Зак Авенир (Авраам) Григорьевич
(20 августа 1919 – 11 июля 1974)















Советский драматург и киносценарист. Родился в г. Бердянск (Таврическая губерния УССР – ныне Запорожская обл., Украина).

«Авенир Зак... Ава.... Аванчик, как звали его близкие.... Родился в девятнадцатом году, в Бердянске. Накануне того дня, когда ему следовало появиться на свет, Бердянск заняли белые. Части Красной Армии, в которых служил его отец, были вынуждены оставить город. Ава рассказывал – разумеется, со слов отца, – что тот не отходил от орудий, нацеленных на Бердянск, боясь, что снаряды попадут в родильный дом. Обошлось. Бердянск снова заняли красные, и его рождение произошло вполне благополучно. Наверно, мать Авы не испытывала никакой тревоги, может быть, и не подозревала о той опасности, которой подвергается. Во всяком случае, эта неординарная ситуация нисколько не отразилась на новорожденном. Ава обладал на редкость спокойным и выдержанным характером» (Исай Кузнецов).

В 1940 году, окончив среднюю школу, поступил на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С. М. Эйзенштейна). Во время Великой отечественной войне был в эвакуации в Алма-Ате, где работал с Сергеем Юткевичем, у которого в 1944 году и закончил институт. Успел поработать вторым режиссером на постановке фильмов «Первоклассница» и «Два капитана». А затем его неожиданно уволили «по сокращению штатов» и он перешел на место режиссера детского отдела телевидения.

Свою литературную деятельность начал в 1949 году. Сочинял для своего друга, композитора Михаила Зива, отослал рукопись так и не напечатанной повести в издательство «Молодая гвардия». Дебютом же стала литературная обработка сценария Евгения Шварца «Первоклассница» для кружков художественной самодеятельности. А с 1950 года писал исключительно в соавторстве с Исаем Константиновичем Кузнецовым. Первая совместная работа – пьеса о французских пионерах «Вперёд, отважные!», премьера которой состоялась 1 июня 1951 года в Центральном детском театре. Они создали ряд сценариев для телепрограмм, театральных пьес, по их сценариям поставлены известные фильмы «Достояние республики», «Пропавшая экспедиция» и др. К примеру, одним из наиболее ярких спектаклей раннего «Современника» стала постановка Олегом Ефремовым их пьесы «Два цвета» в 1959 году.

Исай Кузнецов вспоминал: «Лёва Копелев, знакомя нас с кем-нибудь, представлял каждого из нас, как «полудраматургов», Давид Самойлов в своей шуточной поэме, имея в виду нас, назвал соавторов-драматургов Мюр и Мюрелиз. Павел Нилин, посмеиваясь, уверял, будто в Иркутске была гостиница Зака и Кузнецова, куда извозчики со станции заманивали постояльцев. Однажды кто-то по телефону спросил Авину жену Галю: «Вы ... жена Зака и Кузнецова?» Какой-то графоман, решив, что главный человек в нашем дуэте – еврей Зак, который, собственно и пробивает пьесы, предлагал Аве быть его соавтором и обещал платить больше, чем «этот Кузнецов». Один шутник утверждал, что «Зак и Кузнецов» – это псевдоним некоего автора, который на самом деле пишет один. В том же роде шутливо высказался и Сергей Михалков. На заседании приёмной комиссии Союза писателей, при обсуждении нашего заявления, кто-то спросил: «А как это они пишут вдвоём?» «А также как Салтыков-Щедрин и Шеллер-Михайлов», – сказал Михалков».

В литературном наследии авторского дуэта есть и обращение к фантастике. В 1957 году было опубликовано «волшебное представление» «Сказка про сказки», а в самом начале 1970-х был написан сценарий «Сапиенс» по рассказу Александра Беляева «Хойти-Тойти». Но самым известным творением соавтором оказался сценарий детского научно-фантастического фильма «Москва – Кассиопея», написанный ими в начале 1970-х годов. Этот фильм вышел на экраны в 1973 году на киностудии детских фильмов имени М. Горького. Режиссером картины, которая заработал пять призов на различных Международных кинофестивалях, стал известный советский кинорежиссер НФ фильмов Ричард Викторов. В центре сюжета – реализация грандиозного проекта юного пионера Вити Середы, преследующего своей целью достижение земным звездолетом планеты из системы звезды Шедар (Альфа созвездия Кассиопеи), с которой незадолго до этого были получены радиосигналы от разумных существ. Полет на космическом корабле «ЗАРЯ» (Звездолёт Аннигиляционный Релятивистский Ядерный), экипаж которого составляют исключительно 14-15-летние школьники, должен был продлиться несколько десятилетий, но из-за тайком пробравшегося на корабль озорника и выдумщика Феди Лобанова, «ЗАРЯ», превысив скорость света, оказывается у цели на 27 лет раньше намеченного срока.

