Уже из названия рассказа Генриха Альтова «Мой друг Робин» (1976) понятно, что у героя – мальчишки-школьника – есть друг. Зовут его Робин. Но это не просто друг – это робот, сконструированный в институте, где работает его отец. Он был внешне не отличим от человека, совсем такой же как в повестях Евгения Велтистова об Электронике. Здесь также как у Велитоства, Робина отправили в обычную школу для того, чтобы сравнить его поведение и реакции с обычными школьниками. Он конечно в чем-то отличался от людей, но в основном был таким же, как и другие ученики. Разве что очень любил животных и книги, особенно фантастику. Когда же друзей уже в девятом классе в очередной раз вызвали в институт для очередных сравнительных проверок и испытаний, им дали несложную изобретательскую задачу.

«Показали чертёж – ничего сложного. Внутри корпуса в подшипнике вращается вал. Надо сообразить, как контролировать толщину смазки между валом и подшипником. Заглядывать внутрь во время работы нельзя». Мальчишка очень быстро сообразил как это сделать – пустить между валом и подшипником электрический ток. Если слой масла тонкий, ток пройдёт с небольшими потерями. А если слой толстый, потери увеличатся. Значит, по силе тока можно судить о толщине слоя масла. А мальчик-робот ничего не придумал. В институте к этому отнеслись спокойно, решив, что человеческий мозг гибче, но наш герой-то точно знал, что его друг Робин попросту не такой быстрый. Он всё равно умнее и будет еще некоторое время обдумывать эту задачу и в итоге, пусть даже через несколько месяцев, выдаст другой, более оригинальное и наверняка странное решение.


© Виталий Карацупа, 2023