«Сад орхидей» – немецкий журнал, выходивший с января 1919-го по ноябрь 1921 года. Это уникальное издание было первым в мире журналом, посвященным фантастическому и эротическому в литературе и изобразительном искусстве. «Сад орхидей» выпускался в Мюнхене в издательстве «Dreiländerverlag». Всего было выпущено 54 номера.

Составитель – австрийский писатель Карл Ханс Штробль (Karl Hans Strobl).

Издатель – австрийско-немецкий писатель и художник Альфонс фон Цибулька (Alfons von Czibulka).

* * *

1919-й год не случайно стал стартовым для первого в мире фантастического журнала; крушение кайзеровского рейха, проигранная война, девальвация системы ценностей XIX века породили у людей глубокую неуверенность в жизни и стали причинами сильного стремления к новым концепциям как в политике так и в искусстве и литературе. Фантастика в 20-е годы прошлого столетия переживает свой расцвет. Вот и издательское дело в те лихие годы после мировой войны начало жить в ожидании скорых перемен. В 1918-1920 гг. издательства рождались как грибы после дождя. Одним из таких новорождённых стало «Драйлендерферлаг Мюнхен». Отцами-основателями издательства, возникшего 1 февраля 1919 года в Мюнхене, были Вальтер Шмидкунц, немецкий издатель и писатель на альпинистские темы, и барон Альфонс фон Цибулька. В 1918 году у этого дуэта возникла идея создания амбициозного журнала, который был бы целиком посвящён фантастическому искусству и литературе.

Название проекта: «Сад орхидей. Фантастические листки». Название было выбрано, конечно же, не случайно. Слово «орхидея» имеет греческое происхождение и означает «яичко» (анат.). Тем самым оно символизирует в равной степени как сексуальность, чувственное удовольствие так и нечто редкое, таинственное. Таким образом, название сигнализировало, что центральными темами журнала должны были стать фантастика, эротика, оккультизм.

Считается, что это самый первый в мире журнал, посвящённый фантастике, возникший на 4 года раньше известного американского журнала «Weird Tales» («Странные истории»). Если быть скрупулёзно точным, это не совсем так. Очень известный австрийский фантастиковед Франц Роттенштайнер провёл тщательные расследования и пришёл к выводу, что пальму первенства по-видимому придётся отдать журналу «Hugin», выходившему в Швеции в очень жалком оформлении с 1916 по 1920 годы (по другим данным по 1926 год). Когда в 1926 он прекратил своё существование, было выпущено 86 номеров. Журнал был творением главным образом одного человека, Отто Витта, шведского инженера и писателя. Хронологически ему последовал тоже посвящённый фэнтези американский журнал «The Trill Book», просуществовавший всего лишь один год (1919), но издаваемый очень уважаемым нью-йоркским издательством «Street & Smith», которое стало успешным в 1930-ые годы, издавая журналы «Astounding Science Fiction», «Unknown» и серии романов «Doc Savage», «The Man of Bronze».

А ещё был журнал «Stella». Уж не он ли был всё-таки самым первым? Журнал «Stella» выходил в Швеции как дополнение к еженедельной газете «Svenska Familj-Journalen Svea» с апреля 1886 года по август 1888 год в Швеции и выпустил за это время всего лишь 4 номера. В нём опубликованы фантастические произведения большинства ведущих европейских авторов, среди которых – Курд Лассвиц и Жюль Верн. Но т.к. найти копии этого уникального издания оказалось делом проблематичным, ряд исследователей пришли к выводу, что «Stella» была фикцией – розыгрышем со стороны шведского критика и исследователя фантастики Сэма Люндваля.

* * *

В качестве редактора «Сада орхидей» выступил молодой писатель, художник и переводчик барон Альфонс фон Цибулька (1888-1969). Рекламной вывеской и номинальным составителем журнала стал уважаемый автор и известный сочинитель фантастических рассказов и романов Карл Ханс Штробль, который, правда, не занимался редакционной работой в Мюнхене.