А год спустя на экраны выходит продолжение – фильм «Отроки во Вселенной», которая имела такой же успех, как и первая часть дилогии. В продолжении – экипаж высаживается на планету и вступает в контакт с жителями нового мира, пережившего планетарную катастрофу. Созданные жителями Шедара роботы захватили власть над живыми существами, которых с помощью особой процедуры лишали чувств и эмоций. Земляне помогают оставшейся кучке жителей уничтожить энергетическую станцию и спасти обитателей Шедара.

Интересно, что сценаристы написали единый сценарий, без деления на два фильма, но когда объём отснятого материала превысил стандартный хронометраж советского фильма, из Госкино СССР было получено разрешение снять две картины. Сценарий назывался «Москва – Кассиопея», а заголовок «Отроки во Вселенной» пришлось авторам выдумать после разделения сценария надвое. Как вспоминал позже Исай Кузнецов: «...когда фильм уже был готов, критик Брандис, которому эти фильмы очень нравились, пригласил меня – это было где-то в 75 году, и Авенир Григорьевич тогда уже умер – с фильмом в Ленинград. Он устроил показ этих картин для ленинградских фантастов. И надо сказать, что приняли они фильмы в штыки! Они говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей - то есть они подходили к этому с точки зрения ученых. Они смотрели фильм с позиции чистой научной фантастики. Только Борис Стругацкий говорил обтекаемо и был наиболее лоялен – он ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме существует масса вещей противоречащих любой науке, даже с фантастическими допущениями. Например, эти роботы, падающие в обморок, от вопроса, А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе? Это была ирония по отношению к настоящей фантастике. Но ирония не злая, а довольно добродушная... В общем, написание этого сценария было чисто игровой затеей».

Здоровье у писателя было неважное, он страдал слабым сердцем и очень нестабильным давлением, в 1964 году пережил инфаркт, после чего часто болел и лежал в больнице. Скончался Авенир Зак в Москве на 55 году жизни. Похоронен на кладбище в известном подмосковном писательском дачном поселке Переделкино.
Произведения автора (в соавторстве с Исаем Кузнецовым)
    Сборники
  • 1968 – Солнечное сплетение
  • 1968 – Пропало лето; Спасите утопающего
  • 1976 – Два цвета
  • 1988 – Утренние поезда
  • 1990 – Пропавшая экспедиция
  • 2013 – Москва – Кассиопея

    Повести

  • 1968 – Пропало лето
  • 1968 – Спасите утопающего
  • 1973 – Достояние республики
  • 1990 – Пропавшая экспедиция

    Пьесы

  • 1952 – Вперёд, отважные!
  • 1956 – Сказка о сказках
      То же: Под названием «Сказки про сказки»
  • 1960 – Два цвета
  • 1962 – Солнечное сплетение
  • 1962 – Единственный племянник
  • 1965 – Приглашение к подвигу
  • 1966 – Взрослые дети
  • 1968 – Слово из песни
  • 1968 – Приключения Витторио
  • 1972 – Пятнадцатая весна
  • 1973 – Весенний день тридцатого апреля
      То же: Под названием «Весенний день 30 апреля»
  • 1976 – Генка Мухин – жертва случая
  • 1976 – Нескладный парень
  • 1987 – Вечерние игры

    Киносценарии

  • 1972 – Москва – Кассиопея – [входит и продолжение «Отроки во Вселенной»]
  • 1988 – Утренние поезда
  • 1988 – Пропавшая экспедиция

