• То же: В русском переводе под названием «Подходы»

Действие рассказа Филипа Фармера «Отношения» (Attitudes, 1953) начинается в кают-компании космического корабля «Леди Удача» за игральным столом. Среди играющих присутствовал атеист Роджер Тандем – лудоман, то есть человек зависимый от азартной игры, по совместительству шулер, способный пользоваться во время игры психокинезом и другими экстрасенсорными способностями. Кроме него за игральным столом сидели член монашеского ордена Святого Джейруса отец Джон Кэрмоди, капитан судна Роудс и еще несколько пассажиров.

В беседы между играющими речь зашла о религии, причем Тандем откровенно «подкалывал» отца Джона. Согласно прогнозу Тандема священник будет всячески добиваться его расположения, убеждать в том, что является хорошим, искренним человеком, а затем неожиданно приподнимет перед своей жертвой крышку адского котла и предложит заглянуть туда в расчете на то, что его собеседник испугается вечных адских мук и сразу же кинется под крыло Матери-Церкви.

Встретив мягкий и спокойный отпор, Тандем, заявил, что отцу Джону Кэрмоди едва ли удастся обратить его когда-либо в свою религию, потому что у священника нет правильного «отношения». У пяти других игроков, сидящих за столом, брови поднялись в гримасе недоумения, а капитан Роудс чуть растерянно заметил: «– Черт побери, Тандем, что... м-м-м... что вы имеете в виду, говоря... м-м-м... что у него нет правильного отношения?» Однако, Тандем лишь продолжил настаивать на своем, добавив, что правильным «отношением» не обладают и другие его партнеры по игре.

Далее корабль был вынужден для пополнения запасов воды совершить посадку на планете Кубейя, где вообще не было землян. Вопреки запрету капитана Тандем решил минимально исследовать эту планету, и обнаружил то, что его приятно взволновало. У подножия холма двумя концентрическими кругами располагалась толпа аборигенов, и ошибиться относительно цели их занятий было просто невозможно. В малом, внутреннем, кругу все стояли на коленях, внимательно наблюдая за неким предметом в центре окружности. Все остальные сгрудились вокруг, столь же пристально наблюдая за предметом, который напоминал флюгер. Но, естественно, таковым не был. Судя по поведению собравшихся лиц, Тандем догадывался о его предназначении. Сердце у него радостно подпрыгнуло. Ошибки тут быть не могло. Запах азартной игры он чувствовал за милю. Эта несколько отличалась от ее земных разновидностей, но суть была той же самой.

Сами аборигенами оказались гуманоидами с коричневой кожей и треугольными лицами, лишенными растительности, с шестью отростками на верхней губе и черными одутловатыми носами. На них были надеты черные рубахи и белые бриджи до колен. Тандем протиснулся в толпу аборигенов, наблюдающих за игрой. На него обратили внимание, но убедившись в его безобидности, вернулись к прежнему занятию. Чтобы оказаться в первом круге, больших усилий тоже не понадобилось. «Крупье» ответил ему загадочным, но явно заинтересованным взглядом, после чего вскинул над головой обе руки, скрестив по два из четырех пальцев на каждой кисти. Толпа, дружно повторив этот жест, ответила ему хриплым вскриком. Затем «крупье» опустил руки, и игра продолжилась.

Сама по себе игра оказалась совсем не сложной и представляла собой вариацию известной земной игры в «бутылочку». Отличие состояло лишь в том, что в качестве «бутылочки» использовался муляж аборигена, лежащий лицом вниз. При этом он был насажен штырем на пупок. Пробормотав какой-то речитатив, свидетельствующий о том, что игра была не только игрой, но и религиозной церемонией, «крупье» ухватил муляж за руку и стал раскручивать его. Когда вращение замедлилось, игрок, затаив дыхание, сел на корточки и в ожидании удачи протянул к ней руки, безмолвно взывая к судьбе, что во всей Галактике выглядело одинаково, на каком бы языке ни возносились моления. Каждый из участвующих имел маленькую статую крутящегося муляжа. Тандем был уверен, что они сделаны из платины. В процессе кручения муляжа аборигена маленькие статуи подбрасывались в воздух. Если она втыкалась головой или одной из конечностей в землю, а остановившаяся «вертушка» указывает на игрока рукой или ногами, ему доставались все статуэтки.

Поменяв свои часы на фигурку, Тандем немедленно включился в игру. При этом он решил воспользоваться своей способностью к психокинезу, чтобы останавливать «вертушку» в нужном месте. Однако, ему хватало ума не выигрывать несколько раз подряд, чтобы не возбуждать у аборигенов заслуженные подозрения. Порой он поддавался и сознательно проигрывал, тем не менее, горка выигранных фигурок подле него все росла и росла. И он стал уже подумывать о том, как он сможет вынести все это без скандала. Но пока шла игра, и Тандем, будучи заядлым лудоманом, был совершенно опьянен ощущением победы.

В конце концов, среди играющих осталось лишь четыре аборигена, имеющих фигурки. При этом глаза «крупье» почему-то были заполнены слезами. И тут в самый решающий момент игры и совершенно некстати по мнению Тандема появился отец Джон Кэрмоди. Он вспомнил одну публикацию в «Межпланетном журнале сравнительных религий», посвященную религии планеты Кубейя, и пришел спасать зарвавшегося лудомана. Оказалось, что выигравшего в азартную игру человека на этой планете распинали в качестве жертвы богу, а затем насаживали пупком на штырь и продолжали игру-богослужение. Отец Джон Кэрмоди мог бы все это рассказать Тандему, но тот, опьяненный игрой, едва ли был способен понять смысл его слов. В результате, монаху пришлось включить свои психокинетические способности и привести Тандема к тому, что тот в процессе игры сам проигрался дотла. И лишь потом до авантюриста дошло, какая судьба его ожидала.


© Из статьи Вячеслава Алексеева
«Иисус на Марсе: религия в творчестве фантаста Филипа Фармера»

НАВЕРХ