Архив фантастики
Барьер Сантароги





Барьер Сантароги (Рис. Игорь Сенькин)

Действие романа Фрэнка Херберта «Барьер Сантароги» (The Santaroga Barrier, 1967-68) происходит в США, в расположенном в большой долине городке. Это внешне ничем не выделяющееся место, тем не менее, коренным образом отличалось от внешнего мира. Так, например, в Сантароге люди пользовались только продуктами и изделиями, произведенными в своей местности. Те, кто по каким-то причинам на долгое время отлучался отсюда (учеба в университете, командировка и прочее) все равно возвращались обратно. Тут не смотрели телевидения, не употребляли вездесущей рекламы, практически не существовало лжи и лицемерия. И, самое главное, не желали иметь дело ни с какими компаниями и организациями, которые пытались заиметь бизнес в этой местности. Это и послужило толчком к тому, что сюда начали присылать своих агентов, чтобы выяснить причину всего здесь происходящего. Но по каким-то, опять необъяснимым, причинам, все агенты погибали от несчастного случая. На этот раз крупная корпорация прислала в Сантарогу доктора факультета психологии Калифорнийского университета в Беркли Джилберта Дейзена, который до этого в этом учебном заведении учился с Дженни Сорж – жительницей этих мест, и во время учебы их связывала любовь. А потом Дженни возвратилась обратно на родину, и пару лет они не виделись.
И вот Дейзен прибывает в эту процветающую фермерскую общину, которая, как позднее он узнал, обязана своим благополучием созданному здесь кооперативу по производству всех без исключения продуктов питания. А те, которые здесь не выращиваются или не производятся, после импортирования их в долину, проходят какую-то специальную обработку. Постепенное привыкание к стилю местной жизни, общение с Дженни и ее отцом доктором Пайгетом, да и с другими жителями Сантароги, дает Дейзену некоторое представление в некоторых вопросах, но оставляет открытыми многие «Почему?». А после того, как психолог начал более активно (и не всегда законно) вникать в некоторые области местного социума, его начали «подстерегать» разные опасные случайности: еда оказывается отравленной, ребенок чуть не выстрелил в него из лука, ни с того ни с сего его автомобиль взорвался, в мастерской его чуть не придавило механическим подъемником и многое другое. Но самым опасным во всей этой истории он считал привыкание своего организма к Джесперсу. Этот компонент добавлялся в любую съедобную вещь, и словно наркотик прививал человеку не только привыкание к нему, но и самым натуральным образом просветлял сознание, после чего многие поступки и события казались мелкими и ненужными. Но Дейзен не верит в благостное действие Джесперса и пытается сопротивляться, чуть не доведя себя до безумия и паранойи. И хотя все закончилось благополучно, он не очень то поверил в объяснения доктора Пайгета, что все эти несчастные случаи, как и с его предшественниками, преподносили ему не конкретные люди, а… сама долина! Словно коллективный разум пытался сопротивляться с незаконным вторжением в свои чертоги.
Роман максимально стилизован под обычное реалистическое произведение, но постепенно нагнетаемая атмосфера непознанного и откровенного страха приводит в финале к неожиданной развязке. Дейзен, чуть не погибнув от передозировки Джесперса, решает остаться в Сантароге, невольно пройдя для этого все этапы: сближение с местными жителями, привыкание к местной добавке-наркотику и переворот в своем мировоззрении. В итоге он остается в Сантароге и предлагает Дженни руку и сердце, смиряется с влиянием Джесперса, но оставляет открытым последний вопрос: «Что же все-таки означает реальность?..»

© Виталий Карацупа, 2005