Всемирный следопыт




Советский ежемесячный иллюстрированный журнал путешествий, приключений и научной фантастики, издававшийся с 1925 по 1931 годы в Москве. Журнал публиковал приключенческие и научно-фантастические произведения, а также очерки о путешествиях. Он был создан по инициативе его первого главного редактора Владимира Алексеевича Попова и зарегистрирован в марте 1925 года в издательстве ЦК железнодорожников «Гудок». В 1926-м журнал перешел в Акционерное издательское общество «Земля и Фабрика» («ЗиФ»).

В журнале печатались такие авторы, как Н. Шпанов, М. Пришвин, А. Грин, начал литературную деятельность В. Ян, постоянно печатал исторические рассказы и повести М. Зуев-Ордынец. Именно «Всемирный следопыт», к примеру, первым опубликовал «Маракотову бездну» и «Когда Земля вскрикнула» Артура Конан Дойля. На его страницах впервые увидели и научно-фантастические произведения Александра Беляева, как «Последний человек из Атлантиды» (1925), «Остров погибших кораблей» (1926), «Хойти-Тойти» (1930) и др.

В первые годы своего существования редакция этого ежемесячника помещалась на Кузнецком мосту, дом №13 (теперь дом №17). Первая, очень неуютная, комната в редакции называлась «Чистилищем». В следующую вела массивная дверь с табличкой «Зав. редакции». В зависимости от обстоятельств, вторая, заветная, комната называлась или «Рай» или «Ад». Там сидел сам заведующий редакцией журнала В. А. Попов, которого за глаза звали сокращенно просто ВАП. А директор издательства «Земля и Фабрика» Владимир Иванович Нарбут был одновременно и ответственным редактором «Всемирного следопыта». Он только подписывал журнал к печати, никогда не появляясь в редакции и не вмешиваясь в его дела. До революции в течение долгих лет В. А. Попов был редактором издававшегося Сытиным журнала «Вокруг света». Так что опыт работы у него имелся достаточный. Кроме Попова в журнале первые два года работал лишь один сотрудник – секретарь редакции Александр Иванович Сокольский.

Первый номер журнала вышел тиражом 15 тысяч экземпляров, в 1929 году его тираж насчитывал уже 100 тысяч. Журнал набирал популярность. В 1927 году были изданы 12 выпусков «Библиотеки «Всемирного следопыта» с произведениями русских и иностранных авторов, а затем еще и приложение под названием «Вокруг света». Его объем, формат и шрифт был таким же, как и у дореволюционного журнала того же названия, только без букв «ъ» и «ять». И это несмотря на то, что в то же время в Ленинграде издавался один из старейших журналов с точно таким же названием – «Вокруг света». Вскоре у «Следопыта» появилось второе, правда, довольно тоненькое приложение – «Всемирный турист». Этот журнальчик был связан с деятельностью В. А. Попова в Обществе пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Во «Всемирном туристе» печатались очерки о редких в те времена туристских походах, об экспедициях на Памир и в другие места страны. Кроме того подписчикам в качестве приложения вместе с журналом прилагались и географические карты.

С 1927 по 1931 годы в журнале стала использоваться сквозная нумерация (номер первой страницы последующего журнала является следующим номером за последней страницей предыдущего), позволившая впоследствии сшивать выпуски журнала в одну книгу. С 1931 года «Всемирный следопыт» становится журналом приключений, путешествий и краеведения. В стране началась коллективизация и индустриализация, слово «фантастика» было исключено из подзаголовка. Со страниц журнала начали исчезать приключения и научная фантастика, да и объем его стал 16 страниц вместо 80-ти.

Борьба с негосударственными и акционерными издательствами, начатая в 1930 году, привела к тому, что последний номер «Всемирного следопыты» вместе с приложением «Вокруг света» вышел в 1931 году («Всемирный турист» был закрыт еще раньше»). Высказывалось мнение, что закрытие произошло при участии Максима Горького, который считал, что юным пролетариям приключенческая литература вредна. Владимир Попов переехал в Свердловск и основал там новый журнал – «Уральский следопыт», который, впрочем, вскорости также был закрыт.

