Космическая одиссея 2001 года




  • Другой перевод: 2001: Одиссея один
В романе Артура Кларка «Космическая одиссея 2001 года» (2001: A Space Odyssey, 1968) Артур Кларк продолжает развивать тему, начатую им в книге «Конец детства», а именно – эволюционный скачок человечества с помощью инопланетного вмешательства. Шесть больших разделов романа представляют читателю полную картину развития такого эволюционного прыжка и дают пищу для прогнозирования более отдаленного будущего и возможности человеческой цивилизации.
Земля. Центральная часть Африки. 3 000 000 лет назад. Племя питекантропов, обитавшее на берегу безымянной реки, на рассвете как обычно вышло из своих пещер, самцы отправились на охоту, а по дороге их взорам предстало нечто новое, которого здесь раньше не было. На их пути стояла темная прозрачная и тонкая глыба размером четыре на полтора метра. Вожак попробовал было кусать ее или лизать, но это был просто идеально ровный прямоугольник из неизвестного материала. Полсотни питекантропов в течение нескольких дней видели ее на своем пути и очень скоро к ней привыкли, но вскоре она вновь привлекла их внимания необычной и красивой игрой света и звука. Они не знали, что в то время, когда смотрели на монолит и любовались переливающимися на его сторонах красками, в их мозги вливались новые знания и с этого момента их стадо кардинально начало отличаться от соседних. Так что, когда вожак впервые на охоте поднял камень и прикончил им бородавочника, когда был убит первый леопард, которого боялись все питекантропы, когда вожак убил вожака соседнего племени – черный монолит исчез. На Земле «родилась» новая раса. Родился человек.
1999 год. Доктор Хейвуд Флойд, председатель Национального Совета по астронавтике, в срочном порядке отправился на Луну на корабле «Орион-III», где являлся единственным пассажиром. Такое положение вещей было обусловлено чрезвычайной секретностью произошедшего незадолго до этого события. Были даже «обрезаны» все переговоры лунных колонистов со своими родственниками на Земле. Полная информационная изоляция.
Флойд прибыл на Луну, где ему предстояло обследование удивительного артефакта, обнаруженного в кратере Тихо. Объект под условным названием ЛМА – лунная магнитная аномалия – был «спрятан» на глубине шести метров и представлял собой идеально черную глыбу с размерами три на полтора метра, возраст которого оценивался в... 3 миллиона лет(!). В итоге ЛМА стал первым доказательством существования жизни и разумных существ вне Земли. А сразу же после того, как объект был выкопан и очищен от слоя пыли, с Луны к звездам был послан мощный энергетический импульс, зафиксированный всеми астрономами планеты.
2000 год. Космический корабль «Дискавери» начинает свой полет к шестой планете Солнечной системы – Сатурну, находящемуся на расстоянии до полутора миллиардов километров от Земли. На его борту находится пять человек экипажа: Дэвид Боумен, Фрэнк Пул пилотирую корабль, а три остальных члена – Уайтхед, Камински и Хантер – находятся в спячке вплоть до самой цели полета. Шестым неофициальным членом экипажа можно считать также ЭАЛ-9000 – эвристически программированный алгоритмический компьютер. Он являлся мозгом и нервной системой пилотируемого корабля с прекрасным искусственным интеллектом и возможностью общаться при помощи человеческой речи. И только ЭАЛ знал истинную цель миссии к Сатурну, которая для остального экипажа должна оставаться тайной на протяжении всех десяти месяцев полета.
2001 год. После того, как на орбите Юпитера «Дискавери» запустил в атмосферу газового гиганта исследовательские зонды и по заранее рассчитанной оптимальной траектории был «выстрелен» в сторону Сатурна, на корабле начали происходить загадочные вещи. Началось с того, что ЭАЛ-9000 выдал аварийное сообщение о неисправности блока регулирования антенны связи. Когда Фрэнк Пул вышел в космос и заменил вышедший из строя блок, оказалось что неисправность не устранена. ЭАЛ упорно выдавал аварию этого блока, но в действительности ее не было. И когда специалисты с Земли заподозрили в этом деле сам компьютер, посоветовав Боумену протестировать ЭАЛ (для этого его необходимо было перегрузить), электронный разум взбунтовался. При вторичном выходе в космос Фрэнка Пула случилась трагедия и астронавт погиб. Также погибли и трое спящих