В пробном номере, вышедшем осенью 1918 года, смысл публикации был очерчен следующим образом: «Сегодня, когда становится неоспоримо ясно, что всё живое заканчивается фантастически, искусство движется по прямой к абсолютно фантастическому. По пути, которым оно шло c своего начала всех начал, потому что всё искусство есть фантастика, потому что оно безбрежно и непостижимо. А безбрежность, непостижимость и фантастичность имеют знак равенства. Всё отчётливей и понятней становится этот путь. Необходимость такой работы, проводящей эти потоки безбрежного духа в массы людей, хорошо видна невооружённым глазом. Так возникло это фантастическое обозрение. Всевозможная фантастика, гротеск, мрачные рассказы, ужас, тайна, привидения и приключения, приобретя художественную форму, будут являться на свидания в сад орхидей».

Из этих высказываний видно, что понятие фантастического трактуется очень широко. К нему присовокупляют также эротическую, детективную, приключенческую литературу и гротески. В соответствии с этим номера «Сада орхидей» содержат не только явную фантастику, но и примерно на одну треть беллетристику, попадающую под другие рубрики.

По поводу оформления говорилось: «У каждого номера будет цветная эффектная обложка и 24 страницы текста. Каждый номер будет содержать отдельные графические работы на целую страницу и множество более мелкой графики». Кроме того, была идея параллельно к журналу серия с фантастическими, оккультными и жуткими рассказами и романами, оставшаяся так и не реализованной, поскольку Штробль, Майринк и Перуц, давшие сначала согласие поддержать этот серийный проект, в последующем отступились от него.

Первоначально планировалась выпускать журнал каждые 2 недели. Обещания по объёму удалось сдержать только в первых номерах. Считается, что причиной стали дефицит с бумагой и экономическая нестабильность в послевоенные годы. Позже объём сократился до 15-16 страниц. Намеченных 26 номеров в год ни разу не удалось достичь. Среди объявленных авторов (Макс Кеммерих, Карл Ханс Штробль, Пауль Франк, Густав Майринк, Лео Перутц, Герман Эсвайн, Альбрехт Шефер, Отто Цоф, Альфред Дёблин, Л. В. Роховански, Леопольд Плайхингерб, Макс Пульвер, А. М. Фрай, Пауль Леппин) были некоторые, которые так и не нашли дорогу в «Сад орхидей». В 1920 году издательство «Драйлендерферлаг Мюнхен» перешло в собственность редактора Альфонса фон Цибульки. К середине третьего года выпуска в 1921 году журнал пришлось закрыть из-за недостатка подписчиков и покупателей. Издательство прекратило свою деятельность в 1927 году и оставшиеся экземпляры журнала были пущены на макулатуру.

* * *

Как говорилось выше, пробный номер журнала вышел в 1918 году. Далее журнал выходил на протяжении 3 лет: с января 1919 года по ноябрь 1921 год в формате 29,5 х 21 см. В первый год выпуска одна книжка стоила 80 пфенигов. Затем цены выросли до 1,20 марок (номера 1-4/1920), до 1,75 марок (номера 5/1920- 8/1920) и наконец до 2 марок.

В первом номере журнала было объявлено о 26 номерах в год, но уже в первом году своего существования вышло только 18 номеров, во втором – 24 номера, а в третьем всего лишь 12. К тому же номера становились всё тоньше, а в последнее время своего существования всё чаще сдвоенными. Таким образом, всего издательство выпустило 51 книжку и 54 номера (сдвоенные номера – 16/17 за 1919 год, 9/10 и 11/12 за 1920 год). Первоначально предполагалось выпускать журнал тиражом в 30 000 экземпляров, но на самом деле он оказался намного ниже запланированного.

И если «Сад орхидей», возможно, не первый журнал по фантастической литературе, но зато он может похвастать впервые изданным периодическим изданием фантастического жанра с уникальным графическим оформлением. Издательству помимо текстов были очень важны иллюстрации. Обложки журнала были, как правило, цветными, а внутренние страницы чёрно-белыми. Кроме того, имелись вкладки с репродукциями художников. С 1920 года выходило в свет ещё и «Роскошное издание Б» с оригинальной графикой и сигнатурой составителя (Штробля).