В 1931 году, перед самым закрытием журнала, произошла еще и чехарда с форматами издания и нумерацией выпусков. Дело в том, что в начале 1931 года редакция «Всемирного следопыта» увеличила формат издания (типа журнала «Смена»), уменьшила количество его страниц и стала выпускать по три номера в месяц. Итого за четыре месяца – с января по апрель – вышли журналы с номерами от 1-го до 12-го, обложка которых была выполнена в черно-белом тоне. Очень бысто стало понятно, что такие изменения пришлись читателям не по вкусу и в мае редакция вновь вернулась к привычному формату и периодичностью раз в месяц. В мае 1931-го выходит 5-й номер журнала, а в июне – 6-й. На этом история издания закончилась – июньский выпуск стал последним номером журнала «Всемирный следопыт».

В 1998 году в России был зарегистрирован новый журнал с названием «Всемирный следопыт», который позиционирует себя как продолжателя традиций советского журнала, но имеет иную тематику (туризм, рассказы о стиле жизни путешественников) и, строго говоря, не может считаться преемником советского журнала.
* * *
Уточнение 1: 2-й номер журнала за 1927 год был выпущен в двух вариантах, которые мало чем друг от друга отличались. Отличие можно заметить разве что по фантастическому рассказу Фреда Уайта «Сверх-пища», размещенном на страницах 83-92. Во-первых, сам текст рассказа несколько изменен. Такое впечатление, что его переводили заново, хотя целые абзацы абсолютно идентичны. Также в одном из вариантов нет разделений на части и «обрезан» финал. Хотя иллюстрации С. Лодыгина одни и те же.
Эти два выпуска одного номера журнала имеют и разные тиражи: первый – 50 000 экз, второй – 10 000. На титуле второго издание вверху справа написано «второе издание». К тому же реклама на второй стороне обложке и на обороте титула в изданиях разная. Титульные листы несколько отличаются логотипами и надписями. А также в первом издании после рассказа «Сверх-пища» на странице 92 – сообщение «От редакции», которой нет во втором.
Всё остальное, включая заднюю обложку номера, идентично. Для чего это было сделано – пока неизвестно.

