Повествование в рассказе Урсулы Ле Гуин «Керастион» (The Kerastion, 1990) ведется от имени девочки Чумо, принадлежащей к касте Кожевников. Читателю автор представляет строго иерархический мир, разделенный на касты, законы в котором подчас чрезвычайно суровы. Ее единоутробных, но имеющих разных кровных родственников, брат Кватев оказался в касте Скульпторов, т.к. он очень искусно делал фигуры из песка. В этом мире главным достижением является не увековечивание своих творений, а наоборот поощряется только лишь скульптуры из песка, которые практически сразу же после создания и их оценивания, на глазах «тают» под ветром. Но Кватев преступил законы касты и тайно в пещере создавал творения из мрамора. Когда это обнаружили, то уничтожили всё. Кватев не смог после этого больше жить. И вот теперь Чумо надлежит играть на его похоронах на керастионе – необычном музыкальном инструменте, наподобие дудки, сделанном из человеческой кожи умершего родственника.

Фантастического элемента в этом произведении практически нет, но в целом рассказ о трагической истории Творца, который не может смириться с недолговечностью местного искусства и традиций, можно отнести к «этнографической фантастике», которую так любит Урсула Ле Гуин.


© Виталий Карацупа, 2018

НАВЕРХ