумал и очевидно пришёл к положительному результату – к очень большой радости всех любителей истории о привидениях. «Короткое введение» между прочим состоит из 29 плотно заполненных текстом страниц и относится к лучшему, когда либо написанному об истории о привидениях. В этом введении Саммерс выражает своё мнение: чтобы написать хорошую историю о привидениях необходимо верить в духов. Он подчёркивает, что сам он верит в привидения. Тем самым для него литературные и «реальные» привидения неотделимы друг от друга, почему он в своём введении также подробно останавливается на ранней, старинной литературе о привидениях. Особый вес в работе Саммерс возлагает на классическую античную литературу, средневековую и особенно на литературу Эпохи Возрождения, разбирая, например, произведения Лаватера (Lavater) «De spectris» или Ле Лойера (le Loyer) «IIII Livres des Spectres», стоящие его демонологически вышколенному духу ближе беллетристические работы. Всё-таки он даёт хороший очерк развития истории о привидениях, начиная с уолполовского «Замка Отранто». И само собой разумеется он оказывается также истинным знатоком классической и современной истории о привидениях. К его фаворитам в этой области относятся – наряду с Джеймсом и Вернон Ли – Ле Фаню, Роберт Хью Бенсон и Элджернон Блэквуд.

Далее он пространно цитирует, соглашаясь, М. Р. Джеймса и его указания к написанию историй о привидениях, которые последний изложил в своём собственном приложении к сборнику «Привидения и чудеса» (Ghost and Marvels, изд. «V.H.Collins», Лондон, 1924). Здесь он ещё раз выражает тот факт, что он сам верит в привидения, иначе бы он никогда не рискнул составить «Сверхъестественный однотомник» и написать вводную статью.

В 1932 году вышло американское издание «Сверхъестественного однотомника» в нью-йоркском издательстве «Doubleday, Doran & Company». Это, куда более редкое издание, не идентично английскому. Восемь историй было изъято, шесть других добавлено. Впрочем, Саммерс получил от «Gollancz» за этот труд 150 фунтов стерлиногов. Из этой суммы, не сказать чтобы маленькой, Саммерс должен был заплатить еще и гонорары всем владельцам авторских прав.

