Четверо молодых ленинградских студентов в рассказе Е. Войскунского и И. Лукодьянова «Алатырь-камень» (1962) приехали в Северную Карелию с фольклорной экспедицией: они собирали русские сказки и легенды у местных стариков. И во время этого научного похода было замечено, что в этих старых устных рассказах часто упоминается некий алатырь-камень, который одними специалистами по древностям предполагалось, что это алтарный камень Сионского храма, другими, что «алатырь» – испорченное греческое «электрон», «илектр», то есть янтарь. А янтарь, как известно, горит и даже электризуется, если его потереть суконкой. Так что эти удивительные свойства камня не зря остались в фольклоре северных народов. Считается, что прикосновение к нему передает слабому свойство камня – силу и крепость.

И вот, находясь у одного небольшого тихого озера, студенты увидели недалеко от берега в воде что-то яркое и светлое. «Там, где серые валуны уходили в воду, на ее темно серой поверхности переливалось и мерцало световое пятно, как будто фонарь под водой горит». Один из ребят, Володя, намазавшись свиным салом, полез в холодную воду и нашел на дне золотистую глыбу, величиной с бычью голову. Еще когда он обвязывал веревкой этот камень, его ощутимо ударило током, а уже на берегу, куда они вытащили чудо-камень, от него отковырнули кусочек, а место излома не только заметно посветлело, но и из него брызнул сноп света.

Предварительное обследование показало, что это не совсем янтарь. Предположительно – палеоянтарь, образовавшийся не из хвойных деревьев, а из каких-нибудь гигантский папоротников каменноугольного периода. А чуть позже на его поверхности, вдруг начало постепенно проявляться какое-то изображение человека с поднятой рукой, неясными фигурами на заднем плане и изломанной светлой полосой через весь рисунок. Такое впечатление, что когда камень застывал, на его поверхности отражалось то, что было вокруг, а ударившая в него молния не только зарядила камень, но и проявила на четверть миллиарда лет это окаменевшее мгновение из невероятно далекого прошлого. Вода же, куда по всей видимости попал затем артефакт, стала своего рода закрепителем.

Поэтому неудивительно, что вытащенный на воздух, ночью, когда ребята спали, этот чудесный палеоянтарь, лежавший в трех шагах от костра, загорелся. И горел долго чистым золотым огнем, источая запах древних ароматных смол, пока от него не осталась лишь горстка белого пепла.


© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