Советский и российский кино- и литературовед, критик, поэт, доктор философских наук (1973). Член КПСС (1961), член Союза писателей СССР (1976). Полное имя: Артемий Григорьевич Дубровин.

В 1953 году окончил Московский государственный университет. Работал учителем русского языка в вечерней школе города Ржева. Затем преподавал литературу в Московском заочном педагогическом институте, работал редактором издательства литературы на иностранных языках. Старший редактор отдела теории журнала «Вопросы литературы» (1960-1963), инструктор идеологического отдела ЦК КПСС (1963-1965), инструктор отдела культуры ЦК КПСС (1965-1977), с 1977-го – заведующий отделом марксистско-ленинской эстетики и теории кино ВНИИ киноискусства.

В 1965 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему «Партийность литературы социалистического реализма» А в 1973-м – диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук на тему «Проблемы художественного обобщения в искусстве социалистического реализма».

Печататься начал с 1953 года, по вопросам кино – с 1965 года. Автор поэмы «Звездный век» (1981) – единственного фантастического произведения поэта.

Скончался Артем Григорьевич Дубровин в Москве, похоронен на Хованском кладбище.

  • 1979 – лауреат премии Союза кинематографистов СССР
  • 1990 – Академик Российской академии экранных искусств
  • 1991 – Заслуженный деятель искусств РСФСР

    Отдельные издания
  • Звездный век: Фантастическая поэма / Худ. Н. Н. Куклес. – М.: Советский писатель, 1981. – 80 с. 45 коп. 10 000 экз. (о) – подписано к печати 03.03.1981 г.
* * *
    Не художественные издания

  • Партийность литературы социалистического реализма / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, Кафедра литературоведения, искусствознания и журналистики, 1965. – 16 с. (о)
  • Заметки о прекрасном: Эстетический идеал, красота и гармония в художественном произведении. – М.: Знание, 1967. – 32 с. – (Новое в жизни, науке, технике. 6 серия. Литература; 1). 6 коп. 55 000 экз. (о)
  • Цель художника: Проблемы теории социалистического искусства. – М.: Советский писатель, 1972. – 304 с. 86 коп. 10 000 экз. (п)
  • Проблемы художественного обобщения в искусстве социалистического реализма / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, Кафедра теории искусств, 1973. – 44 с. (о)
  • О партийности художественного творчества: Теоретические вопросы. – М.: Просвещение, 1977. – 160 с. 67 коп. 150 000 экз. (п)
  • Типическое: К эстетике нашего кино. – М.: Искусство, 1979. – 240 с. – (Актуальные проблемы теории кино). 1 р. 20 к. 4 500 экз. (п)
  • Жизнь – кинообраз – жизнь: Из истории типизации. – М.: Искусство, 1980. – 320 с. – (Актуальные проблемы теории кино). 1 р. 50 к. 8 000 экз. (п)
  • Канон или канун?: Литература, кино, эстетика: дух обновления / В соавт. с Изабеллой Михайловной Дубровиной. – М.: Советский писатель, 1990. – 368 с. 1 р. 60 к. 9 700 экз. (п) ISBN 5-265-00893-4
  • Интересы и интересное: Эстетика экрана перед лицом новой реальности. – М.: Комитет Российской Федерации по кинематографии, НИИ киноискусства, 1994. – 240 с. 3 000 экз. (о)
* * *
    Публицистика

  • Цех эстетический – цехам заводским. [К дискуссии в журнале «Вопросы литературы» на тему «Эстетика и жизнь»] // Вопросы литературы, 1961, №7 – с.75-86
  • Красота революционного искусства (К вопросу о партийности в художественном творчестве) // Вопросы литературы, 1963, №5 – с.17-46
  • Экран и время: [О некоторых советских фильмах последних лет] / В соавт. с Л. Парфеновым // Коммунист, 1965, №3 – с.89-98
  • Перечитывая ленинскую статью (О некоторых резервах советской литературы) // Знамя, 1965, кн.11 – с.220-230
  • Правда партии (К 60-летию статьи В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература») // Вопросы литературы, 1965, №11 – с.3-15
  • Живая традиция: [Об идейной целеустремленности советской литературы] // Знамя, 1966, кн.9 – с.220-231
  • Гражданственность. [О повестях Г. Владимова «Большая руда», Г. Бакланова «Карпухин» и сценарии А. Володина «Звонят, откройте дверь!»] // Вопросы литературы, 1967, №1 – с.27-53
  • Партийность – руководящий принцип творчества: [К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина] // Искусство кино, 1970, №4 – с.78
  • «Творить свободно и радостно...» (В. И. Ленин и некоторые вопросы социалистического искусства) // Вопросы литературы, 1969, №7 – с.10-29
  • Философия в поэзии: [О лирике С. Кирсанова] // Эстетика и жизнь, 1971, вып.1 – с.183-204
  • «И в одну мы слились семью…» [О национальном самобытности и интернационализме советской литературы] // Вопр. лит., 1972, №9 – с.14-36
  • Постулаты на очной ставке: [Концепции художественности и правды искусства в советском литературоведении] // Новый мир, 1972, №5 – с.256-273
  • О коммунистической партийности искусства: [К 70-летию работы В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература»] // Коммунист, 1975, №6 – с.83-92

© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