Уточнение 2: В №12 за 1928 год на обороте титульного листа указан тираж 125 000, а на последней странице – 150 000.
    Библиотека «Всемирного следопыта» (1927 год)
  • Вып.1 – Борьба с химерами
  • Вып.2 – Дэ-Вэр-Стэкпул. Остров чаек
  • Вып.3 – В. Гудзон. Девушка-птица
  • Вып.4 – На заре времен
  • Вып.5 – Райдер Хаггард. Африканские охоты
  • Вып.6 – Жак Тудуз. Европа во льдах
  • Вып.7 – Ф. Брэт-Гарт. В горной котловине
  • Вып.8 – А. Конан-Дойль. Современный алхимик
  • Вып.9 – Жак Тудуз. Пробудитель вулканов
  • Вып.10 – Р. Л. Стивенсон. Человек из моря
  • Вып.11 – Мариус Андрэ. Разоблаченный Колумб
  • Вып.12 – М. Баллантайн. Коралловый остров
    Приложения к журналу «Всемирный следопыт»
  • 1927-1931 – Вокруг света: Путешествия и приключения на суше, на море и в воздухе (от 12 до 52 номеров в год)
  • 1928-1930 – Всемирный турист (12 номеров в год)
  • 1928-1929 – Джэк Лондон. Полное собрание сочинений: В 24 томах, 48 книгах / Худ. А. Могилевский. – М.-Л.: «Земля и Фабрика» 1928-1929. (о)
  • 1930 – Г. Дж. Уэллс. Полное собрание фантастических романов: В 15 томах / Под ред. М. Зенкевича. – М.-Л.: Земля и Фабрика, 1930. (о)
Библиография фантастических публикаций в журнале
    1925
  • С. Григорьев. Тройка Ор-Дим-Стах: Радиорассказ будущего // Всемирный следопыт, 1925, №1 – с.1-16
  • В. Попов. Путешествие человеческого сердца вокруг света: Научная фантастика: [Рассказ] // Всемирный следопыт, 1925, №1 – с.73-74
  • Осада неба: К вопросу о междупланетных сообщениях: [Из истории литературы и науки] // Всемирный следопыт, 1925, №2 – с.73-76
  • А. Беляев. Голова профессора Доуэля: Научно-фантастический рассказ // Всемирный следопыт, 1925, №3 – с.16-27; №4 – с.24-31
  • Рони-старший. Среди полулюдей Африки: Рассказ // Всемирный следопыт, 1925, №3 – с.61-69
  • [Без автора]. Девять лет подземелий: Рассказ // Всемирный следопыт, 1925, №4 – с.44-54
  • [Без автора]. Типы марсиан в гипотезах ученых и писателей: [Очерк] // Всемирный следопыт, 1925, №4 – с.63-64
  • А. Беляев. Последний человек из Атлантиды: Научно-фантастический роман // Всемирный следопыт, 1925, №5 – с.45-61; №6 – с.50-65; №7 – с.58-74; №8 – с.28-47
  • Г. Алексеев. Подземная Москва: Отрывок из романа // Всемирный следопыт, 1925, №6 – с.3-13
  • Н. Шпанов. Таинственный взрыв: Фантастический авиарассказ // Всемирный следопыт, 1925, №8 – с.13-16
  • Морис Ренар. По ту сторону зеркала: Рассказ // Всемирный следопыт, 1925, №9 – с.11-19
    1926
  • Сергей Григорьев. Московские факиры: Научно-фантастическая трилогия // Всемирный следопыт, 1926, №1 – с.3-25
  • Сергей Григорьев. Новая страна: Научно-фантастический рассказ // Всемирный следопыт, 1926, №2 – с.3-18
  • А. Беляев. Остров погибших кораблей: Фантастический кино-рассказ // Всемирный следопыт, 1926, №3 – с.3-19; №4 – с.21-38
  • Сергей Григорьев. Гибель Британии: Научно-фантастический рассказ // Всемирный следопыт, 1926, №3 – с.21-32
  • А. Беляев. Ни жизнь, ни смерть: Научно-фантастический рассказ / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1926, №5 – с.3-15; №6 – с.3-14
  • Следопыт среди книг: [Реклама фантастического романа В. Гончарова «Век гигантов» («Земля и Фабрика», 364 стр.)] // Всемирный следопыт, 1926, №5 – с.75
  • А. Ром. Идеофон: Рассказ // Всемирный следопыт, 1926, №6 – с.29-33
  • А. Беляев. Белый дикарь: Научно-фантастический рассказ / Рисунки худ. В. В. Силкина // Всемирный следопыт, 1926, №7 – с.3-19
  • Морис Ренар. Пещера чудовищ: Научно-фантастический рассказ / Рисунки худ. Силкина // Всемирный следопыт, 1926, №8 – с.3-20
  • И. Окстон. Междупланетные Колумбы: Научно-фантастический рассказ конца века / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1926, №9 – с.3-12