    Фильмография и экранизации

  • 1953 – Два брата с Арбата – короткометражный фильм
  • 1960 – Колыбельная
  • 1963 – Пропало лето
  • 1963 – Утренние поезда
  • 1967 – Спасите утопающего
  • 1968 – Любить (автор одного из сюжетов)
  • 1969 – Мой папа – капитан
  • 1971 – Достояние республики
  • 1973 – Москва – Кассиопея
  • 1974 – Отроки во Вселенной
  • 1975 – Пропавшая экспедиция
Награды и звания
  • 19.. – вторая премия на Конкурсе сценариев от Министерства кинематографии за сценарий «Москва – Кассиопея»
  • 1977 – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (посмертно) за художественный фильм-дилогию «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»
Отдельные издания
  • Вперёд, отважные!: Пьеса в 3-х д., 6-ти карт. / В соавт. с Исаем Кузнецовым: Режиссерские указания заслуженного артиста РСФСР лауреата Сталинской премии З. Сажина; Рис. Г. Филипповского. – М.-Л.: Детгиз, 1952. – 64 с. – (Школьная библиотека). 100 000 экз. 1 р. 50 к. (о)
  • Вперёд, отважные!: Пьеса в 2-х д., 8-ти карт. / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: Искусство, 1952. – 124 с. 5 000 экз. 1 р. 65 к. (о)
  • Вперёд, отважные!: Пьеса в 4-х д., 8-ти карт. / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Рис. В. Богаткина. – М.-Л.: Детгиз, 1952. – 88 с. 30 000 экз. 2 р. 40 к. (п)
  • Сказка о сказках: Пьеса в 3 д. / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: Бюро распространения драматических произведений ВУОАП, 1956. – 55 с. 50 экз. (о)
  • Сказка о сказках: Пьеса в 3 д. / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Худ. В. В. Красновский. – М.: Искусство, 1957. – 60 с. 7 000 экз. 1 р. 15 к. (с.о.)
  • Сказка про сказки: Волшебное представление в двух действиях / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Рис. Л. И. Мильчина. – М.: Детгиз, 1957. – 64 с. 115 000 экз. 5 р. 80 к. (п)
  • Сказка про сказки: Волшебное представление в двух действиях / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Рис. Л. И. Мильчина. – М.: Детгиз, 1959. – 96 с. – (Школьная библиотека для нерусских школ). 45 000 экз. 1 р. 65 к. (о)
  • Солнечное сплетение: Пьеса в 2-х д. / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: Отдел распространения драматических произведений ВУОАП, 1962. – 65 с. 100 экз. (о)
  • Единственный племянник: Комедия-шутка в 3-х д. / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: Отдел распространения драматических произведений ВУОАП, 1962. – 65 с. 100 экз. (о)
  • Приглашение к подвигу: Комедия в 2-х ч. / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: Отдел распространения драматических произведений ВУОАП, 1965. – 73 с. 50 экз. (о)
  • Солнечное сплетение: Пьесы / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Худ. Б. А. Мессесер. – М.: Советский писатель, 1968. – 336 с. 12 000 экз. 73 коп. (п)
      Два цвета: Драма в 2-х д. – с.5-85
      Взрослые дети: Пьеса в 2-х д. – с.87-176
      Слово из песни: Драма в 2-х д. – с.177-268
      Солнечное сплетение: Пьеса в 2-х д. – с.269-334
  • Приключения Витторио: Героическая комедия в 2-х ч. / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: Отдел распространения драматических произведений ВУОАП, 1968. – 82 с. 100 экз. (о)
  • Пропало лето; Спасите утопающего: Юмористические киноповести / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Рис. Г. Валька. – М.: Детская литература, 1968. – 160 с. 50 000 экз. 36 коп. (п)
      Пропало лето – с.3-91
      Спасите утопающего – с.92-159
  • Москва – Кассиопея: Фантастическая комедия / В соавт. с Авениром Заком; Режиссерская разработка Р. Викторова. – М.: Киностудия имени М. Горького, 1972 (о)
  • Пятнадцатая весна: Пьеса в 2-х ч. / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: Бюро распространения драматических произведений ВУОАП, 1972. – 72 с. (о)
  • Весенний день тридцатого апреля...: Драматическая хроника в 2-х ч. / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: Бюро распространения драматических произведений и информационно-рекламных материалов ВААП, 1974. – 82 с. 75 экз. (о)