В рекламном тексте издательство так сформулировало эту мысль: «Сад орхидей», украшенный прекрасной графикой, то ужасно-безумной, то сатирически весёлой, с захватывающими пёстрыми, меняющимися от номера к номеру обложками и богатыми текстами (24 страницы) – единственный в своём роде журнал, доставляющий величайшее наслаждение».

И в самом деле, именно обложки – то самое, что по сей день впечатляет своей пестротой и изящной причудливостью мотивов и доминированием в оформлении журнала фантастики и эротики. Выбор внутренних чёрно-белых иллюстраций, часто экспрессионистских, эротических, макабрических и драматических, был не менее выдающимся. В оформлении журнала участвовали как известные, так и неизвестные художники: Альфред Кубин, Генрих Кляй, Карл Рабус, Отто Линнекогель, Макс Шенке или Вальтер Велленштайн, Отто Мук, Карл Риттер, Эрнст Хайгенмозер, Макс Крель, Отто Лиц, Рудольф фон Хёршельман, Анна Май, Эрих Годель, Рихард Кляйн, Коро Отай. Многие иллюстрации были оригинальными. Использовались также рисунки Гюстава Доре, Франсиско Гойя и Бёрдслей Обри.

* * *

Внимательное изучение более 170 вышедших рассказов позволяет сделать вывод, что литературное качество текстов далеко не всегда дотягивает до качества графики.

Наряду с оригинальными работами немецких авторов редакция использовала переводы современных английских, французских и русских авторов, а также перепечатки классических текстов. Среди оригинальных авторов – такие уважаемы имена как А. М. Фрай, Лео Перуц или Карл Ханс Штробль, однако в значительной степени присутствовали неизвестные авторы, любители, которые редко имели в своём багаже хотя бы одну опубликованную книгу. Из-за небольшого объёма номеров тексты представляют собой в основном маленькие эскизы или зарисовки, не оставляющие после себя глубокого впечатления. Гротески тоже чаще всего довольно поверхностны и зиждятся на какой-нибудь причудливой выдумке. Лишь немногие авторы убеждали читателя в солидности журнала (Леонгард Штайн, Пауль Франк, Вальтер Хайнрих).

Отдельные номера «Сада орхидей» выпускались тематическими и были посвящены соответствующим темам: «Фантастические любовные истории» (15/1919), «Бал привидений» (3/1920), «Детективные истории» (14,16/1920), «Галантные приключения» (19/1920), «Рогоносец» (5/1921), «Фантастика техники» (4/1920), «Электродемоны» (23/1920), «Моды и маски» (2/1921), «Сказки» (7/1921), «Посвящён помощи Сибири» (22/1921). В большинстве таких специальных номеров, как правило, доля фантастических произведений была минимальной.

Наряду с рассказами и стихами «Сад орхидей» содержит рубрику доктора Макса Кеммериха «Теплица. Удивительное и странное», посвящённую культурным курьёзам и оккультным феноменам, отчасти историческим феноменам, а также рубрику «Фантастические книги» с рецензиями на фантастическую и оккультную литературу. С номера 18 второго года издания существовала ещё одна рубрика Карла цу Ойленбурга «Толкование звёзд» на тему астрологии. Правда, она появилась всего три раза.

В конце каждого номера до 5-6 страниц были заняты рекламой в основном издательской деятельности и эротики. Также помещались объявления парикмахеров, штемпельных фабрик, магазинов, фотомагазинов.

* * *

Журнал рано столкнулся с трудностями различного рода. Сначала это была хозяйственная разруха в стране и связанный с этим дефицит бумаги. Чуть позже к ним присоединилось правовое преследование. Непристойные изображения отчасти вызвали возмущение у широкой публики. Номера 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 21 в 1920-м году и номера 3 и 5 в 1921-м попали под статью §184 имперского уголовного кодекса о печатной продукции, посягающей на нравственность, и поэтому были включены в «запретные списки письменных текстов», подлежащих изъятию.