  • А. Беляев. Мир в стеклянном шаре: [Отрывок из рассказа «Гость из книжного шкапа»] // Всемирный следопыт, 1926, №9 – с.74-75
  • С. Жеромский. Стеклянная цивилизация: [Отрывок из рецензируемого романа «Предвесеннее» («Земля и Фабрика», 416 с.)] / Пер. с пол. С. Гонзаго // Всемирный следопыт, 1926, №9 – с.77-78
  • И. Окстон. Муравьиный гнев: Фантастический рассказ / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1926, №10 – с.3-10
  • Мих. Зуев. Властелин звуков: Научно-фантастический рассказ // Всемирный следопыт, 1926, №11 – с.3-13
  • Бичхофер Робертс. Подводный остров: Фантастический рассказ // Всемирный следопыт, 1926, №11 – с.35-40, 42-45
  • [Дж. Лондон]. От приключения к приключению: К 10-летию со дня смерти Дж. Лондона: [Краткая автобиография] // Всемирный следопыт, 1926, №11 – с.51-62
  • А. Платонов. Лунная бомба: Научно-фантастический рассказ / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1926, №12 – с.3-15
  • Де-Вэр-Стэкпул. Из глубины глубин: Фантастический морской рассказ // Всемирный следопыт, 1926, №12 – с.34-44
    1927
  • Морис Ренар. Вокруг света в 24 часа: Научно-фантастический рассказ / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1927, №1 – с.3-24
  • И. Окстон. Остров Черной Гагары: Рассказ в 15 эпизодах / Рисунки худ. А. Языкова // Всемирный следопыт, 1927, №1 – с.39-50
  • С. Бакланов. Воздушная сотня: Необычайный рассказ / Рисунки худ. В. Голицына // Всемирный следопыт, 1927, №1 – с.67-71
  • Н. К. Лебедев. Великий фантаст: [Очерк о Жюле Верне] // Всемирный следопыт, 1927, №1 – с.72-74
  • Фред Уайт. Сверх-пища: Фантастический рассказ / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1927, №2 – с.83-92
  • Лев Гумилевский. Страна гипербореев: Фантастический рассказ / Рисунки худ. В. Голицына // Всемирный следопыт, 1927, №4 – с.243-257
  • А. Беляев. Остров погибших кораблей: Фантастический кино-рассказ. 2 часть // Всемирный следопыт, 1927, №5 – с.323-343, №6 – с.403-422
  • Макс Брод. Ожившие мумии: Рассказ // Всемирный следопыт, 1927, №5 – с.370-374
  • В. Джекобс. Черный кот: Юмористический рассказ / Рисунки худ. В. Голицына // Всемирный следопыт, 1927, №5 – с.375-382
  • И. Окстон. Пигментин доктора Роф: Рассказ / Рисунки худ. А. Шпира // Всемирный следопыт, 1927, №6 – с.434-442
  • А. Армстронг. Эликсир жизни: Юмористическая фантастика // Всемирный следопыт, 1927, №6 – с.451-456
  • Н. Жураковский. Тайна полярного моря: Фантастический рассказ / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1927, №7 – с.483-498
  • С. А. Семёнов. Подземные часы: Фантастически-приключенческий рассказ / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1927, №8 – с.574-582
  • А. Шишко. Необычайное превращение: Отрывок [из повести «Конец здравого смысла»] // Всемирный следопыт, 1927, №9 – с.707-708
  • Василий Афанасьев. Страна Великанов: Палеонтологическая фантастика: [Рассказ] / Рисунки В. В. Силкина // Всемирный следопыт, 1927, №10 – с.723-748
  • Э. Миндлин. Днепровская Атлантида: Фантастическая повесть, посвященная советскому строительству / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1927, №11 – с.805-821; №12 – с.891-907
    1928
  • А. Конан-Дойл. Маракотова бездна: Научно-фантастический роман / Пер. [с англ.] Е. Толкачева; Рисунки худ. В. Голицына // Всемирный следопыт, 1928, №1 – с.33-54; №2 – с.119-129; №3 – с.190-209
  • И. Дельмонт. Остров казнённых: Научно-фантастический рассказ / Рисунки худ. А. Шпира // Всемирный следопыт, 1928, №2 – с.83-102
  • А. Ром. Сезам, откройся!!!: Рассказ // Всемирный следопыт, 1928, №4 – с.286-297
  • А. Конан-Дойл. Когда Земля вскрикнула: Научно-фантастический рассказ // Всемирный следопыт, 1928, №5 – с.349-361; №6 – с.434-443
  • Н. Н. Железников. В прозрачном доме: Научно-фантастический рассказ / Рисунки худ. С. Лодыгина // Всемирный следопыт, 1928, №7 – с.483-504
