В романе Филипа Фармера «Иисус на Марсе» (Jesus on Mars, 1979) описывается, как на фотографии поверхности Марса был обнаружен некий предмет правильной формы, который явно мог быть лишь продуктом деятельности разумных существ. В связи с этим возникло предположение, что это космический аппарат пришельцев. В итоге, экспедиция землян, отправленная к Красной планете, обнаружила в ее пещерах смешанное поселение, состоящее из прибывших когда-то в Солнечную систему гуманоидов – крешийцев и землян, которых они вывезли с Земли.

Земляне были древними иудеями времени, когда проповедовал Иисус Христос. Но самым шокирующим являлось то, что духовным вождем этого поселения был Сам Господь. Но не Тот, которого мы знаем по Евангелию, а Мессия в понимании иудеев своего времени, то есть человек, а не воплощенный Бог. Он не был рожден от Девы посредством непорочного зачатия и не совершал чудес во время Своей земной жизни. Иисус с Марса также признал, что Он будучи человеком ошибался, когда утверждал, что после Своей крестной смерти вскоре вновь явится на Землю. При этом, однако, Фармер старательно обходит стороной щекотливый вопрос о том, что произошло с Иисусом после Его распятия на кресте, а именно – он банально умер или все же воскрес?

После того, как корабль крешийцев совершил вынужденную посадку на Марсе, Иисус явился им, и евангелист Матфей узнал Его. При этом Иисус совершил множество чудес, и именно по этой причине Его были вынуждены принять в качестве Мессии не только иудеи, но также более продвинутые в смысле технологий и морали крешийцы. В поведении Иисуса с Марса присутствовала, однако, одна раздражающая деталь – большую часть времени Он почему-то проводил в атомном реакторе, который заменял подземному поселению марсиан Солнце.

Но кем на самом деле был Иисус с Марса? Для капитана корабля землян Ричарда Орма это был далеко не праздный вопрос. Дело в том, что Орм был воспитан в семье протестантов-фундаменталистов. Однако, после того, как в университете Орм познакомился с теорией эволюции, он отошел от буквального понимания Ветхого Завета, но в буквальное понимание Нового Завета все же продолжал свято верить. Столкнувшись на Марсе с соображениями крешийцев и иудеев об Иисусе, возглавлявшем общину марсиан, Орм по понятным причинам стал подозревать, что Иисус с Марса на самом деле является антихристом. Эти подозрения укреплялись тем обстоятельством, что Иисус с Марса намеревался прилететь со своим народом на Землю и основать там Царство Божие.

В тексте романа присутствует также еще одна крайне подозрительная деталь, имеющая прямое отношение к личности Иисуса с Марса. В беседе с Ормом этот самый Иисус рассказал ему то ли в шутку, то ли всерьез об одной истории. Иисус предположил, что крешийцы во время путешествий по Космосу могли посетить некую планету, где существовали некие «электромагнитные феномены», которые на самом деле представляли собой живые и разумные существа. Крешийцы не смогли это понять, и один из таких «электромагнитных феноменов» смог прилепиться к телу и душе одного из крешийцев. Прикрепившись к его душе, это существо обрело также его совесть, и эта совесть подсказала ему, что паразитировать на душе и теле другого живого существа грешно. Именно поэтому после посещения Земли и вынужденной посадки крешийцев на Марсе «электромагнитный феномен» материализовал себя в виде Иисуса и ввел в заблуждение как крешийцев, так и землян-иудеев. Ввести всех в заблуждение совесть ему почему-то позволила. Вся эта странная история, которую Иисус с Марса рассказал, повторюсь, то ли в шутку, то ли всерьез, заставила Орма еще больше сомневаться в Его божественном статусе.

А далее последовала экспедиция на Землю с целью основать там Царство Божие. Но сначала астронавты, обнаружившие на Марсе поселение крешийцев и иудеев, рассказали ошарашенным землянам об Иисусе и Его миссии. Более того, к ним обратился также Сам Господь. При этом Он говорил не только о пище духовной, но также о вполне земных, понятных вещах. Он пообещал людям спасение от болезней, а также неограниченное продление жизни, то есть технологии, которыми обладала более продвинутая цивилизация крешийцев. Единственным условием было приобщение к истинной религии, которую нес этот самый Иисус. Он, однако, предупредил лицемеров о возмездии – принятие Мессии с Марса должно было быть искренним, и эту искренность будет легко проверить. В связи с этим Иисус напомнил лукавым людям об аде и его вечном огне. На мониторе при этой угрозе маска добра исчезла с лица Иисуса, и пламя обещанного ада отчетливо вспыхнуло в Его глазах.

А еще Иисус с Марса рассказал землянам о других поразительных вещах. Он, в частности, сообщил, что ученые Марса работают над проектом воскресения всех мертвых. В сущности, Иисус с Марса додумался в данном пункте до идеи русского философа-космиста Николая Федорова, который полагал, что мы должны воскресить своих предков, собирая их по атомам силой науки и техники.

Тем временем намерение Иисуса с Марса прилететь на Землю вызвало там чудовищный раздор. Одни приняли Его как Мессию, другие отвергли. Это относилось в том числе к евреям Израиля. Кнессет большинством голосов все же запретил приземление Иисуса вблизи Иерусалима. Папа Римский объявил Иисуса с Марса антихристом. Патриарх Константинопольский повторил это суждение. Архиепископ Кентерберийский отложил решение вопроса до лучших времен. Баптисты в своем большинстве также пришли к выводу о том, что Иисус с Марса является антихристом. Вместе с тем, возникли также протестантские секты, принимавшие Иисуса с Марса как Мессию. Священники индуизма, ислама и буддизма отнеслись к Иисусу с Марса с презрением. Но в их пастве опять же произошел раздор.

Думая о том, кто такой Иисус с Марса, Ричард Орм, командир корабля, обнаружившего поселение марсиан, испытывал чудовищные сомнения. В какой-то момент он все же пришел к выводу о том, что Иисус с Марса является лжепророком или даже самим антихристом. Именно поэтому Орм решает Его убить. Однако, в конечном счете, Орм спасает Иисуса от брошенной в Него гранаты. И тогда он понимает, что готов отдать за Иисуса с Марса жизнь, кем бы Он ни был, подлинным Мессией или «электромагнитным феноменом», который когда-то в ходе космического путешествия прилепился к душе одного из крешийцев.


© Из статьи Вячеслава Алексеева
«Иисус на Марсе: религия в творчестве фантаста Филипа Фармера»

НАВЕРХ