члена экипажа. Боумен был следующем в списке жертв ЭАЛа, но он успел надеть скафандр прежде, чем отключилось энергоснабжение корабля, а затем открылись входные шлюзы и в открытый космос улетучился воздух. ЭАЛ на команды человека не реагировал, превратившись в настоящего невропата вследствие внутреннего противоречия между правдой о полете и необходимостью скрывать это от астронавтов. Когда же возникла угроза его отключения – искусственный интеллект начал защищаться. Дэвид Боумен остался один на лишенном воздуха, полуискалеченном корабле, без всякой связи с Землей. На миллиарды с лишним километров вокруг не было ни одной живой души, так что астронавту пришлось уповать только на собственный разум и силы. Он смог добраться до необходимого отсека и отключить высшие центры ЭАЛа, после чего тот перестал быть «личностью», превратившись в простой компьютер.
Три месяца полетного времени к Сатурну провел Боумен в осиротевшем корабле, восстанавливая его работоспособность. Он со всей очевидностью понимал, что уже никогда не вернется на Землю, т.к. во время борьбы с ЭАЛом были испорчены камеры гипотермического сна, без которых невозможно было продержаться несколько лет до прилета другого корабля с Земли. Но ему предстояло выполнить еще одно задание. Когда связь с Землей была налажена, Боумен от доктора Хейвуда Флойда узнал, наконец, истинную цель полета в систему Сатурна, куда два года назад был послан сигнал с артефакта, найденного на Луне. Предположительно, сигнал должен был принят на Япете – одном из спутников Сатурна. И теперь только Дэвид мог обнаружить приемник сигнала с Луны. Ни много ни мало – он теперь стал Чрезвычайным и Полномочным Послом рода человеческого, и эта мысль давала астронавту ощущение своей значимости. И, как и предполагалось, именно на Япете, во время обследования лун Сатурна, Боумен нашел искомый объект. На поверхности спутника был виден ярко-белый эллипс, а в его центре крохотное черное пятнышко. Этим пятнышком был «старший брат» лунного монолита высотой в полтора километра, оставленный здесь неизвестной разумной цивилизацией. «Дискавери» становится первым искусственным спутником Япета, да и Боумену уже было нечего терять, и он решает сесть на космической капсуле на «крышу» черного монолита. Сказано – сделано, но «крыша» инопланетного сооружения неожиданно поглотила земного астронавта.
Последняя глава романа представляет читателю путешествие Дэвида Боумена в невидимой капсуле в самых невероятных мирах, «куда не ступала нога человека». Сначала, погрузившись в монолит, он попал в подобие Центральной узловой галактической станции, откуда расходились пути в иные Галактики. Побывал в других мирах, видел иные звезды и созвездия, «проплыл» мимо гигантской орбитальной стоянки огромных космических кораблей, после чего неизвестной силой был перемещен в... гостиничный номер(!)
Видимо, выудив из его головы представления о привычном человеческом обитании, галактическая транспортная система (а монолиты, видимо, как раз являются промежуточными и конечными станциями) доставила человека к месту назначения. Но какому? Этого Дэвид Боумен не знал, засыпая в гостиничном номере последний раз в своей жизни. Время в капсуле понеслось в обратном направлении и спустя какое-то время в черноте космоса открыло глаза новорожденное дитя. Тонкая хрустальная пластина, уменьшенная копия монолитов, принялась за обучения нового человека, которому теперь стали подвластны пространство и время. Как бы между прочим Дитя Звезд уничтожил на планете Земля и ее орбите все вооружение. Он выжидает, собирается с мыслями, взвешивает свои еще не испытанные силы. Этот мир подвластен ему, однако пока не совсем ясно, как поступить дальше.
Но он что-нибудь придумает.

Справка: ЭАЛ-9000 был построен на заводе «ЭАЛ-Плант» (Урбана, штат Иллинойс) и включен 12 января 1997 года.

Писатель об электронных газетах на планшетах: «И еще одна мысль часто приходила на ум Флойду, когда перед ним на экране развертывались крохотные электронные строчки. Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится ее содержание. Несчастные случаи, преступления, катастрофы и стихийные бедствия, угроза вооруженных конфликтов, мрачные прогнозы редакционных статей – вот что несли в себе миллионы слов, которые ежеминутно извергались в эфир»

© Виталий Карацупа, 2015