  • И. Дельмонт. Таинственный заповедник: Фантастический рассказ // Всемирный следопыт, 1928, №10 – с.741-753
    1929
  • Леонид Андреевич Черняк. Предки: Фантастический рассказ / Рисунки худ. А. Шпир // Всемирный следопыт, 1929, №1 – с.48-57 – [Вскоре редакция выяснила, что автор оказался плагиатором, а настоящий автор – Сергей Стечкин, опубликовавший этот рассказ под псевдонимом «Сергей Соломин» в 1913 году]
  • Михаил Васильевич Волков. «Баиро-Тун»: Фантастический рассказ / Иллюстрации – по рисункам автора // Всемирный следопыт, 1929, №2 – с.94-112
  • Б. Туров. Остров гориллоидов: Научно-фантастический роман / Рисунки худ. А. Шпир // Всемирный следопыт, 1929, №4 – с.243-258; №5 – с.365-386; №6 – с.450-469; №7 – с.528-546; №8 – с.612-628
  • А. Беляев. Изобретения профессора Вагнера: Творимые легенды и апокрифы: Материалы к его биографии, собранные А. Беляевым: [Научно-фантастический рассказ] / Рисунки худ. Б. Шварц // Всемирный следопыт, 1929, №4 – с.273-288
  • А. Конан-Дойл. Маракотова бездна: Фантастический роман. Часть вторая // Всемирный следопыт, 1929, №5 – с.345-353; №6 – с.470-474
  • Василий Ян. Загадка озера Кара-Нор: Рассказ / Рисунки худ. Б. Шварц // Всемирный следопыт, 1929, №7 – с.513-521
  • А. Беляев. Изобретения профессора Вагнера: Чертова мельница: Материалы к его биографии, собранные А. Беляевым: [Научно-фантастический рассказ] / Рисунки худ. Н. Кочергина // Всемирный следопыт, 1929, №9 – с.662-670
  • А. Беляев. Изобретения профессора Вагнера: Амба: Материалы к его биографии, собранные А. Беляевым: [Научно-фантастический рассказ] // Всемирный следопыт, 1929, №10 – с.723-738
  • От редакции: [О случае плагиаторства Л. Черняком, присвоившим себе рассказ Сергея Соломина «Предки» и понесшим за это уголовное наказание] // Всемирный следопыт, 1929, №10 – с.797
  • [Без автора]. Герберт Джордж Уэллс: Очерк // Всемирный следопыт, 1929, №11 – с.875-877
  • Д. Мак-Муллен. Столица пчёл: Рассказ / Рисунки худ. А. Пржецлавского // Всемирный следопыт, 1929, №12 – с.883-892
    1930
  • А. Беляев. Изобретения профессора Вагнера: Хойти-Тойти: Материалы к его биографии, собранные А. Беляевым: [Научно-фантастический рассказ] / Рисунки худ. Н. Кочергина // Всемирный следопыт, 1930, №1 – с.24-42; №2 – с.102-123
  • Я. Перельман. Пути к звездоплаванию: Очерк // Всемирный следопыт, 1930, №2 – с.135-140
  • А. Линевский. Листы из каменной книги: Палеоэтнографическая повесть // Всемирный следопыт, 1930, №3 – с.177-199, №4 – с.288-311
  • А. В. Луначарский. Пути следопыта: [Очерк] // Всемирный следопыт, 1930, №3 – с.233-234
  • А. Беляев. Город победителя: Этюд / Рисунки худ. Н. Кочергина // Всемирный следопыт, 1930, №4 – с.271-287
  • Мих. Зуев-Ордынец. Сказание о граде Ново-Китеже: Роман / Рисунки худ. Н. Кочергина // Всемирный следопыт, 1930, №8 – с.563-583; №9 – с.643-655; №10-11 – с.707-739; №12 – с.835-859
  • А. Беляев. Гражданин Эфирного Острова: [Очерк о К. Э. Циолковском] // Всемирный следопыт, 1930, №10-11 – с.796-800
    1931
  • Юрий Марк. Беломорск: Фантастический очерк / Рисунки худ. А. Медельского // Всемирный следопыт, 1931, №6 (июнь) – с.66-75
О журнале
  • В. Николаев. Предшественник: [О журнале «Всемирный следопыт»] // Уральский следопыт (Свердловск), 1970, №7 – с.49-50
  • Спартак Ахметов. Самолет, рожденный книгой: [О судьбе самолета, построенного на деньги читателей «Всемирного следопыта»] // Уральский следопыт (Свердловск), 1988, №8 – с.41-42
  • Дар «Следопыту» с берегов Невы: [Редакционная статья о получении от семьи Григорьевых 12 номеров (полный комплект!) журнала «Всемирный следопыт» за 1929 год] // Уральский следопыт (Екатеринбург), 2010, №6 – с.48

© Владимир Молод, 2016
© Виталий Карацупа, 2016-2018