Ситуация, описанная в рассказе Урсулы Ле Гуин «Лабиринты» (Mazes, 1975) типична для любой исследовательской лаборатории, где производят опыты над животными, изучая их умственные способности. Автор описывает проводимые тесты с точки зрения самого животного, которое в рассказе не указывается. Этот зверек есть свежие листья, живет в глиняных и земляных норах и не воспринимает звуков (к примеру, он не слышит человека, а только видит, как тот шевелит губами). Проводимые человеком тесты (лабиринты, нажатия на кнопки и т.д.) воспринимаются животным как примитивные действия и он их выполняет только лишь для того, чтобы поесть несвежие зеленые листья. А движения человека – этого большого и жестокого существа – воспринимаются как вялый и неосознанный танец младенца. Ведь в среде животного танец это средство общения, а не хаотические движения, которые видит человек. И кто тогда здесь более разумен?..


© Виталий Карацупа, 2018

НАВЕРХ