  • Пропало лето; Спасите утопающего: Юмористические киноповести / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Рис. Г. Валька. – [Изд. 2-е.] – М.: Детская литература, 1974. – 160 с. 100 00 экз. 39 коп. (п) – подписано к печати 21.12.1973 г.
      Пропало лето – с.3-91
      Спасите утопающего – с.92-159
  • Два цвета: Пьесы / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Худ. В. А. Родченко. – М.: Советский писатель, 1976. – 320 с. 92 коп. 15 000 экз. (п) – подписано к печати 07.07.1976 г.
      Весенний день 30 апреля: Пьеса – с.5-66
      Два цвета: Драма – с.67-126
      Солнечное сплетение: Пьеса – с.127-176
      Приглашение к подвигу: Комедия – с.177-234
      Генка Мухин – жертва случая: Комическое происшествие – с.235-284
      Нескладный парень: Комедия – с.285-319
  • Вечерние игры: [Пьеса]: В 2 ч., с 4 воспоминаниями и фантасмагорией / В соавт. с Исаем Кузнецовым. – М.: ВААП-Информ, 1987. – 74 с. 75 экз. (о)
  • Утренние поезда: Драматические произведения для кино и театра / Худ. В. Е. Валериус. – М.: Искусство, 1988. – 526 с. 15 000 экз. 1 р. 80 к. (п) – подписано к печати 18.03.1988 г.
  • Пропавшая экспедиция: Повести / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Худ. В. Васильев. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 224 с. – (Стрела). 1 руб. 100 000 экз. (о) ISBN 5-235-00879-0 – подписано к печати 31.10.1989 г.
      И. Кузнецов. Предисловие – 2-я стр. обл.
      Достояние республики – с.5-102
      Пропавшая экспедиция – с.103-218
  • Москва – Кассиопея: Сценарии научно-фантастических фильмов / В соавт. с Исаем Кузнецовым; Обложка: Б. Покровского; Рис. Р. Штерн. – Екатеринбург: Издательский дом «Тардис», 2013. – 134 с. – (Фантастический раритет, вып.163). 800 экз. (о)
      И. Кузнецов. Предисловие – с.5-6
      Москва – Кассиопея – с.7-67
      Отроки во Вселенной – с.68-132
Публикации в периодике и сборниках
  • Вперёд, отважные!: Пьеса / В соавт. с Исаем Кузнецовым // Пионерский театр. – М.: Молодая гвардия, 1952 – с.
      То же: Пьеса / В соавт. с Исаем Кузнецовым // Пионерский театр: Сборник второй. – М.: Молодая гвардия, 1953 – с.
  • Сказка о сказках: Пьеса / В соавт. с Исаем Кузнецовым // Пионерский театр: Сборник седьмой. – М.: Молодая гвардия, 1958 – с.
  • Два цвета: Пьеса в 2-х действиях / В соавт. с Исаем Кузнецовым // Москва театральная. – М.: Искусство, 1960 – с.
  • Взрослые дети: Драма в 4-х действиях / В соавт. с Исаем Кузнецовым // Театр, 1966, №9 – с.85-131
  • Весенний день тридцатого апреля: Драматическая хроника в 2-х частях / В соавт. с Исаем Кузнецовым // Театр, 1973, №2 – с.6-32
  • Достояние республики. Приключенческая повесть / В соавт. с И. Кузнецовым // Мир приключений: [Альманах; Вып.17]. – М.: Детская литература, 1973 – с.439-536
  • Достояние республики: Киносценарий / В соавт. с Исаем Кузнецовым // Детектив, приключения, фантастика. – М.: Киноцентр, 1995 – с.
Публицистика
  • Невероятно, но факт!: [Статья о художественном фильме «Айболит-66»] / В соавт. с И. Кузнецовым // Искусство кино, 1967, №3 – с.18-31
Об авторе
  • Ян Березницкий. Когда фильм талантлив: [О художественном фильме «Колыбельная» (авт. сценария А. Зак и И. Кузнецов; режиссер М. Калик)] // Искусство кино, 1960, №6 – с.24-28
  • [Зак Авенир Григорьевич, Кузнецов Исай Константинович] // Советские детские писатели: Биобиблиографический словарь (1917-1957). – М.: Государственное издательство детской литературы, 1961 – с.
  • Зак Авенир Григорьевич, Кузнецов Исай Константинович // Драматурги советского кино: Творческие портреты. Вып.1. – М.: Союзинформкино, 1983 – с.
  • И. Соловьёва. Утро вечера мудренее: Парный портрет на фоне 60-х // Театр, 1990, №6 – с.
  • М. И. Громова. Зак Авенир Григорьевич, Кузнецов Исай Константинович // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997 – с.183-185
  • Исай Кузнецов. Ава. Из неопубликованной прозы: [Об Авенире Заке] // Студия (Берлин), 2010, №14 – с. , 2011, №15 – с.

© Виталий Карацупа, 2013-2018