3001: Последняя космическая одиссея




Артур Кларк в романе Артура Кларка «3001: Последняя космическая одиссея» (3001: The Final Odyssey, 1997) подробно выписывает моменты никак не влияющие ни на сюжет, ни на понимание мира, зато, когда начинается что-то интересное, текст вдруг превращается в скоростной конспект («Я встретился с Боуменом и он мне поведал». Что именно поведал читателю не очень понятно, но поведал).
Общество трёхтысячного года практически не описано, если, конечно не считать технических достижений. Нам только сообщается, что там демократия. Очевидно, автор считает, что этим сказано всё. Как бы не так! В древних Афинах, например, демократия прекрасно сосуществовала с рабством. Экономическая формация и политическая вовсе не обязаны совпадать. За некоторые преступления людей временно лишают самосознания и превращают на какое-то время в биороботов. Герой не интересуется за что наказали его камердинера: то ли убил кого-то, то ли книгу библиотечную потерял. Мол, чрезмерный интерес к патологиям, есть сам патология. Но минуточку, система наказаний может очень многое рассказать об обществе и его морали. Есть же разница между убийством и потерей книги.
Мельком, как нечто само собой разумеющиеся, упоминается, что с изобретением «мыслителя» (нейроколпока). люди стали плохо относится к инакомыслящим! Это что же за утопия такая?! А автор представляет это общество именно как высокотехническую утопию. Хотя возможно тут просто плохой перевод или автор неверно выразил свою мысль. Так же мельком сообщается, что в этом обществе есть несколько тысяч суперграждан с особыми привилегиями. Какими и за что – молчание.
Я понимаю, что Кларк, судя по его текстам, убеждённый сциентист (философия, что общество должно строиться строго по науке) и ничего против этого не имею. Никто ещё не доказал мне, что сциентизм это плохо). Но если ты пишешь о подобном обществе, то будь добр покажи мне достаточно подробно социум, а я уж решу нравится мне подобный мир или нет. В тексте это не сделано.
Как и во всём тексте – многочисленные противоречия с предыдущими томами. Самый вопиющий момент, что создатели монолитов не могут перемещаться быстрее света, что явно противоречит томам один и два. Кларк видно и сам понимает, что пишет, что-то не то: поэтому Боумен вдруг сообщает, что пару раз летал в некой световой оболочке, возможности которой превосходят технологии создателей монолитов. Это что же получается: есть контролирующая цивилизация второго порядка превосходящая создателей монолитов, а Боумен что-то вроде двойного агента? Вот тут то Фрэнку и вцепиться в него мёртвой хваткой: пусть объяснит поподробней. Но тому, похоже, наплевать?! Ну ладно, тогда было немножко не до этого – мир спасали, в условиях жёсткого временного лимита, но задуматься то он точно должен.
Что за странную игру затеял монолит с затмениями по всей Солнечной, собирался ли он взорвать светило или нет. И если да, то за что. Странно, как-то: казнь спустя тысячу лет после некоего отклонения в развитии, которое то ли было то ли нет? За тысячу лет ситуации вполне может кординально измениться. В любом случае для принятия окончательного решения его хозяева должны по меньшей мере прибыть лично, что бы разобраться на месте.
Почему после занесения в монолит вируса тот исчез физически? Я вообще сильно сомневаюсь, что создатели монолита не предусмотрели бы никакой защиты от компьютерных вирусов. В романе утверждается, что все информационные системы должны действовать по одной логике. Но ведь и все биологические системы в принципе подвержены болезням, что не отменяет имунную систему.
Непонятный эпилог. Кто там собрался судить и кого. Между эпилогом и основным текстом нет никакой смысловой связи. Можно, конечно, понять, что некие демиурги собираются вершить над нашей вселенной страшной суд. Но только какое это имеют отношение к остальному тексту? Эпилог словно взять от другой вещи.

© Олег Костенко, 2019