Действие повести Филипа Фармера «Ночь света» (Night of Light, 1957) разворачивается на планете Радость Данте, или
Кэриен, как называют ее сами аборигены. Раз в семь лет благодаря таинственному излучению Солнца Кэриена происходит Ночь Света, в ходе
которой материализуются скрытые образы и подсознательные комплексы жителей планеты. Сила подсознательных образов настолько велика, что
их материализация может быть опасной для жизни самих аборигенов и жизни их близких. Поэтому подавляющее большинство жителей предпочитает
принять снотворное и крепко заснуть. Однако наиболее подготовленные лица, уверенные в чистоте своих помыслов и связанные с религиозным
культом, господствующим на планете, переживают Ночь Света.
Повествование начинается с жуткого эпизода – уже проявляющее себя излучение Солнца планеты Радость Данте материализует лицо убиенной землянином Джоном Кэрмоди его жены Мэри. Материализация происходит прямо в воздухе, и Кэрмоди безуспешно пытается поймать скальп своей бывшей жены. Эта материализация свидетельствует о том, что Кэрмоди где-то подсознательно, глубоко в душе испытывает раскаяние за убийство жены. И все же Кэрмоди далеко не простак, он является глубоко преступной личностью. Он прибыл на планету Радость Данте не только для того, чтобы скрыться от Интерпола на периферии Сообщества Цивилизаций. Его манит другая, куда более масштабная цель – стать богоубийцей, а именно убить воплощенного в живом теле доброго бога Иесса, служащего субъектом религиозного почитания для обитателей Радости Данте.
На планете Радость Данте помимо Кэрмоди находятся еще два землянина – монахи отец Скелдер и отец Раллукс. Отношения между ними были прохладными – отец Раллукс представлял либеральное крыло Церкви, а отец Скелдер был ярым консерватором. Кэрмоди по каким-то причинам, может быть, из-за денег, а, может быть, просто из хулиганских побуждений, завербовался быть стукачем, доставляющим отцу Скелдеру нужную информацию о религиозных нравах жителей Радости Данте. Именно с ним Кэрмоди связался сразу после того, как ему не удалось поймать материализовавшийся в воздухе скальп своей жены. Кэрмоди проинформировал отца Скелдера, что принял участие в довольно скучных религиозных ритуалах, а затем радостно сообщил, что они были затем оживлены впечатляющей сексуальной оргией, имеющей религиозный подтекст.
Затем отец Скедлер все же признался, что в некотором смысле секс отвратителен, и человеку после полового акта лучше принять очистительный горячий душ. Далее Кэрмоди сообщил, что в своих сексуальных ритуалах аборигены планеты Радость Данте выражают любовь и признательность богине-создательнице Бунт, даровавшей им радость жизни. Затем Кэрмоди повесил трубку и усмехнулся, представив гримасу отвращения на лице монаха: «Теперь, он, наверное, стоит и, закрыв глаза, беззвучно читает молитву о спасении его души, оскверненной грехом, имя которому разврат».
Хотя трое землян, в сущности, ненавидели друг друга, судьба соединила их вместе для выполнения общей миссии. «– Послушай, Скелдер, – сказал однажды Кэрмоди, – ты и Раллукс посланы антропологической Федерацией и Церковью для изучения так называемой Ночи Света на планете Радость Данте и, если получится, побеседовать с живым богом Иессом, доказав при этом его лживость. Но вы хотите сделать нечто большее: схватить его, сделать ему инъекцию наркотика и заставить публично покаяться, признать, что религия аборигенов – обман. И вы думаете, что здесь нет состава преступления?»
В ответ на это Скелдер заявил, что готов нести любое наказание, лишь бы не упустить возможности уничтожить фальшивую религию. Культ Иесса уже распространился на другие миры. Эта религия стала пародией на обряды Церкви, а кроме того, эти жуткие сексуальные оргии... Многие планеты уже отказались от Христа, например мир звезды Комеони, где сам епископ и его сорокатысячная паства стали ренегатами и предпочли поклоняться не Иисусу Христу, а богу Иессу. Помимо Иесса аборигены Радости Данте поклонялись аналогу Богоматери – богине Бунт. Она представляла собой типичное языческое дуалистическое божество. На иконах правая половина ее лица была воплощением добра – полуприкрытым глазом она с материнской любовью нежно смотрела на доброго бога Иесса, прильнувшего к ее правой груди. Вторая половина лица богини была искажена злой гримасой и соответствующим образом смотрела на злого бога Алгули, кусавшего сосок ее левой груди.
