Записки доктора Буркина




Записки доктора Буркина (Рис. И. Шуриц)

Небольшой цикл Игоря Росоховатского «Записки доктора Буркина» (Нотатки лікаря Буркіна, 1965-1987) составляют маленькие рассказы о докторе Михаиле Михайловиче Буркине, профессия которого – кибернопсихиатрия. Его пациенты – кибернетические устройства, в основном роботы.

Цикл был начат в 1965 году рассказами «Верховный координатор» (Верховний координатор) и «Молоток». В первом обыкновенный координирующий робот возомнил себя диктатором – Верховным координатором – и будто бы именно он был творцом людей, а не наоборот. А причиной всему стал один шутник, назвавший его таким громким именем.

Во втором рассказе («Молоток») Буркину пришлось столкнуться с неожиданно возникшей у робота под номером 78 мании величия. Он уже не желал работать с такими же как он, а быть, по меньшей мере, астронавтом, программистом или врачом. Причина такого «заболевания» оказалась довольно проста. Несколько дней назад ремонтировали крышу, и на голову 78-го упал сверху молоток. Так в его мозгу появилась одна лишняя связь, что и привело к такому случаю.

Часто бывает, что люди не понимают роботов, а принимают их вполне рациональные действия за поломку. Так, в рассказе «Комназпредрас» (Комприпредроз, Компризроз, 1967), казалось бы неадекватные действия роботов, которые во дворе главного инженера махали руками, выдавали какие-то команды, и вообще совершали беспорядочные передвижения, имели легко объяснимые причины. Главный инженер заболел и часть роботов осталась не удел, вот они и имитировали свою прежнюю работу по укладыванию рельсов у него на дворе, чтобы потом не перенастраиваться после простоя.

Но бывают также оплошности и у самих роботов, как в рассказе «Главное отличие» (Головна відміна, 1982). К доктору Буркину пришел обслуживающий робот, который сообщил, что на хоздворе появился непонятный новый биоробот малых размеров. У него имелось четыре конечности, две из которых – крылья, но не для полета, а для поддержки равновесия. Да и ведет он себя как-то странно. Пришлось доктору оторваться от дел, чтобы пойти посмотреть в чем дело и удостовериться, что этим биороботом оказался маленький цыпленок, недавно прибывший из инкубатора. Из инкубатора – значит искусственный.

В рассказе «Принцип надежности» (Принцип надійності, 1987) проводился эксперимент по коллективизации роботов. Несколько десятков моделей сосредоточили в большом, но ограниченном пространстве на полгода. Когда срок эксперимента истек, то на этом месте образовался настоящий город, в котором самые развитые роботы оказались «на дне», а чем меньше классом был робот, тем на более высокой ступеньке иерархической лестницы он стоял. Самым же главным здесь оказался… слесарь Железюк, забредший сюда пару месяцев назад.

© Виталий Карацупа, 2004