Как уже упоминалось, со второго года выпуска номера стали тоньше, на третьем году появились двойные номера. Это уже были явные признаки упадка. К середине третьего года выпуска в 1921 году журнал пришлось закрыть из-за недостатка подписчиков и покупателей.

Несмотря на небольшое число подписчиков и уничтожение остатков журнала, до наших времён сохранилось немало экземпляров. Это связано с целевой группой, к которой адресовался журнал: состоятельные коллекционеры-библиофилы, отдававшие годовую подписку в переплёт или в специальную так называемую переплётную крышку, продаваемую издательством, или же в красиво оформленный частный переплёт. Кроме того, издательство продавало 50 эксклюзивных экземпляров каждого номера на более качественной бумаге, с дополнительной графикой и без рекламы. Владельцы очень красиво оформленных номеров надышаться на них не могли и на протяжении десятилетий держали их в «законсервированном состоянии». Ну и, наконец, журнал после своей кончины считался среди коллекционеров иллюстрированных книг престижной находкой. Хотя на рынке антикварной литературы имеется относительно большое количество экземпляров, цена на «Сад орхидей» в наше время постоянно повышается, не в последнюю очередь из-за растущего интереса к старой фантастической литературе. Так, в 2011 году, все номера второго года выпуска предлагались за 2000 евро у одного букиниста, у другого – за 4000 евро.

В то время, как многие любители фантастики знают про наличие такого журнала, о содержании отдельных номеров известно очень мало. Это связано с тем, что сами покупатели столь ценных номеров читают их редко и хранят журнал под замком в книжных шкафах, потому что при чтении ломкая бумага и чувствительный переплёт могут повредиться.

* * *

«Сад орхидей», сильно претендуя на интеллектуальный артистизм, нельзя рассматривать как эквивалент набирающим тогда популярность американским «палп»-журналам. Хотя он тоже печатался на бумаге низкого качества, что подчёркивает название «палп», на этом сходство заканчивается. Штробль и Цибулька обращаются не к читателям грошовых романов. Они позиционировали журнал как журнал искусства.

Что касается значения литературных оригинальных текстов, то оно, конечно же, не в состоянии конкурировать ни с американским журналом «Weird Tales», ни с немецким журналом «Моя газета» (1924-1929), в котором вышло куда больше фантастических рассказов. И всё же некоторые литературные тексты «Сада орхидей» представляет собой более пронзительные, яркие и в какой-то степени уродливые выросты хлещущей через край человеческой фантазии в литературной жизни Германии после Первой мировой войны, отражающие дух того времени.

В отличие от «Weird Tales», классического примера раннего фантастического журнала, стремлений реанимировать «Сад орхидей» в наше время не наблюдается. Уж слишком короткое время продержался журнал на рынке, чтобы сделать себе имя. Да и последующие десятилетия в Германии, похоже, не предлагают благоприятной почвы для креативной, выходящей за свои рамки фантастики, как это было в Веймарской республике (период в Германии с 1919 по 1933 годы).

В какой-то степени сыграл свою роль и тот факт, что Штробль и Цибулька, были близки к идеям национал-социализма. Штробль вступил в партию (НСДАП) и был активным функционером от литературы в Третьем рейхе, а Цибулька создавал националистические произведения, вызывавшие похвалу со стороны представителей правящей партии. Так что, после 1945 года в советской оккупационной зоне книги обоих оказались под запретом.

библиография выпусков
01 Titel: Der Orchideengarten
Вып.1 – 1919 (январь). – 24 с. 80 пфеннигов
02 Titel: Der Orchideengarten
Вып.2 – 1919 (январь). – 24 с. 80 пфеннигов
25 Titel: Der Orchideengarten
Вып.7 – 1920 (январь). – 16 с. 2 марки

© Вячеслав Короп, 2020

НАВЕРХ