В реальности Ночи Света Джон Кэрмоди убедился не только на собственном опыте, когда в ее преддверии на его глазах материализовался скальп его жены, но и из рассказов миссис Кри, аборигенки, у которой он снимал комнату. Ее муж в период своей жизни предпочитал сидеть, смотреть на птиц и читать философские сочинения. Он был молчалив, избегал шумного общества и презирал труд. В Ночь Света муж миссис Кри превратился в дерево, которое теперь росло в дворике рядом с ее домом. Ствол его снизу был раздвоен и срастался на уровне пояса. Два толстых сука напоминали руки, расставленные как бы в жесте удивления. Под микроскопом клеточная структура «дерева» выглядела довольно любопытно. В ней переплелись признаки клеточного строения человека и растения.
Потом отец Скелдер поспорил с миссис Кри о том, кому стоит поклоняться – Иессу или Иисусу Христу, и хозяйка чуть не придушила монаха за непочтительное отношение к своей религии, что было одним из проявлений возрастающего излучения Солнца планеты.
Земляне решили пережить Ночь Света, воспользовавшись шлемами, гасящими излучения Солнца планеты Кэриен. Но вот пришла Ночь Света, и оказалось, что шлемы не смогли защитить землян, и их подзнательные и подавленные мысли стали вылезать наружу. Оказалось, что Скелдер, несмотря на обет безбрачия, не смог до конца подавить свою сексуальность. В результате, он превратился в гнусного сатира. Его бритый череп покрылся нежным пушком, который даже во мраке ночи казался золотистым. Ноги его совершенно деформировались и являли собой нечто среднее между ногами человека и быка. Колени прогнулись назад, а ступни изогнулись так, что он мог передвигаться только на носочках, как балерина на пуантах. На месте пальцев ступней появились желтые роговые наросты-копыта.
Отца Раллукса мучили совсем иные проблемы. Он страдал от того, что согласно его религии после смерти большая часть людей отправится в ад на вечные муки.
Покинув обоих монахов, Джон Кэрмоди отправился в храм, где должен был находиться живой бог Иесс, чтобы совершить самое грандиозное преступление во Вселенной – убить Бога. Иесс оказался старым и весьма ироничным субъектом. Увидев Кэрмоди, он сказал: «Ты несчастный страдающий маленький дьявол. Ты погиб в тот самый момент, когда похвастался, что живешь так, как не смеет жить никто». Иесс совершенно не испугался, когда Кэрмоди наставил на него свой пистолет. Кэрмоди выстрелил и стрелял до тех пор, пока не закончилась обойма. Затем он бросился бежать и очутился возле пьедестала. На нем возвышался кэриянин, который из-за излучения Солнца планеты, похоже, постепенно превращался в статую. Кэрмоди зачем-то сунул ему палец в рот, и кэриянин немедленно сжал его челюстями.
Тем временем рядом с Кэрмоди оказались шесть человек. Они откровенно расхохотались над щекотливым положением, в котором оказался землянин. Среди этих шести был знакомый ему кэриянин Тэнди, поклонник бога Иесса, который иронично сказал: «И этот шут хотел убить Бога!». Именно в этот момент вся гордость и самомнение покинули Кэрмоди навсегда. Тэнди продолжил: «Ты убил старого Иесса, приятель. Он знал, что так случится и сам предупредил меня об этом, еще до того, как наступила Ночь. И теперь мы ищем Седьмого, чтобы возлюбить Мать-богиню и стать отцами маленького Иесса».