содержание
  • М. С. Введение (M. S. by Introduction)
  • §1 – Призраки и ужас (Hauntings and Horror)
    • 1. Зловещие посещения: Разнородные виды (Malefic Hauntings: Mixed types)
      • Дж. Шеридан Ле Фаню. Рассказ призрака руки (Narrative of the Ghost of a Hand by J. Sheridan Le Fanu) – с.
      • Дж. Шеридан Ле Фаню. Странные беспорядки на Онгер-Стрит (An Account of Strange Disturbances in Aungier Street by J. Sheridan Le Fanu) – с.
      • Эвелин Несбит. Большой человек в мраморе (Man-Size in Marble by Evelyn Nesbit)
      • Брэм Стокер. Дом судьи (The Judge's House by Bram Stoker) – с.
      • Персеваль Лэндон. Аббатство Тернли (Thurnley Abbey by Perceval Landon) – с.
    • 2. Зловещие посещения и болезни (Haunting and Disease)
      • Э. и Х. Герон. История дома «Испанцы», Хаммерсмит (The Story of the Spaniards, Hammersmith by E. & H. Heron)
    • 3. Злобная тайна (Malevolent Mystery)
      • Амелия Б. Эдвардс. Карета-призрак (The Phantom Coach by Amelia B. Edwards)
      • Эймиас Норткот. Брикетт-Боттом (Brickett Bottom by Amyas Northcote)
    • 4. По ту стороны могилы (From Beyond the Grave)
      • Мисс Брэддон. Холодное объятие (The Cold Embrace by Miss Braddon)
      • Амелия Б. Эдвардс. Как третий этаж опознал Поттерриса (How the Third Floor Knew the Potteries by Amelia B. Edwards)
      • Роза Малхолланд. Не принятый во сне (Not to Be Taken at Bed-Time by Rosa Mulholland)
      • Чарльз Диккенс. Добытый с крупицей соли (To Be Taken With a Grain of Salt by Charles Dickens)
      • Чарльз Диккенс. Связист (The Signal-Man by Charles Dickens)
      • Чарльз Коллинз. Дом возмещения (The Compensation House by Charles Collins)
      • Амелия Б. Эдвардс. Инженер (The Engineer by Amelia B. Edwards)
    • 5. Мертвей не бывает (The Undead Dead)
      • Винсент О'Салливан. Когда я был мертв (When I Was Dead by Vincent O'Sullivan)
      • Э. и Х. Герон. История поместья Янда (The Story of Yand Manor House by E. & H. Heron)
    • 6. Возвращение мертвецов (The Dead Return)
      • a. В отмщении (In Retribution)
        • Винсент О'Салливан. Дело мадам Джейн (The Business of Madame Jahn by Vincent O'Sullivan)
      • b. В любви или страсть (In Love or Passion)
        • Вернон Ли. Любовь Дурэ (Amour Dure by Vernon Lee)
        • Вернон Ли. Оке Окехаст (Oke of Okehurst by Vernon Lee)
        • Мисс Брэддон. Гость Эвелины (Eveline's Visitant by Miss Braddon)
      • c. Исполненная клятва (A Vow Fulfilled)
        • Эвелин Несбит. Свадьба Джона Черрингтона (John Charrington's Wedding by Evelyn Nesbit)
    • 7. Душа в очищающем огне (A Soul from Purgatory)
      • Роджер Патер. De Profundis (De Profundis by Roger Pater)
    • 8. Затененная судьба (Shadowed Destiny)
      • Уилки Коллинз. Женщина из сна (The Dream Woman by Wilkie Collins)
  • §2 – Культ дьявола, колдовство и учение зла (Diabolism, Witchcraft and Evil Lore)
    • 1. Черная магия (Black Magic)
      • Ричард Бэрэм. Исключительный случай из жизни покойного Генри Харриса, доктора богословия (Singular Passage in the Life of the Late Henry Harris, Doctor in Divinity by Richard Barham)
      • Джаспер Джон. Дух Стоунхенджа (The Spirit of Stonehenge by Jasper John)
      • Джаспер Джон. Ловец душ (The Seeker of Souls by Jasper John)
    • 2. Сатанизм (Satanism)
      • Роджер Патер. Наследство астролога (The Astrologer's Legacy by Roger Pater)
    • 3. Ведьмовство (Witchcraft)
      • Амелия Б. Эдвардс. История о призраке моего брата (My Brother's Ghost Story by Amelia B. Edwards)
    • 4. Сделка с демоном (Contracts with the Demon)
      • Дж. Шеридан Ле Фаню. Сделка сэра Доминика (Sir Dominick's Bargain by J. Sheridan Le Fanu)
      • Винсент О'Салливан. Сделка Руперта Оранжа (The Bargain of Rupert Orange by Vincent O'Sullivan)
    • 5. Вампир (The Vampire)
      • Дж. Шеридан Ле Фаню. Кармилла (Carmilla by J. Sheridan Le Fanu)
    • 6. Оборотень (The Werewolf)
      • Фредерик Мэррит. Белый волк с гор Хартца (The White Wolf of the Hartz Mountains by Frederick Marryat)
    • 7. Одержимость (Possession)
      • Роджер Патер. A Porta Inferi (A Porta Inferi by Roger Pater)
    • 8. Навязчивая идея (Obsession)
      • Ричард Бэрэм. Волосы Джерри Джарвиса (Jerry Jarvis's Wig by Richard Barham)
      • Джон Гвинен. Смотритель за мертвыми (The Watcher of the Dead by John Guinan)
    • 9. Вуду (Voodoo)
      • Э. и Х. Герон. История старого дома Конноров (The Story of Konnor Old House by E. & H. Heron)
      • У. Б. Сибрук. Бледная невеста Туссела (Toussel's Pale Bride by W. B. Seabrook)

© Виталий Карацупа, 2006

НАВЕРХ