Тут к Кэрмоди, укушенному статуей, приблизились еще шесть человек, которые тоже искали седьмого участника, но с противоположной целью – для того, чтобы на свет родился злой бог Алгули. Обе группы старались заполучить Кэрмоди, поскольку включение в состав Семи Отцов землянина дало бы им прекрасную возможность распространить влияние своей религии на другие планеты Сообщества Цивилизаций. Кэрмоди испытал крайне мучительные, чудовищные колебания между добром и злом, колебания относительно того, к какой из двух групп ему примкнуть. Но в этот момент перед ним вновь материализовалась лицо убитой им жены. Это стало последней каплей. В результате, Кэрмоди решил присоединиться к почитателям доброго бога Иесса.
Отрезать зажатый челюстями статуи палец при помощи ножа оказалось не так больно и трудно как думалось. Вслед за этим поклонники злого бога Алгули зашатались и мертвыми упали навзничь. Уже после того, когда все свершилось, Кэрмоди внезапно увидел двух людей, которых уже не надеялся увидеть. Это были отец Скелдер и отец Раллукс. Исчезло страдание с лица отца Раллукса, его сменило спокойствие и умиротворенность. Исчезла жесткость и резкость лица отца Скелдера. На его губах играла мягкая улыбка. Джон Кэрмоди возродился к добру. Вернувшись на Землю, он стал христианином и вступил в монашеский орден Святого Джейруса. На этом заканчивается первая часть повести «Ночь света».
Вторая часть производит впечатление незавершенного и не слишком интересного произведения. Речь в ней идет о том, что отца Джона Кэрмоди через двадцать семь лет после пережитой им Ночи Света направляют на планету Радость Данте. Дело в том, что на планете Кэриен произошли некоторые изменения. Царствующий там бог Иесс приступил к широкому и агрессивному миссионерству. Более того, он решил заставить пройти через Ночь Света всех жителей планеты, хотя существовала опасность того, что три четверти населения планеты при этом просто погибнет. Однако Иесс, похоже, хотел таким образом избавиться от всех почитателей злого бога Алгули. Основания для реализации этого проекта он обнаружил в священных книгах Кэриена. «Разруливать» эту ситуацию отправили отца Джона Кэрмоди, поскольку он был одним из Семи Отцов нынешнего бога Иесса.
Приземлившись в промежуточном космопорте, отец Джон понял, что противостояние христиан и иесситов зашло слишком далеко. Он оказался свидетелем безобразной сцены, когда толпа сторонников консервативной организации «Христианское Спасение» бурно выражала свое негодование из-за присутствия в космопорте небольшой группы инаковерующих, носящих перстень с кругом и двумя перекрещивающимися копьями - отличительным знаком поклонников бога Иесса. В конце концов, между двумя группами возникла драка, и в нее оказался вовлечен сам Кэрмоди.
После этого инцидента в беседе с епископом Замзой на его прямой вопрос о том, считает ли он богиню Бунт и бога Иесса истинными божествами, отец Джон Кэрмоди предпочел уклониться от прямого ответа. Он сказал по этому поводу лишь то, что если бы остался на Кэриене, то стал бы иесситом, но он вернулся на Землю и примкнул к Церкви. Позднее ему устроят встречу с богом Иессом, и там на вопрос живого бога о том, как он может не верить в абсолютную истинность религии богини Бунт, будучи одним из Семи Отцов, отец Джон снова уклонился от прямого ответа. Похоже, он думал, что к каждой цивилизации Господь обращается на понятном ей языке.
В Церкви многие по понятным причинам не разделяли такую точку зрения. Помимо организации «Христианское Спасение» была еще одна суперконсервативная организация – «Каменный Фундамент Церкви». В космическом корабле, направляющемся на планету Радость Данте, отец Джон опознал одного из адептов этой организации – Аль Лефтина, которого помнил еще по своему преступному земному прошлому. Потеряв его из виду в суматохе прилета, отец Джон вновь увидел Аль Лефтина, когда тот курил, что было немыслимо для фундаменталиста. Кэрмоди стал подозревать, что Аль Лефтин был нанят и подослан фундаменталистами для убийства бога Иесса. Далее в повести возобладал детективный сюжет, и вопросы религии уже никак не затрагивались.
© Из статьи Вячеслава Алексеева
«Иисус на Марсе: религия в творчестве фантаста Филипа Фармера»